Надеюсь, Вы будете счастливее меня Новиков Н

Лариса Оболенская-Азбукина
Москва, как много в этом звуке….Каждый дом, каждый переулок хранит свою историю во времени. Какой была Москва много лет назад и как влияли на ее жизнь великие современники того времени…
Петровские  реформы в середине 18 века повлияли на развитие страны. Вот и Москва стала приобретать международное  значение культурного центра Русского государства.
      В то время было только три московские школы: навигационная, медицинская и артиллерийская.  Существовала с 1687 года при Заикоспасском монастыре и Славянско-греко-латинская академия. В ней прошли обучение Ломоносов Михаил Васильевич, поэты В.К. Тредиаковский, А.Д.Кантемир. Их творческая деятельность была направлена на укрепление национальной культуры России. В  1755 году открылся Московский университет с двумя гимназиями. А ведь до открытия университета дети дворян обучались дома.
Университет – немного о нем. В 1757 году университет занимал два помещения: в одном – у Воскресенских ворот (сейчас это здание Исторического музея) – были общежития, библиотека, кабинеты, лаборатория, книжная лавка и типография, а на Моховой – аудитории и столовая. Думаю, что все знают – университет был создан по инициативе М.В.Ломоносова, который и сейчас носит его имя.
     Поступил после обучения у деревенского дьячка в родовом имении своего отца Автодьино-Тихвинское (сейчас Ступинский район М.О.) в возрасте тринадцати лет и Николай Новиков. Отцовский дом стоял на Б.Полянке на тихой московской окраине в то время. Грязные  немощеные улицы, домишки маленькие, конюшни и погреба. Об учебе Новикова известно немного. Но его имя значилось в списке награждаемых учеников.
В то время обучение было не ахти какое: хороших, добросовестных преподавателей было мало, да еще и родители постоянно отвлекали своих чад от науки: то на именины, то на крестины, а то и вовсе без всякой причины. Итог конечно печальный – некоторые гимназисты учились всего тридцать или сорок дней за год. Была в то время и черная доска – на ней писали имена прогульщиков, и карцер! В него сажали в конце каждого месяца особо провинившихся.
И вот «за ленность и нехождение в классы» в «Московских новостях» появилась фамилия Николая Новикова, который постоянно отлучался из-за болезни отца.
Пришлось Николаю отправляться на службу в Петербург в лейб-гвардии Измайловский полк, куда по обычаям дворян того времени записывали с детства. А так как при новой императрице Екатерине П военная служба стала приятным времяпрепровождением, Николай решил использовать эту возможность и занялся самообразованием. В 1767 году начитанный и высокоэрудированный Н.Новиков с несколькими наиболее образованными гвардейцами был направлен в Москву для занятий письмоводством в Комиссии по составлению нового Уложения для выработки нового свода законов. Открытие комиссии было  в Успенском соборе Кремля,  а заседания проходили в Грановитой палате.
Так как я хочу рассказать только о периоде проживания писателей в Москве, я пропускаю подробности Петербургской жизни. Николай Новиков в апреле 1779 года переехал в Москву на постоянное жительство. Его имя уже было очень известно в России. Журналы «Трутень», «Живописец», «Утренний свет». Он издает «Опыт исторорического словаря о российских писателях», ,«Древнюю Российскую вивлиофику» - сборник древних статей и актов.  Опубликованы в ней  ярлыки ордынских ханов русским митрополитам, договорные грамоты Великого Новгорода с тверскими и московскими великими князьями (1263—1571), духовные, договорные и др. грамоты великих и удельных князей, частноправовые акты бояр и дворян (1328—1585), статейные списки и описания посольств в разные страны, записки об истории Сибири (конец 15 — начало 18 вв.), родословные знатных боярских родов, описания путешествий митрополита Исидора во Флоренцию и папского посла А. Поссевина, сказание о С. Т. Разине, житие Ф. Ртищева и многое другое.
Но хотя деятельность Новикова была под постоянным наблюдением  Екатерины П,  с ее позволения в 1778 г. будущий издатель берет в аренду университетскую типографию, подписывает контракт сроком на 10 лет, обязавшись платить за аренду 4500 рублей. Это огромная по тем временам сумма. Ведь типография тогда была в очень плачевном состоянии. Зато к 1780 году эта типография уже не уступала лучшим европейским типографиям. В ней за первый год вышло 45 изданий: это и Ж.Ж.Руссо, комедии Хераскова и  многие другие, на следующий год издано много учебников, полное собрание сочинений А.П.Сумарокова, «Нравоучения древних философов». Газета «Московские ведомости» перешла вместе с типографией к Новикову и стала благодаря его деятельности по словам Н.М.Карамзина «богаче содержанием». Число подписчиков умножалось ежегодно.
На отдых и развлечения Новикову почти не оставалось времени. Но он навещал своих старых друзей М.М.Хераскова, братьев Трубецких. В доме Николая Трубецкого познакомился Николай со своей будущей женой. Александрой Егоровной Римской-Корсаковой – племянницей хозяина. Брак был недолгим и не очень счастливым, потому что решение о вступлении в брак руководствовалось больше разумом, чем сердцем. У Новикова на руках осталось трое детей.
В результате трудовой деятельности Новиковым была создана новая большая типография на 20 печатных станков. Здание основное находилось на Лубянке и не сохранилось. Частично были помещения и на Никольской улице. Здесь издавались научные, философские труда, романы и пьесы, учебники, пособия по народному просвещению…., благодаря Новикову русское общество познакомилось с лучшими образцами западноевропейской культуры. Новиков проявлял заботу о своих работниках. Да не только о них. У Типографской компании была своя собственная больница и хорошо оборудованная аптека, из-за границы были выписаны фармацевт – заведующий и пять провизоров. И бедным лекарства из Типографской компании отпускались БЕСПЛАТНО.
Компания отправляла за границу молодых людей для завершения образования, помогала создавать школы и безвозмездно оказывала помощь беднякам. В результате неудачно составленной купчей на покупку особняка графа И.С. Гендрикова на Садовой-Спасской, Новиков «купил» 100 тысяч рублей долга.
Тем не менее это не остановило Новикова в продолжении благотворительной деятельности. Он организовал широкую помощь голодающим крестьянам в неурожайные 1786-1878 годы. Горноуральский горнозаводчик Григорий Максимович Походяшин помог ему и предложил 50 тысяч рублей на покупку хлеба.
Николай Новиков не мог равнодушно относиться к голодающим и страдающим людям: «Я видел огромное число несчастных малюток на груди матерей. … их исхудалые бледные личики, воспаленные глаза, полные слез и мольбы о помощи, тонкие, высохшие ручонки, протянутые к каждому встречному с просьбой о корке черствого хлеба…»
Екатерине не нравилась просветительская деятельность Новикова. А может быть, она завидовала любви, которую он снискал в народе, особенно среди студенчества. Контракт на университетскую типографию не был возобновлен. После покупки гендриковского дома долги увеличивались… Пошатнулось здоровье. И Новиков уезжает в свою деревню.
Казалось бы, можно было бы и оставить в покое его. Но не тут-то было. Екатерина требовала, чтобы жизнь Новикова была контролируема. Улик и даже мало-мальски серьезного повода найти не удалось. Но когда Князь Прозоровский предложил создать Указ, Екатерина возразила: «Надобно найти причину». Искать пришлось недолго....
После этого был произведен обыск в книжных лавках Москвы, и в Автодьино. И хотя типографского оборудования в имении Новикова не обнаружили, как и компрометирующих книг, вскоре большинство новиковских изданий было сожжено. Тайное следствие. Руководил допросами Князь Прозоровский. Новикова перевезли в Шлиссельбургскую крепость. Просветительскую деятельность Новикова Екатерина истолковала как государственное преступление, «по сим законам достойное тягчайшей и нещадной казни», которую Екатерина «следуя сродному ей человеколюбию» заменила на 15 лет заключения в сырых казематах Шлиссельбургской крепости. Имущество Новикова по ее указу было продано с публичного торга. Хорошо, хоть друзей и единомышленников Новикова она не тронула. Павел 1, ненавидевший свою мать, когда взошел на престол, вернул свободу узникам. Под номером первым стояло имя Новикова, а под двадцать вторым в Указе была запись о Радищеве, сосланном в Сибирь Екатериной.
Николай Иванович  был окончательно сломлен и морально и физически. Прожив безвыездно в своем имении 20 лет, он несколько раз пытался вернуться к литературной и общественной деятельности. Но попытки были неудачными. Дети остались в бедности. Его не стало 31 июля 1818 г. 

Хотелось написать о писателях, которые жили в Москве, или точнее о московском периоде жизни и творчества. Но судьба Новикова потрясла меня до глубины души. Главной причиной его ареста, гонений стала помощь голодающим….

«Я заводил народные школы, издавал книги, но что может сделать один человек?!» «Надеюсь, Вы будете счастливее меня…»
Новиков хотел видеть народ «очеловеченным». А Ваше мнение?



Литература: Русские писатели в Москве, М. "Московский рабочий". 1973