Движение на районе

Шехавцов Святослав Григорьевич
2023.09.10.

  Вот уже дюжину лет я по стечению обстоятельств пытаюсь обжиться в балагане, 24/7 косплеющем деревню. Получается плохо. И косплей корявый, и обоюдное отторжение у меня с этим сообществом. Впрочем, минувшее время не прошло даром, и я сформулировал такую вот аксиому: если по местности, претендующей на в некоторой степени благородное, но за последние почти полтора века изгаженное определение "деревня", регулярно не прохаживаются компании поющих девушек в платках, это что угодно, но не деревня. В настоящей деревне живут крестьяне. Настоящие крестьяне на протяжении всего вегетативного периода года с утра до ночи работают на земле, чтобы иметь возможность прокормить себя и город, тогда как крестьяне-косплейщики, как и положено косплейщикам, за немалые деньги покупают в городе атрибутику, с которой после "светятся" на публике, пытаясь заработать определённую репутацию. Иногда подражателям удаётся даже что-нибудь вырастить на земле, и это, поверьте мне, настоящий подвиг в их собственных глазах! Смотрите, "крестьянин" жуёт свою картошку вприкуску со своей помидоркой, которые, впрочем, приправлены подсолнечным маслом из магазина, и хлеб на столе из магазина, и соль, и молоко, и... Одним словом, шито всё это белоснежными нитками! Да, иногда балаганщик тащит свой "натурпродукт" на рынки и трассы и, гордо задрав голову вместе с ценой на товар, пытается три шкуры содрать с наивного покупателя, услужливо запуганного кухонными горе-"докторами"-блогерами, тогда как сам, зайдя в магазин, позволяет себе быть недовольным ценником на то, что по воле науки и "грязных спекулянтов" доступно большинству и не даёт этому большинству банально умереть с голоду. Парадокс! Такая же, скажу вам, загадка человечества, как раздвоение личности автолюбителя, снисходящего иногда до пеших прогулок. Помните, может быть, как летом две тысячи двадцать первого года одна тварь на восьмой "Мазде" задавила на пешеходном переходе детей? Как она после плакала в камере, бедняжка, как убивалась, как депрессовала и отказывалась от еды! За один только этот спектакль адвокаты намекали на необходимость смягчить приговор и немедленно выпустить убийцу на свободу. Интересно, а куда после деваются эти, извините, мрази? Не ходит ли сейчас "казанский стрелок" по улицам, только потому, что мы, заваленные грудой новых потрясений и соответствующими новостями, забыли о нём? Но вернёмся к парадоксу. Вот если, скажем, кто-нибудь переедет ту масдайную прынцессу, вышедшую на пешую прогулку, и она останется жива, гнев её не будет знать границ, и никакие слёзы, никакие голодовки виновнику не помогут! Слыханное ли дело: поставить молодую перспективную девушку, будущую мать, на ходунки до конца её дней! Вот по детям ездить или в них стрелять... Да если надо, так они с "казанским стрелком" объединятся и новых нарожают, а без них самих поезд-то не поедет. Чикатило, кстати, тоже не хотел умирать: он ведь был первым и единственным настоящим коммунистом, мог полететь на Луну, и ещё много чего мог предложить, лишь бы не лишали его жизни, тогда как замученные им девушки были, как выходит из контекста его прошения к президенту, обычной массой, серыми посредственностями (но и представить страшно, до чего он изначально ненавидел себя, если натворил такое!). Так что все эти попытки избежать наказания, слёзы, голодовки и прочий маскарад являются, по сути, насмешкой над потерпевшими, что должно бы ужесточать народный гнев и судебный приговор. Это хамство. И высказывания на форумах типа "Ты идиот!" со смайликом в конце - тоже хамство. Вот только молодёжь, к сожалению, не всегда правильно на такое реагирует, из-за чего и становится иногда страшно за наше будущее.
  И вот, значит, выехал я с утра в родной район города, туда, где осталось моё счастливое (кто бы там что ни говорил) детство. Спокойное, чуть уставшее после жаркого лета солнце, лёгкий утренний ветерок, шуршание движущихся с адекватной скоростью машин (а не идущих на взлёт, как на шоссе у нас в "деревне", и обгоняющих более медленные болиды через сплошную!), и главное - люди другие: тоже спокойные, по-городскому замкнутые, без постпохмельных фамильярных шуточек и попыток залезть к тебе в душу от нечего делать. Это, скажу я вам, дорогого стоит! Не понимаю я людей, которые жалуются на "ползарплаты/полпенсии за ЖКХ"! Ну вот оставили вы себе эти "ползарплаты/полпенсии", и что? Думаете, душа, нервы, постоянные бытовые неурядицы и прочая "деревенская" дичь стоят сэкономленных денег? Беда в том, что, живя в городе, особенно с рождения, человек как бы "утрачивает вкус халвы", начинает, так сказать, путать берега, зажирается, извините за выражение, и, если ему не хватает опыта и фантазии представить хоть десятую долю "деревенских" мук, его начинает "тянуть к корням". Вот только подумайте: наши славные предки, которые были не в пример крепче нас, дошли как-то до идеи построить города и жить в них, а тут вдруг словно грибы после соответствующего дождика начали появляться умники, поставившие направление исторической человеческой мысли под сомнение и повернувшие назад... взад, извините. И если уж мы стали такими меркантильными, то открою вам страшную тайну: здесь, в "деревне" (и в деревне, полагаю, тоже), за то, что входит в понятие ЖКХ, тратится ничуть не меньше денег, а, наоборот, в разы-таки больше, и плюс к тому ещё необходимо постоянно это вот ЖКХ "оживлять", как марионетку, собственными руками! Нужно, скажем, вам помыть руки. В городе вы открыли кран, помыли их в тёплой воде, а затем заплатили за истраченную воду. В "деревне" вы сначала вырыли скважину за несколько десятков туч (разовый или редкий платёж), затем притащили с неё десятилитровое ведро, задрали его над головой, наполнили умывальник, помыли руки ледяной водой, а затем ещё и заплатили за истраченное насосом колонки электричество. Это в самом простом случае. Приходилось ли вам, живя в городе, задумываться о том, каким образом создаётся напор в кране, или, скажем, регулярно покупать источник этого напора? Не думаю. То-то!
  Вот, я опять отвлёкся на негатив (извините: такая уж привычка!).
  Итак, зашёл я на район, снял деньги в банке. Тут тоже не без маразма, к сожалению: банкомат старается строчить самыми крупными купюрами, а сотрудники банка разменивают деньги только по письменному заявлению (!) и с предъявлением паспорта (!), да ещё и комиссию за всё это берут (!)! Тут как бы всё (почти всё) по уму: бланк заявления стоит денег, проверка паспорта клерком и перепись им серийных номеров банкнот тоже должны быть оплачены, - вот вам и комиссия. Как бы по уму... То есть чем больше маразма, тем дороже он стоит. Если проводить при размене ещё и обязательное анкетирование клиента (как относитесь к проблеме инфляции на фоне роста в контексте мировых финансовых трендов стагнации, любите ли кошек, катаетесь ли на роликах, по сколько килограмм ежедневно выносите из магазинов), размер комиссии можно было бы увеличить. Но вот ведь какое дело: если я что-то могу понять, это ещё не значит, что я обязательно захочу войти в положение, "понять/простить", так сказать, и начать тратить на это время, "невры" и деньги. Не желая связываться с напыщенными клерками-белоручками, я выкрутился, сняв сначала основную часть суммы "крупняком", а после содрав ещё пару раз мелочью. Получилось тоже по-идиотски (после каждой итерации выводилась надпись "До свидания!"!), но уже без паспорта и комиссии. Правда, стало меньше причин содержать штат клерков, но мне их не жаль. Им не стыдно каждый день говорить людям в глаза о том, что они по гроб должны банку, а мне не жаль их (может, немного жаль ту смазливую актрису из фильма "Затащи меня в ад", но не потому, что она умерла по сюжету, а потому, что она употребила свои шикарные внешние данные на такую дрянную ленту). Вот такой я Мальчиш-плохиш, которого не всегда можно растрогать до слёз разного рода "пониманиями" и голодовками. Понятливо-непонятливый продукт своего времени, выражаясь пошло (мы ж с вами понимаем, что быть пошлым - тоже модно, что пошлость сейчас как никогда в тренде, и все о ней трындят с утра до ночи, с ночи до утра, и при этом не краснеют, потому что краснеть - это моветон? Запомните: будете соблюдать какие-то рамки, некоторые социально-излишне-активные группы могут заподозрить вас в закрепощённости и всерьёз займутся вашим спасением, потому что закрепощение есть рабство, а рабство - это очень плохо, даже если раб этого не понимает и не может идентифицировать рабовладельца!).
  Пользуясь случаем, хочу поделиться с вами одним своим наблюдением, которое не даёт мне покоя уже несколько лет. Вот, значит, подхожу я к банкомату, прикладываю карту и ввожу пароль, - это понятно. Узнать баланс и снять деньги - снова прикладка и пароль. А дальше я ввожу сумму и, собственно, снимаю, но уже без пароля! Где логика? Зачем я на подготовительной стадии два раза ввожу пароль, а на ключевой - не ввожу? Допустим, вожусь я с банкоматом, и вот уже указал необходимую сумму, как вдруг происходит ЧП (пожар, налёт, - вся такая вот нехорошая петрушка) и я отвлёкся или вообще физически удалён от банкомата. Выпроводив, значит, людей по ложной (или не ложной) пожарной тревоге на улицу, ушлый клерк, увидевший через камеру кругленькую сумму на экране "моего" терминала, жмёт кнопку "Снять без чека" и присваивает мои денежки, а я остаюсь где-то в стороне со своим опустошённым "пластиком" в кармане, со своей сиротинушкой симкарточной, и ещё не знаю, что мне предстоит неизвестно где искать свои деньги, ставшие внезапно чужими. И всё это из-за отсутствия логики у разработчика ПО банкомата, не умеющего спросить пароль вовремя. Спроси он его непосредственно перед началом отсчёта купюр или сразу после (когда лоток ещё закрыт, естественно, с "заглатыванием" оных обратно по невведении ПИНа в течение некоторого промежутка времени и оставлением счёта без изменений), одной серьёзной уязвимостью в мире стало бы меньше.
  Разделавшись с банком, я мог бы уже остаться один на один с чистыми удовольствиями любимого города, уже не омрачёнными разного рода недоработками, но, к сожалению, на сей раз мне не дано было ими как следует насладиться, так как из-за сильно урезанного в воскресенье "рабочего" дня банка я был вынужден прибыть с утра, а с утра меня и канатом из кровати не вытащить, поэтому я накануне не ложился вообще и теперь не мог проявлять должного восторга в ответ на позитивные раздражители. Поэтому было принято решение быстро закончить остальные нехитрые задачи и вернуться в чепыжник, на который без разницы как и в каком состоянии реагировать (вот почему люди в "деревне" зачастую окончательно теряют берега и позволяют себе самую лютую дичь). Я, значит вышел на площадь с фонтаном, затарился журналами по истории, затем уселся на крыльцо магазина и принялся паковать их в рюкзак, и тут меня окружили ребята с района...
  Их я, честно говоря, заметил ещё при вступлении на площадь, но попытался прикинуться в этот раз валенком, потому что приспичило мне, знаете, заиметь одну не очень-то и нужную, но весьма любопытную и дорогостоящую вещицу, поэтому я "включил" на ближайшие месяцы скопидома. Такие процессы происходят в моей голове и лишь для неё имеют значение, тогда как ребята смотрят на вещи иначе и их (ребят) много. Что они видят? Они видят мажора, который в наши нелёгкие времена (как это внушается на каждом шагу) без зазрения совести оставил в киоске полтучи и пытается теперь пропетлять, скрыться где-то в чепыжнике. Мажора, который несколько раз до этого делился с ними, а теперь держится незнакомым валенком. И они не потерпели такого отношения! Пока я паковал рюкзак, меня плотненько так окружили со всех сторон, а самые смелые из ребят подошли с фронта с видом типа "Ты чё валенком-то прикидываешься?! Мы тебя узнали! Давай делись со своими!".
  Ну что тут делать?
  Я зашёл в ещё один стоящий на площади киоск, купил пакетик сёмок, вернулся на крыльцо и раскидал сёмки ребятам. И знаете что? За радостное курлыканье и поднимаемый крыльями довольных голубей ветер полтинника ничуть не жаль! Я бы купил хоть десяток пакетиков сёмок, да только проходящие мимо люди сочтут меня сумасшедшим, а мне бы этого не хотелось, потому что я ещё не вполне, наверное, раскрепостился и не собираюсь окончательно расставаться со стыдом и совестью. Надеюсь, ребята простили мне эту "роскошь" и не стали обижаться! Ведь в детстве я вообще с ними ничем не делился, но всегда считал их одним из украшений города!

***
  Котики и собачки, по которым нынче модно сходить с ума, есть и в городе, и в деревне, и в "деревне". Они уже и в космосе были! Честно говоря, мне они как-то не очень: то ли сказывается врождённая враждебность к любимцам большинства и всяким пижонам, то ли слишком много уксуса мне довелось вылить в красные беньки ненавидевшей меня среднеазиатской овчарки, то ли обе эти причины сошлись в одну точку. Тут ведь какое дело: в основе поведения любого животного красной нитью проходит желание хорошо устроиться, чтоб было тепло и сытно. Это понятно, и если данная потребность проявляется без лишнего акцента, она не раздражает. Проблемы зачастую начинаются с усложнением поведения животных: когда, скажем, хозяева учат котиков всяким пошлостям и наглостям на пути к получению еды или когда собаки предпринимают попытки избавиться от лишних по их мнению людей в окружении, а другие члены семьи этому лишь потворствуют (тут уже становится понятно, что семья состоит не только из людей). Вот голуби мне и нравятся за то, что они не выходят за некоторые рамки: они держат разумную дистанцию, но и не ждут "западла" от того, кто хорошо с ними обращается; они не пытаются убить друг друга ради увеличения своей доли; они живут своей жизнью и остаются именно животными, не становятся игрушками, "пусиками" и прочей, извините, фигнёй, и потому мы не можем влиять на их поведение и, следовательно, не сталкиваемся с девиациями типа неадекватной агрессии у собак или ожирением котиков. Ещё одним преимуществом голубей, особенно для маленьких жителей города, является их однородность и постоянство, "безликость", если хотите: когда я был маленьким, они были такими же и в таком же количестве, как и теперь, когда я вырос, и потому я не могу давать им имена или испытывать тщетные душевные муки от их естественных смертей, тогда как я расклеился от смерти моей немецкой овчарки и до сих пор умеренно рад "закрытию" долбаного "алабая".
  Одним словом, голуби - это постоянный штрих города, неизменный с детства. Очень хорошо, что мы не настолько "современная" страна, чтобы иметь глупость вмешиваться в это замечательное сообщество с попытками его отрегулировать.

***
  Заодно хочу поделиться с вами ещё одним важным на мой взгляд наблюдением относительно города.
  Был у меня раньше плёночный фотоаппарат и со временем к нему приложилась привычка время от времени выходить на балкон и "щёлкать" один и тот же вид из одного и того же окна, с той лишь разницей, что менялись время суток и сезоны, после чего я оцифровывал полученные негативы в расположенном поблизости фотосалоне за немалые, по детским меркам, деньги. Даже мне даже тогда это занятие казалось слегка бессмысленным и потому странным, хотя я оправдывал его проявлением любви к городу. И чутьё меня не подвело: времена очень сильно изменились, и то, что было дорого мне и доступно как воздух - бери и живи здесь и сейчас, - стало историей, с каждым днём всё более далёкой и как-будто уже даже чужой, но благодаря той странной привычке осталась хоть вещественная память, если это вообще имеет смысл.
  Весь район однажды капитально отреимонтировали. Принудительно, под вывеской "Всё для людей!", и в некоторой степени действительно как-будто для людей: например, во дворе исчезла огромная выбоина на дороге, всё моё детство служившая своего рода озерком после каждого хорошего дождика. Срезали качели, на которых я однажды раскачивал своего друга и тот сильно ударился ребром, когда одно поддерживавшее кресло ушко протёрлось и выскочило. Да, теперь никто не подвернёт ногу на выбоине и не сломает ребро на качелях, ну и что? Какими будут новые жильцы (а население дома чудовищно обновилось!), проводя время в "прилизанном" дворе? Не заменится ли их естественная смекалка жалким стремлением к сутяжничеству?
  Обновления попали и на мои фотографии. И вот, значит, листал я свой архив, листал, и всё не покидало меня ощущение, что новый вид меня раздражает. Сначала я списывал всё на ностальгию, на попранное детство, однако однажды понял всё! Представляете?! Мне удалось обнаружить бочку дёгтя за той "ложкой мёда", которая меня тоже не прельщала, но ради которой действовали впавшие в маразм председательницы ТСЖ (их не было во времена моего детства, поэтому я их, как локальную причину разрушения оного, на дух не переношу!). Бочка дёгтя - это во время дождя делающийся чёрным серый асфальт, превращающий город в большую игрушку. Значит, город - игрушка, старухи - девушки, девушки - они ж как дети, дети вместо развития мускулатуры в активных играх и ума в ходе учёбы целыми днями как больные лежат на диванах и хоронят зрение с мозгами в телефонах, "россиянам объяснили"... Одним словом, происходит обесценивание человека и его мира - вот главная проблема! И из меня, если честно, ничего толкового не вышло, и я прекрасно понимаю, на какие глупости и неприятности нарвусь, вздумай я жениться на ровеснице (скажем так, есть большая вероятность таких "качелей", но, к счастью, не абсолютная).
  Рвалюция лишила нас важнейшей опоры человека - веры. Оставался только вещественный мир, основой которого являются деньги, за которые можно купить любую вещь, но ничего из духовной сферы. А где-то в две тысячи шестом году, аккурат во время появления этих раздражающих улыбчивых сотрудников "Связного" и "Эльдорадо" с видом матёрых проходимцев, стали возникать "подлянки" по схеме "качество стоит больших денег; заплати - и получи "пшик", если не повезёт". Пока приучали, действовали осторожно: упомянутое "Эльдорадо" без проблем забирало назад бракованное барахло, тем самым признавая свой товар барахлом. Типа, молодцы, - заметили нашу небольшую шутку, не дали себя обмануть! А что теперь? А теперь человек берёт трубку, на него вешают космические суммы в кредит, и он - взявший такую роскошную сумму - в один миг становится нищим должником. Вот вроде пошутили, а безвозвратно сломана целая человеческая жизнь! Другими словами, теперь когда человек тратит свои деньги, для окружающего мира они - "пшик", - а когда он должен более сильному какое-то аморфное число, которое он и в руках-то никогда не держал, - это типа свято, как карточный долг!
  И особенно жутко оттого, что эта концепция постоянно находится перед глазами, она воплощена в камне и имеет громадные размеры. Вот приезжаю я из ненавистного чепыжника в любимый город, и сразу же во мне возникает мучительное противоречие: память смутно узнаёт рай детства, а разум в контексте нынешних процессов чётко видит грядущий ад. Много ли нащёлкаешь на плёночный фотоаппарат? Теперь же экшн-камеры и карты памяти лезут из ушей, но желания снимать больше нет. Что будет завтра? Память окончательно отпустит детство, и судьба родного города станет безразлична? Я себя не обманываю: если в какой-то миг в моём любимом дворе этот мерзкий чёрный асфальт вывернет наизнанку, мне не будет его жаль! И от этого ещё гаже и страшнее!..

***
  И вот, буквально на следующий день после составления данной статьи я в сводке новостей на "Мыле" по необъяснимой случайности узнал о том, что дело "казанского стрелка" не замяли. В апреле нынешнего года Ильназа Галявиева приговорили к пожизненному заключению в "Чёрном дельфине". И радостно, и грустно, и с проблеском надежды, и с налётом омерзения. Почему радостно - думаю, объяснять не нужно (хотя в нынешнюю эпоху перегибов "гуманности" иногда просто необходимо). Грустно оттого, что он уже повинился и раскаялся, а, значит, теперь прикинется "хорошим мальчиком" и сможет претендовать на условно-досрочное. Проблеск надежды - в наложенном штрафе в размере ста двадцати миллионов рублей, который сможет хоть немного компенсировать ущерб от гипотетического "уда". Омерзительно, что сегодня утром нашёлся ещё один ненормальный школьник, проявивший в стенах учебного заведения вооружённую агрессию (что и послужило поводом для новостных авторов вспомнить "казанского стрелка"). Так как начинающий маньяк изначально страдает психическим расстройством, изолировать его не будут, а, в "лучшем" случае, "пролечат" и вновь выпустят в общество. Так как нынешняя психиатрия гарантий никаких не даёт, новая история может получить печальное продолжение в будущем.
  Я так понимаю, узнать продолжение истории со сверхчувствительной водительницей "Мазды" можно будет тогда, когда новая курва опять переедет кого-нибудь на пешеходном перекрёстке?