Немецкие охотники в небе Днепра - 2

Андрей Грачев 2
Гюнтер Ралль.

Если Крупински в тот период особо не стремился ни к каким юбилеям, то у командира III группы хауптмана Гюнтера Ралля была своя задача. Гюнтер Ралль пытался раньше, чем Вальтер Новотны, достигнуть рубежа в 250 побед. Ралль октябре одержал 40 побед. Однако этого оказалось недостаточно, и 250-ю победу он одержал лишь в ноябре. Вопреки ожиданиям, он так и не получил за эту победу бриллиантов. Мы попробуем посмотреть, насколько эти заявки аса сходятся с потерями советских ВВС. Добавим, что в сентябре аса не было на фронте, он был в отпуске.

Уже 1 октября ас оформил две победы. Это был бой против 897-го иап. Ралль атаковал в своём стиле, внезапно, и сразу же сбил самолёт лётчика Ткаченко. Повторной атакой был подбит лётчик Бурлуцкий, он вынужден был посадить самолёт на брюхо.

2 октября ас отметился ещё одной победой. Жертвой внезапной атаки аса пал пилот Некрасов, 483 иап.

3 октября ас заявил победу в зоне действия 8-й ВА, которая потеряла два "Яка" в тот день. Учитывая, что заявки оформили только Ралль и Батц, мы можем утверждать, что и на этот раз ас добился реального успеха.

4 октября ас заявил три победы, два истребителя и штурмовик. Утром он сбил опытного пилота 897 иап, Акинина Гавриила Дмитриевича, совершавшего вылет на разведку. Ас спасся, но был тяжело ранен. На его счету было 13 побед. Второй "Як" принадлежал 85-му гиап, сбит был пилот Островерхов. По поводу "Ила" точной информацией мы не располагаем.

7 октября ас одержал две победы. Оба сбитых им самолёта были из состава 302-й иад. Один из них пилотировал опытный ас Подъельский Евгений Александрович, 193 иап, имевший 6 побед на счету. Он был тяжело ранен в бою и после излечения уже не вернулся в истребительную авиацию.

9 октября группа 297 иап под командованием капитана Куклина Михаила Николаевича утром в районе Свинарки понесла серьёзнейшие потери. Был сбит сам капитан Куклин и ещё три лётчика - Блинов, Колесниченко и Борисов. Погиб только один из них - лётчик Борисов. Два самолёта было уничтожено, и ещё два совершили вынужденные посадки вне аэродрома из-за боевых повреждений. С немецкой стороны сразу три победы за бой заявил Гюнтер Ралль и ещё одну ас 51 эскадры Хельмут Хольтц. Ралль провел отличный бой, и все его победы подтверждаются. Любопытна судьба Блинов Алексея Павловича, уже тогда имевшего на счету несколько побед. Войну он закончил асом с 13 победами, получил звание Героя Советского Союза. После войны у него была странная судьба - он значится лётчиком, инструктором, потом в начале 50-х уже рабочим на заводе, затем пилотом Як-11 и по-2 (!?), а в 55 году за изнасилование осуждён на 7 лет и лишён всех наград. После освобождения ему вернули звание, он работал на заводе и погиб трагично - сбит автомобилем. В тот день Ралль одержал и ещё одну победу, сбив самолёт из состава 73 гиап.

10 октября ас заявил пять побед. В первом случае ас сбил самолет из состава четверки Дунайцева, про разгром которой мы рассказывали в прошлой статье про Крупински. Затем от атак аса пострадал 897 иап. Ас провел две разящие внезапные атаки. Подбиты были пилоты Бурлуцкий и Болохонов. Оба смогли совершить посадки на брюхо, однако самолёты были списаны. Во втором бою ас атаковал 15-й иап и заявил две победы. Реально был сбит один самолёт, погиб пилот Шавкунов, второй же самолёт получил повреждения и совершил вынужденную посадку.

Уже из этих примеров видно, что Ралль записывал себе в тот период не только сбитые самолёты, но и подбитые. Попал по самолёту, вывел из строя - можно писать победу. Справедливости ради, редко кто из попавших в прицел Ралля дотягивал до аэродрома. Совершившие вынужденные посадки самолёты как минимум требовали тяжелейшего ремонта и эвакуации, обычно же просто списывались. Всё так, однако тот же Крупински, как мы помним, гораздо реже записывал себе такие победы. Вместе с тем, учитывая, что Ралль вёл активное соревнование с Новотны, и вспоминая, как сам Новотны записывал себе победы, мы должны признать, что Ралль на деле превосходил распиаренного вояку из "зелёных сердец" по всем параметрам.

12 числа Ралль сбил один "Ил" из состава 5-й, а второй - из состава 6-й гиад. Вообще он большим спецом по "Илам" не был, но при случае сбить штурмовик мог. Также ас сбил истребитель. Он атаковал группу 483 иап, заявил одну победу, но, по советским данным, сбито было два самолёта, пилоты Пилипенко и Лобастов. Лобастов Николай Филиппович был ведущим советской группы и, к счастью, спасся. Он, впрочем, имел всего 1 победу на счету. Это говорит о том, что зачастую советские группы вообще не имели опытных пилотов в составе. Конечно же, для лучших немецких асов эти бои были не очень сложными.

15 числа ас оформил три заявки за один вылет. Однако немцы вообще в тот день явно перестарались с заявками. Например, тот же Хартманн заявил три истребителя, но ни одна заявка по советским данным не имеет подтверждения. Реальные три победы одержал Тренкель, сбил два Ла-5 из состава 5-го гиап (оба пилота погибли) и Пе-2 из 221 бад. Причём одним из сбитых был знаменитый ас Сытов Иван Никитович. Что до Ралля, то он подбил один самолёт 5-го гиап, лётчик был ранен, но смог дотянуть до аэродрома. Произошло это в лобовой атаке. И на этом реальный ущерб, который Ралль принёс советским ВВС, в тот день ограничился.

20 числа Ралль сбил стремительной атакой лётчика Павла Ивановича Гогулина из 274 иап, имевшего 7 побед на счету. Также он заявил "Кобру", про которую нет пока данных. 21 числа однозначно подтверждается заявка аса на ЛаГГ, из 302 иад, а по поводу Кобры снова нет точных данных.

24 числа ас снова слегка завысил свои успехи. В воздушном бою он только повредил самолёт из состава 15-го иап, и он совершил посадку на брюхо. Почему-то ас оформил ещё одну победу. Третья победа аса - Кобра из состава 16-го гиап, уже подтверждается абсолютно точно, сбит и погиб пилот Самсонов.

25 числа от действий аса пострадал 15-й иап, но уже серьёзнее. При возвращении с задания немцы атаковали его внезапно и сбили три самолёта. Погибло двое пилотов, оба асы: Ломоносов Василий Романович, 6 побед, и Лосев Александр Васильевич, 5 побед. Ралль оформил три заявки, но есть одно "но" - ещё две заявки оформил командир эскадры Дитрих Храбак, который тоже во вранье не замечен. Так что и эти успехи Ралля под вопросом.

26 числа победа Ралля над Коброй из состава 7 ИАК сомнений не вызывает, так как корпус потерял три своих самолёта вместе с пилотами, а немцы оформили всего две заявки. Наконец, 29 две Кобры, заявленные асом, сверить трудно.

В целом, подводя итоги октябрьских боев, мы видим, что Ралль адекватно оценивал успехи, но чем далее, тем больше у него в активе появляется сомнительных и откровенно ошибочных заявок. Скорее всего, его не миновала болезнь под названием "шейная часотка", хотя и в облегчённой форме. Стремясь скорее достичь 250-й победы, ас заявлял как сбитые все самолёты, по которым удалось попасть, а иногда асу только казалось, что он попал по ним. С подтверждением этих побед проблем не было, учитывая обстоятельства.

5 ноября ас открыл счёт победам в новом месяце. Он сбил пилота 161 иап Трещоткина, тот спасся с парашютом. 6 ноября ас сбил два  самолёта из состава 8-й ВА, которая потеряла два истребителя за день, оба сбил Ралль. Затем ас отличился только 15 числа. Установить, кого сбил ас в тот день, не получилось. Очень похоже, что эта заявка не имеет реальных оснований. 22 числа ас сбил самолёт из состава 85 гиап. Это была единственная потеря истребителей 8-й ВА в тот день.

27 числа в воздухе было некоторое оживление, чем Ралль и воспользовался. Сначала он сбил два самолёта из состава 3-го иак. Затем он атаковал группу 866 иап. Самолёт пилота Кильдышева был подбит, его Ралль записал в сбитые. Однако Кильдышев благополучно довел самолёт до аэродрома. Правда, сразу же после посадки самолёт признан был неремонтируемым. 28 ноября ас наконец добился 250-й победы. Мы подробно рассказывали про тот бой в статье про Крупински. Эта историческая победа, скорее всего, тоже не имела достаточных оснований, так как атакованный Раллем самолёт Барченкова был лишь подбит. Был ли он списан, точно неизвестно.

Ралль не собирался почивать на лаврах. 29 числа он сопровождал ю-88, и при атаки на них группы 866 иап атаковал ведущего, лётчика Бахматкова Евгения Марковича. И снова ас заявил победу, хотя в реальности и на сей раз Як был только подбит и дошёл до аэродрома, впрочем и этот самолет тут же был списан.

Наконец, 30 числа в прицел Ралля попал опытный ас, Бобков Валентин Васильевич из 106 гиап. Он был сбит внезапной атакой. Ас имел 10 побед, а по другим данным и ещё больше. В том бою он получил тяжелое ранение.

Итак, подведём итоги. Ралль отлично воевал в тот период, подавляющее большинство его заявок имеет подтверждение. И всё же, сравнивая Ралля и Крупински, я бы отдал предпочтение в тот период второму. По нескольким причинам.

Прежде всего, у Крупински была немного иная тактика. И она была эффективнее. Он не был таким метким стрелком, как Ралль, и, как ни странно, это было плюсом. Ралль делал ставки на внезапные атаки, вываливаясь из облаков внезапно и ведя огонь, не сближаясь, с дальней дистанции. Благодаря своей меткости, он обычно попадал и наносил серьёзные повреждения атакованным самолётам. Даже если обстрелянный им истребитель добирался до аэродрома, обычно его списывали или как минимум он требовал долгого ремонта. Крупински же старался незаметно подобраться как можно ближе и бил в упор. Поскольку с дистанции он был не столь меток. Зато уж с малой дистанции он не только не промахивался, но, как правило, атакованный им самолёт падал сразу же, поэтому от очередей Крупински погибло больше пилотов, чем от очередей Ралля. Кроме того, Крупински почти всегда атаковал ведущих советских групп, а Ралль атаковал того, кто подвернётся. Впрочем, и в его прицел, как вы убедились из нашего разбора, частенько попадали опытные советские асы. Но реже, чем у Крупински. Кроме того, как было выше отмечено, Крупински крайне редко записывал на счет даже сильно повреждённые советские самолеты, падения которых он не увидел. Ралль в таких ситуациях сомнений не знал.

Всё это, конечно же, не отменяет той мысли, что Ралль был страшный противник. Кроме того, он был хороший командир. Ведь III группа исключительно успешно работала в небе Днепра. В этом заслуга командира. Держал он своих орлов и в узде, не позволяя скатиться в накрутки. И, повторимся, на наш взгляд этот ас намного превосходит своего заочного соперника Новотны.