Моя поездка в Казахстан

Светлана Мутигуллина
               
                1

       Этим летом июль в Москве выдался дождливым. Жаркие солнечные дни перемежались прохладными, когда дождь по-осеннему мог идти несколько дней подряд.

       Как-то вечером мне позвонила подруга из Алма-Аты, с ней и её супругом  я познакомилась несколько лет назад на отдыхе в Анталии. Антонина и Сергей были моложе меня, весёлые, всегда готовые к приключениям. Нам было интересно и комфортно в компании друг друга и мы обменялись телефонами, чтобы продолжать общаться. Пару лет назад они приезжали в Москву, и я им показывала достопримечательности красавицы столицы.
     - Слушай, а давай к нам приезжай. У нас жара тридцать пять градусов, как на курорте. Правда моря нет, зато есть горы! Покатаемся на канатке, съездим на озёра - предложила Тоня, уловив в моих словах тоску по солнцу и теплу.
     - Ты же знаешь, я боюсь высоты. Помнишь, я всегда отказывалась от экскурсий в горы? - жалобно ответила я и вздохнула.
     - Совсем не обязательно любоваться красотой, стоя на краю обрыва. В туристических местах всё цивилизованно и безопасно. Мы с Серёжкой будем рядом и всегда поможем, поддержим. Если надо, будем водить за ручку.
Тоня говорила так убедительно, что я расхрабрилась и сказав, что раз в жизни надо подняться в горы, согласилась приехать на недельку.

       Наступил день отъезда. Устраиваясь в кресле самолёта, я обратила внимание на большое расстояние до передних кресел. Значит лететь будет комфортно, ноги за четыре часа полёта не затекут. Моё путешествие приятно начиналось, и я помахала рукой дождю за иллюминатором.
      Вылетела я из Москвы утром, а прилетела в Алма-Ату вечером, из-за разницы во времени мой день стал короче на три часа. Вместе с остальными пассажирами я вышла из самолёта, и нас окутал жаркий вечер. Утомлённые перелётом, уставшие от дождей, мы снимали куртки и наслаждались теплом.
      В аэропорту меня встретил Сергей и мы на такси поехали в гостиницу. Тоня осталась дома готовить бешбармак, чтобы угостить меня казахским национальным блюдом из отварной конины с овощами и шелпеком(лапшой). Мясо для него должно томиться несколько часов.

      Восьмиэтажная гостиница "Алматы" находится в центре города, окружённая скверами и парками, напротив - Театр оперы и балета. После регистрации мы поднялись на седьмой этаж и попали в просторный холл, где стояли два дивана, несколько кресел и пианино. У стен были расположены высокие потрескавшиеся вазы и другие предметы старинной утвари.
      В просторном номере я отодвинула штору и мы с Сергеем вышли на лоджию.
      Первое, что привлекло моё внимание - это горы на горизонте, подёрнутые лёгкой дымкой. Ближе к нам - высокая гостиница "Казахстан", венчающаяся короной. И уже до самой моей гостиницы шли парки и улицы с двух и трёхэтажными домами. Под моим окном бил большой фонтан с фигурами мифических животных и стояла скамейка со скульптурой сидящего на ней Шакена Айманова, казахского актёра и режиссёра.
      Сергей показал на жёлтый трёхэтажный дом через дорогу и сказал:
      - Вот наш дом, совсем рядышком. Я подожду в фойе на первом этаже, пока ты переоденешься, и пойдём к нам ужинать.
      Посвежевшая после душа, я надела летнее платье с босоножками впервые за это лето, и спустилась к ожидавшему Сергею. Выходя на улицу он сказал, что жара стоит уже больше двух недель, вечера и ночи душные. А я наслаждалась тёплым воздухом, ласкающим мои обнажённые руки и ноги.

      Антонина с Сергеем жили в однокомнатной квартире на втором этаже. Когда дверь открылась, выпуская аппетитный мясной аромат, из квартиры выбежала Тоня со словами:
     - Здравствуй, моя хорошая! Как я рада тебя видеть!
     Рядом с высоким мужем миниатюрная Тоня выглядела хрупкой девочкой. Её огромные карие глаза светились от радости. Мы обнялись с ней, расцеловались и прошли на кухню.
На середине стола стояло большое круглое блюдо с бешбармаком, рядом овощной салат и на тарелке баурсаки - это булочки, похожие на пончики, только круглые и без сахарной пудры.
      Я ела конину первый раз; вкусное мясо, приправленное травами, просто таяло во рту. Затем мы пили чай с местными сладостями, делились последними новостями и вспоминали совместные поездки. Угощение мне очень понравилось, и я от души поблагодарила подругу за вкусный ужин, который она приготовила.
      После ужина мы гуляли по красивому центру города и строили планы на предстоящую неделю, выбирали экскурсии.

                2

      На следующий день, в субботу, мы  доехали до высокогорного катка "Медео",  окружённого горами. Там росли огромные берёзы и вековые Тянь-шаньские ели с вытянутой конусовидной кроной. Издалека казалось, что горы утыканы тёмно-зелёными иголками.
      От "Медео" нам надо было подняться на канатной дороге в урочище Шымбулак, где находится горнолыжный курорт.
      Хотя я храбрилась и отвлекалась на окружающую красоту, подойдя к канатной дороге заволновалась и стала мечтать, чтобы очередь никогда не кончилась. Перед нами были 2 семьи с детьми и я сказала:
      - С детьми не поеду, они будут прыгать и раскачивать кабину.
К моему удивлению и огромной радости семьи с кучей детишек набились в одну кабинку и уехали. Вот и наша очередь подошла; первым вошёл Сергей, следом я на трясущихся ногах, ухватившись за его руку. За мной шла Тоня. Я села на сиденье подальше от окон и вцепилась в него обеими руками. Тут с вопросом:
      - Можно с вами? - запрыгнули двое мужчин, один из них был индусом. Как сказал его товарищ, индус никогда не был в горах. Мы оба поднимались первый раз, но какие разные испытывали эмоции! Он прыгал, как ребёнок, подбегал ко всем окнам, чтобы видеть всё, всё, всё! Я же вздрагивала в качающейся кабинке, вытирала влажные ладошки и молилась про себя о скорейшем прибытии. Вниз я смотреть не осмеливалась, только вдаль. Наконец мы поднялись на Шымбулак и вышли. Пятнадцать минут подъёма мне показались вечностью. Наши попутчики пересели в открытую кабинку и поехали к сияющим снежным вершинам.
      Как только мои ноги коснулись твёрдой почвы, ко мне вернулось хорошее настроение. Нашим глазам открылись потрясающие пейзажи.
Со смотровой площадки видны были город и окружающие его горы, ледовый каток "Медео", противоселевая плотина, речка Малая Алматинка. Горы не везде были покрыты лесами, вдали можно было увидеть скалистые выступы. Мы целый день гуляли; любовались окружающим нас великолепием, фотографировались на фоне гор.
     Настала пора возвращаться, при мысле о спуске в кабинке я опять погрустнела. Но спуск мне показался легче. Я даже иногда смотрела вниз через стекло, и у меня захватывало дух от страха и красоты. Мимо проносились склоны гор, покрытые синими, красными, жёлтыми цветами; горная речушка, несущаяся по камням.
      От "Медео" дошли до ресторана "Аул", находящегося на склоне горы. Внутренний интерьер ресторана был в казахском стиле с преобладанием дерева и кожи. В соседнем зале на полу были расстелены ковры и на них лежали подушки. А мы сидели за столиком у окна и любовались восхитительным видом гор. Скоро стемнело, включили фонари на веранде, и горы скрылись в темноте.
               
      Официант сказал, что здесь кухня кочевников в современном исполнении. Мои друзья хотели, чтобы я попробовала национальные блюда. Подавая каждое блюдо, официант рассказывал о нём старинные предания, легенды. На десерт подали карамелизированное яблоко, и я узнала, что яблоко является символом города Алма-Аты. В городе действительно много скульптур и инсталляций в виде яблока.
     Уже за полночь мы с друзьями расстались у гостиницы, договорившись о следующей встрече.


                3

      Ранним воскресным утром мы на комфортабельных автобусах отправились на экскурсию на озёра, которые находятся в ущельях Заилийского Алатау, горного хребта Тянь-Шаня. По дороге среди сельских домов всё чаще попадались юрты. У кого-то на участке стояли двухэтажный коттедж и юрта. Гид пояснил нам, что в Казахстане чтят традиции. И могут жить в доме, а отдохнуть, чаю попить в юрте. Зимой в ней тепло, а летом прохладно.
      До посёлка Саты ехали часа четыре, затем пересели в уазики и по бездорожью и горным ручьям ещё около часа.
      Дальше пешком мы по крутым тропинкам спускались к озеру Каинды. Сергей с Антониной то по очереди, то вместе поддерживали меня, помогали преодолеть этот нелёгкий  путь.
А вокруг леса; солнце пронизывало берёзовые рощицы и величественные, царственные Тянь-шаньские ели. Мы вдыхали горный воздух, сдобренный ароматами хвои и цветущих растений.

      Когда мы спустились к озеру, нам открылась картина сказочной красоты: озеро изумрудного цвета окаймляли серо-голубые скалы с росшими на них елями. Из озера торчали голые стволы деревьев. Нам казалось, что мы находимся в волшебном лесу. Оказывается, в начале прошлого столетия вода затопила ущелье, образовав озеро. Его ледяная вода законсервировала деревья. Вид был фантастический!
       
      Подняться по тропинке к ожидавшим нас уазикам мне помогли мои друзья. Как же я им благодарна за помощь! Рядом с ними я забывала о своих страхах. Если бы не они, я бы не увидела всей этой красоты.
      Через полчаса мы уже были на стоянке, откуда после обеда пешком спустились по широкой дороге к озеру Кольсай. На берегу был небольшой песчаный пляж. Купаться не разрешалось, но туристам организовывали катание на лодках.
      У нас был час свободного времени, мои молодые друзья пошли прогуляться вдоль берега. А я поднялась на площадку и сверху любовалась голубым озером, окружённым со всех сторон горами, густо покрытыми лесом. Очарованная, я думала о том, как много таких прекрасных мест на свете, и мечтала их посетить.
      Вернулись мы поздно усталые и расстались до следующего утра.

                4
 
      С понедельника по четверг Сергей работал. Вдвоём с Антониной мы посетили Государственный музей искусств, где вся история Казахстана представлена в картинах и скульптурах, начиная с кочевых племён до наших дней. Съездили с ней в Ботанический сад, там мы увидели удивительную гостиницу для зимования насекомых. Она небольшая деревянная с просверленными отверстиями. К сожалению, из-за жаркой погоды прекрасные розы в саду уже увядали.
      Один день мы посвятили шопингу. И много гуляли по городу. Мне понравилась красивая зелёная Алма-Ата, расположенная в предгорьях Тянь-Шаня. В ней много парков, фонтанов, освежающих в жаркие дни. В Ботаническом саду, в парках и вдоль тротуаров протянулись арыки с журчащей водой. И мне понравились доброжелательные и гостеприимные местные жители.

      В пятницу, в день моего отъезда Сергей взял выходной и мы все вместе поднялись на канатке в парк Кок Тобе. Со смотровой площадки открывался великолепный вид на Алма-Ату и горы с заснеженными вершинами. Сам парк очень красивый, утопающий в зелени. Там много аттракционов, зоопарк, киоски с сувенирами, в которых я покупала подарки московским друзьям. До обеда мы гуляли, дышали горным воздухом. Надо сказать, что в этот раз я легче перенесла поездку на канатной дороге и разглядывала простёршиеся внизу дома пригорода и сады.
      После обеда мы на такси отправились в аэропорт. Мои друзья не уходили, пока я не прошла паспортный контроль. И только тогда мы помахали друг другу руками.
      Милые, хорошие мои Тонечка и Серёжа, как я благодарна им за подаренную мне счастливую неделю!