1. 4. 2. Совесть

Виталий Тоболяк
                А.
 
             В принципе, в состояние «загнанной лошади» (терминология самого Шаховского) Виталий Савельевич загнал себя сам. Он где-то подспудно  понимал это, и даже протестовал сам, где-то там в глубине души, что порою не мог понять, где же эта глубина, которую он не определить или же хотя бы найти, ну никак не может, но тем не менее, осознание того, что эту никчемную бешеную гонку, которую он сам себе устроил непонятно с какой целью, приходило почти постоянно. Но протест протестом, однако, и следовать ВЫВОДАМ, которые ты молча сделал для себя сам, просто необходимо! Это же элементарный здравый смысл. Но почему «молча»? Почему бы не поговорить о подобном с женой, например, "до того как..."?
И размышляя о той ситуации, в которой Шаховский оказался, он понимал, что всё это случилось совсем  «не вдруг». Нет, совсем не вдруг! И развод случился не вдруг, нет, это же не внезапное извержение вулкана, не стихийное бедствие природного загадочного происхождения!? Размышляя на эту тему, в теперь уже совсем свободное от служебных дел время, Шаховский вдруг вспомнил почему-то свою первую встречу с женой. Теперь уже с бывшей женой. Да действительно, время штука занятная! Очень занятная! Сколько же времени прошло с тех пор...? Ужас, впрочем, давно это было, а память всё же хранит приятные моменты жизни. Обобщать, конечно же, не стоит, но видимо только Бехтеревы могли бы объяснить суть работы мозга в этом направлении? Впрочем, как и в любом другом. «Эк загнул...»  - подумал Шаховский и усмехнулся своим мыслям. Академики академиками, но эту незабываемую (для себя) картинку он запомнил очень хорошо и помнит по сей день. Всё шло своим чередом, жизнь шла своим чередом, обыденно до неприличия. Как обычно (прошу «пардону за тавтологию), Шаховский спешил в Университет на занятия после окончания ночной смены, а «подрабатывал» он на Почте железно-дорожного вокзала, как правило в ночное время через двое суток на третьи, иногда по просьбе «шефа» после «обеда», если позволяло время. Точнее расписание занятий в «Универе».
В скверике перед Университетом, отвлекшись от каких-то своих мыслей, он высоко подняв голову, увидел девчонку, стоящую спиной к какому-то огромному дереву (нет, это точно был не "дуб Болконского"). Если б она стояла к нему лицом, к дереву, то можно было бы подумать, что она хочет его обнять, но  всё было на оборот. Что бросилось в глаза сразу, так это огромная копна волнистых смолянисто-чёрных волос, свисающих беспорядочно чуть ниже её плеч. Она, чуть прищурив глаза, повернувшись к солнцу широко раскинув руки, повернув ладони к солнцу, делала какие-то странные  движения пальцами, такие движения делают молоденькие мамочки, когда подзывают к себе ребёночка, который пытается сделать свои первые шажки..., и чему-то улыбалась. Видимо, чему-то очень приятному, потом широко раскрыла глаза, рассмеялась негромко кому-то или чему-то, подняла с травы свою спортивную сумку (по моему это была вторая половина мая, а вот число..., впрочем, это совсем не принципиально) и быстрым шагом, почти бегом, перебежала дорогу перед входом в Университет и скрылась за входными дверями... .
Приятные воспоминания, чёрт возьми? Безусловно! И ещё, это было время  подготовки к первой весенней сессии, к сдаче которой готовился, и усиленно готовился Шаховский! Суть дела в том, что это была его первая сессия после восстановления в Университет после окончания  срока службы, срочной службы в рядах ВМФ СССР. Да-да, Главный старшина Виталий Шаховский, выйдя в запас вновь стал советским студентом на очном отделении в одном из ВУЗов страны. Отсюда и подработка и невероятное рвение к учёбе, и страстное желание влиться в тот ритм жизни, который называется просто, студенческая среда, со своим ритмом жизни, со своими целями и задачами. Казёнщина какая-то, анахронизм (и действительно это правда в данный момент времени). Виталий Савельевич даже при воспоминаниях о своей студенческой жизни, старался избегать казёнщины, а ведь был прав, он  понимал, что многогранность  студенческого бытия настолько велика, что описание её не уляжется в многотомники Графов Толстых (неважно которого из них — Константина, Льва, Алексея). Можно воспринимать это как шутку, а можно и реалистично посмотреть на сей «предмет».  В любой стране Мира, в любой, студенты это особый социум, своя среда обитания.
Объективно это действительно так и никак иначе. Но я пожалуй отвлёкся, подумалось Шаховскому (я так думаю), впрочем, он достал с одной из полок стеллажа с книгами первую попавшуюся и «завалился» на свой кожаный диван с целью попробовать хоть что-то почитать на досуге... . Нет, не получается! И всё же, что-то идёт не  так. Виталий Савельевич, чисто «на автомате» краем глаза посмотрел на название книги, и что-то невнятно пробурчал: «...Хм, ты смотри, сам Паустовский...», быстро встал с дивана, положил книгу на место, ещё чуть постоял около стеллажа в раздумии (поскольку решение пришло неожиданно), потом резко повернулся и быстрым шагом направился в прихожую. В прихожей под большим настенным зеркалом стоял красивый резной столик, на котором, как правило находилась не большая стопка писчей бумаги с лежащей на ней авторучкой. Поскольку с сыном они иногда встречались воочию то по вечерам (и то не всегда), то утром за завтраком, и совсем уж редко проводили вместе выходные дни, поэтому переписка с помощью этих самых листочков, обязательный атрибут их общения между собой! А что собственно такого, вполне уважительно и демократично. Телефон, конечно, тоже хорошо и необходимо даже иметь при себе, но в каждой семье есть свои, только этой семье присущие некие УСТОИ! Впрочем, это быт семьи из двух человек, достаточно занятых, поскольку один из них был достаточно солидной фигурой в системе промышленного производства не только в пределах своего региона, а сын осенью начнёт  тянуть лямку студента третьего курса, и (для информации) ему придётся сдавать СОПРОМАТ, кстати, студенты технических специальностей ВУЗов, знают, что это такое: СОПРОМАТ. У них есть такая байка, что, мол если успешно сдал экзамен по СОПРОМАТУ, ЗНАЧИТ ИМЕЕШЬ ПОЛНОЕ ПРАВО ЖЕНИТЬСЯ, НУ... ИЛИ ВЫЙТИ ЗАМУЖ. Сопромат в обиходе звучит так: «Сопротивление материалов». Наука (предмет) о марках сталей и сплавов и их физических свойствах. Так вот, это студенческая жизнь обычного средне-статистического студента, если он таковым считается. Нельзя сказать о том, что сын предоставлен самому себе со всеми неограниченными степенями псевдо-свободы, конечно же нет, но тем не менее, какого-то «пресса» со стороны отца он не испытывал, но отношения были не всегда безоблачными, не всегда доброжелательными, а иногда просто суровыми, такое тоже случалось, мужчины всё же как-никак! Никто ни к кому в «друзья» не набивался, но отношения отца и сына блюлись неукоснительно, тем более в тех обстоятельствах, которые произошли в их семье.
Поэтому, Шаховский-старший оставив записку Шаховскому-младшему, взял свою «командировочную» спортивную сумку, предназначенную для командировок "местного значения", снаряжённую всеми необходимыми атрибутами командировочного, закрыл на замок квартирную дверь и не спеша пошёл в гараж, точнее к машине, которая находилась на парковочном месте в цокольном этаже их многоквартирного дома.
 

В.Тоболяк


ПС