Подмосковный Стоунхендж

Ершов Максим Александрович
Кривандинский мегалитический комплекс часто называют Подмосковным Стоунхенджем. Я давно хотел посетить это место, дабы оценить масштаб, прочувствовать энергетику и пообщаться с местными жителями.

Камни лежат прямо на земле и потому высокая трава затруднит обзор. Помня об этом, визит спланировал на конец апреля. Чтобы добраться до Кривандино, нужно в первую очередь приехать в Шатуру.

От автовокзала каждый час ходит автобус. Теоретически, можно проехать на электричке ещё пару остановок и выйти в Кривандино, но я побоялся, что лесную дорогу затопило половодье и решил не рисковать.

Существует распространенное мнение: название села Кривандино происходит от неканонического имени (прозвища) КРИ-ВАНДА — кривоногий, криворукий, кривобокий, кривоглазый, может быть, криводушный человек.

Суффикс "да" придает основе КРИВОЙ презрительное значение. Аналоги — балда, дурында, баланда.

1497 годом датирована грамота Ивана III, где он повелевает — Даниле Милославскому отдать в кормление волость Поле Кривандино.

Ещё одна Великокняжеская грамота от 1537 г. сообщает о переселении в Кривандино ловцов бобров. В писцовой книге князя В. Кропоткина 7144–5151 года (1636—1643 гг.) Кривандино фигурирует как погост. В настоящем это обычное село Шатурского района с населением 1777 жителей.

Мегалитический комплекс расположен возле Покровской церкви, на неё я и ориентировался.

Выхожу на полянку, вижу крест. В прежние времена на этом месте стояла церковь. Дальше стали попадаться валуны. Все огромные, каждый весом не менее тонны.

Наконец, взору предстал знаменитый круг. Он разорван, три камня куда-то исчезли. А может их и не было вовсе.

С разных точек мегалитический комплекс выглядит по разному, но задумка понятна.

Кто разложил камни? Человек или Природа? Документальных подтверждений об алтаре нет, а есть только заключения учёных, проводивших исследования.

Так что же это такое? Чтобы ответить на вопрос, приведу общедоступную информацию.

В начале XX века в селе было две церкви: Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы. В 30-х годах их стали использовать как склад и как клуб. В годы войны одна сгорела. Вторую уже в послевоенное время разобрали из-за ветхости.

Далее кладбище закрыли и плиты увезли, но не всё. Сохранились три белокаменных надгробия. Они датированы XIV–XV веком, повторно были использованы в XVIII веке. На старинной плите читается надпись:

"СИЯ ЦКА (сия доска) ПОПА ГРИГОРИЯ ПРЕСТАВИСЯ ЖЕНА МОЯ ИРИНА ИВАНОВНА В ЛЕТО 1756 ГОДУ".

Долгое время местные жители не обращали внимания на большие камни, на бывшем кладбище. Однако со временем местный краевед начал поднимать вопрос, озадачив учёных.

При проведении раскопок в 2013 г. обнаружили захоронение, характерное для IX века. Плюс, нашли фрагменты женских бронзовых украшений аналогичного периода.

Река отступила и возвышавшийся холм просел. Славяне, заселивший эти места, стали использовать его в качестве кладбища. В последующем хоронили жителей деревни.

В 1917 г. возле станции Кривандино произошла ж/д катастрофа. Погибшие нашли упокоение в братской могиле на Кривандинском погосте.

По свидетельствам старожилов, здесь обрела покой одна из первых балерин России (фамилию назвать не смогли). В годы гонений на церковь в Кривандино жили и упокоились игуменья Страстного монастыря матушка Вениамина, монахини Анна, Евгения и другие.

От кладбища уцелели могилы милиционеров Жирнова и Смирнова, погибших при исполнении долга, и председателя Кривандинского райисполкома Галкина.

По мнению проводивших исследование учёных, мегалит — каменная обсерватория. Глыбы привязаны к точкам восхода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия.

По разным оценкам, на территории от 80 до 96 камней. Понятное дело, что они принесены ледником, но, думаю, природную версию стоит отбросить. Шатурский район — сплошные леса и болота. Валун найти сложно. Они давно под землю ушли, а тут словно специально собраны. Каждый не менее метра в диаметре, а то и больше.

Предварительная датировка мегалитического сооружения кон. III — нач. II тыс. до н. э. В этот период оно могло представлять святилище — храм, имеющий астрономический аспект, а спустя тысячелетие могло использоваться в качестве языческого капища славянских богов.

Почему нет? Высокоразвитые общества существовали не только в Египте и Месопотамии. На этих землях кто-то жил и болота защищали их от соседей.

Из летописей знаем о путешествии валуна на Плещеевом озере. Он то появлялся, то вновь уходил под воду. Этому есть объяснение, связанное с законами физики, но народу оно не подходит. Хочется верить в магическое.

Плюс, не будем забывать, храмы и часовни в первую очередь ставили на местах бывших капищ.

В Кривандино восстановлена Покровская церковь. Она рядом с мегалитическим комплексом, но зайти не удалось. Церковь оказалась закрыта.

Из разговора с местными, удалось выяснить следующее. В древность сооружения кривандинцы не верят. Один мужчина поведал, что в детстве, когда они приехали в Кривандино, им выделили комнату в бывшем клубе. который до этого являлся церковью. По его словам, камни — фундамент храма.

В качестве несостыковки отмечу, церковь стояла в стороне от мегалита. Кому понадобилось вытаскивать валуны, относить их в сторону и раскладывать по кругу?

Молоденькая девчонка, живущая в непосредственной близости от некрополя, поделилась следующим: в Кривандино периодически приезжают чудики, считающие себя язычниками, ходят возле камней, совершая обряды.

Священнику, как и местным жителям, подобное не нравится. Дабы Кривандино не превратилось в нечто непотребное, с незваными гостями пытаются вести беседы. К сожалению, словами теперь никого не убедишь. Закона они не нарушают, и потому ситуация патовая.

Так или иначе место по любому необычное! Тут отрываешься от суеты, размышляя о вечном. Невольно представляется жрец в белых одеждах и его адепты, с жадностью прислушивающиеся к каждому слову, танцы по кругу, большой костёр и жертвоприношения.

Когда-то над некрополем возвышались вековые деревья, переговаривавшиеся ветками и шуршащими листьями. Теперь многие попилены, но, те что остались, тянут сучья так, словно пытаются не допустить чужаков, сохранив тайну.

Желая как можно больше узнать о мегалите, я заглянул в Шатуре в Краеведческий музей. Он интересный, посвящён зарождению и развитию города, но мы не станем отклоняться от темы.

Археологические находки свидетельствуют — окрестности Шатуры люди заселили много тысячелетий назад. На территории Мещёры обитало угро-финское племя Мещёра, что дало название местности. Славяне пришли в IX—XI вв.

Логично предположить, что мещеры камни использовали как капище, а принявшие христианство славяне как некрополь. Повторюсь, в писцовой книге князя В. Кропоткина 7144–5151 года (1636—1643 гг.) Кривандино фигурирует как погост.

Что касается мегалита, экскурсовод Анна моих восторгов не разделила. Под одним из валунов была найдена железная кружка позапрошлого века. Сотрудники музея к версии о каменной обсерватории относятся скептически.

С другой стороны, на одном из музейных стеллажей наконечник скифской стрелы. Сомневаюсь, что степнякам нужна была болотистая Мещёра? Думаю, артефакт из другой оперы.

История это белое пятно, едва различимый рисунок которого каждому видится по своему.