Ампир - стиль империи

Светлана Шаляпина
Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/08/23/1488

В начале XIX века во Франции сформировался новый художественный стиль - ампир. 

Ампир (фр. Empire - "империя") - исторический художественный стиль, получивший распространение в странах Западной Европы, в том числе, в России, в первой трети XIX века. 

"Имперский" стиль опирался на художественное наследие древней Греции и императорского Рима, отличался парадным великолепием, массивностью крупных объёмов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую силу. Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир представляли собой переработку или повторение образцов античного искусства.
  
Стиль ампир стал финальным этапом классицизма. Это был последний из классических художественных стилей, который во второй половине XIX века сменился искусством периода историзма, неостилей и эклектики.
Перерождение классицизма в официальный имперский стиль произошло во Франции во время правления Наполеона Бонапарта (1804-1815 годы). 

Хронологические рамки ампира узки, они ограничены, с одной стороны, завершением правления Директории во Франции (1799 г.), а с другой - первой реставрацией Бурбонов (1814 г.).

Создателями стиля ампир являются французские архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен. Наполеон, восторгаясь пышностью и помпезностью их проектов, назвал Персье и Фонтена своими личными архитекторами, оставил у себя на службе и никогда не колебался в своем выборе.

За короткое время фактически волей одного императора и двух его придворных архитекторов-декораторов, Шарля Персье и Пьера Фонтена, прозванных "братьями Диоскурами", был создан вполне оригинальный художественный стиль.

С приходом ампира искусство становится более масштабным, монументальным, пафосным. Вместе с тем, в ампире присутствовали и элементы романтизма, они выражались в древнеегипетских мотивах, которые украсили архитектурные элементы строений. Интерес к Египту должен был показать Францию как преемницу древних цивилизаций и империй, укрепить государственную идеологию. (Здесь уместно вспомнить поход Наполеона в Египет). Римские мотивы и египетский декор объединились в ампире, не нарушая единства стиля. 

В 1804 году Наполеон провозгласил себя императором. Он создал новое имперское дворянство, пышный императорский двор. Победоносные войны с коалициями держав, блистательные победы, огромное расширение территории империи и превращение в фактического повелителя всей Западной (кроме Великобритании) и Центральной Европы способствовали необычайной его славе.

И теперь ампир как нельзя лучше подошёл к новому образу Франции - страны-завоевательницы. Далеко идущие планы правителя были призваны усиливать ощущение величия растущей империи и могущества её императора, подчёркивать его заслуги перед отечеством. Искусство должно было стать проводником этих идей.

Но многие искусствоведы считали французский ампир холодным и жёстким, направленным только на возвеличивание и монументальность.
А многие историки называют ампир, внедрённый Наполеоном, стилем декораций за излишнюю помпезность и угодливость императору.

Наполеон и его свита желали пышности, великолепия, амбиции вели их устремления к мировому господству, поэтому они хотели параллелей с Древним Римом, который считали образцом государственности. Во славу императорских походов были установлены Триумфальные арки, величественные колонны.

Триумфальная арка (l’Arc de Triomphe du Carrousel) была воспроизведена по приказу Наполеона в честь его военных побед по образцу древнего сооружения Септимия Севера. Она предназначалась для парадного проезда императора во дворец Тюильри, являвшийся резиденцией Наполеона в Париже. 

Триумфальная арка "в древнеримском стиле" на Площади Звезды (площади Шарля де Голля) была построена  по приказу Наполеона в ознаменование побед его "Великой армии" архитектором Жаном-Франсуа Шальгреном. На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армиями, а также имена 558 французских военачальников.
За основу была взята композиция однопролётной Триумфальной арки Тита на римском Форуме.

(Наполеон не дожил до окончания строительства Триумфальной арки: оно завершилось лишь в 1836 году, в царствование Луи-Филиппа под руководством архитектора Абеля Блуэ.
15 декабря 1840 года под аркой проехал траурный кортеж с прахом Наполеона, доставленным с острова Святой Елены.)

Император Наполеон жаждал славы. Ему хотелось навсегда увековечить своё имя и победы своей армии над врагами. Во время оккупации Италии Францией в эпоху наполеоновских войн у него возник проект разобрать знаменитую колонну Траяна и перевезти её в Париж в качестве военного трофея в числе других конфискованных французами культурных ценностей. Но это предприятие было бы слишком дорогим. Пришлось отбросить эту затею.
Однако ничто не мешало ему возвести новую колонну.

Продолжение http://proza.ru/2023/09/26/25

Иллюстрация: Триумфальная арка (l’Arc de Triomphe du Carrousel) в стиле ампир в центре Парижа, возведённая в честь Наполеона Бонапарта и его военных побед.