Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?

Игорь Устичев
                В православной среде бытует мнение, что дети несут ответственность за грехи родителей. Причем, это настолько укрепилось в сознании наших верующих, что никакими средствами разубедить их в обратном не получается. Масло в огонь часто подливают и некоторые служители алтаря, размахивая сим постулатом, как дубиной для нагнетания страха (по их мнению – Божьего). Так ли это на самом деле? Вопрос далеко не праздный, ибо от него зависят не только поведение людей в семье, быту их отношения с близкими и родственниками, но и вопрос личного спасения. В обоснование этого утверждения, как правило, приводят слова Священного Писания: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5). Но, если толковать эти слова Господа так же, как их понимает большинство, то выходит нелепица, а точнее антиномия, потому что у пророка Иезекиля мы находим совершенно обратное: «Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет…. Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им…  то сей не умрет за беззаконие отца своего… Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.» (Иез.28:4,14,19). Библия не может противоречить сама себе, потому что является Боговдохновенным откровением Господа, переданного людям через пророков, апостолов, евангелистов, а Бог Сам Себе не противоречит! Следовательно, нужно все вопросы адресовать зеркалу, т.е. к читающим Писание. А вот тут начинается необъятное поле богословских фантазий, толкований от ветра головы своея, инсинуаций и прямых подтасовок текстов, ради насаждения своих убеждений. Кто во что горазд, тот так и толкует слова Господа. Не вникая в суть стихов Книги Исход, кому, зачем и при каких обстоятельствах они были сказаны, самочинные богословы бросаются на слово «наказывающий» как на красную тряпку, видя в них прямое указание об ответственности детей за грехи родителей. При этом, никто не задумывается что это причастие, т.е. слово, определяющее свойства или состояние или качество действующего лица, а не глагол, который обозначает само действие. Если бы в вышеназванном стихе было сказано «наказываю», то вопросов не возникло и нужно было бы признать, что Бог действительно наказывает детей за грехи родителей. Однако, ничего подобного в Библии нет. Более того, Господь устами пророка Иезекиля прямо говорит, что сын не отвечает за грехи отца. Тогда необходимо понять, о чем идет речь в Книге Исход. Для этого нужно разобраться, о чем вообще говорит 20 глава. В ней говорится о заповедях Закона, т.е. о тех 10 заповедях, которые легли в основу благочестивой жизни человека на земле. Любой Закон, с юридической точки зрения, обязан соответствовать определенным требованием, несоблюдение которых ведет к непризнанию текста законом. Одним из таких требований является предусмотренное  наказание за его несоблюдение. В УК РФ любая статья начинается с преамбулы, т.е. с описание противоправного деяния, а заканчивается санкцией или назначением наказания за его совершение.  Тоже самое мы видим и в Книге Исход. Сначала идет преамбула, в которой Бог говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (Исх.20:4), а затем идет санкция закона: «Ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх.20:5). Другими словами, Закон Божий сначала описывает состав преступления, т.е. изготовление кумиров, а затем определяет наказание за его совершение, которое состоит в том, что Бог может наказать детей за грехи родителей до четвертого колена. Любой закон призван регулировать общественные отношения, а уголовный – предотвращать преступления страхом сурового наказания. В этом заложена воспитательная роль Законодательства Моисея. Слова Господа не означают, что Он обязательно накажет детей за грехи родителей, а предупреждают родителей о недопустимости нарушения Закона Божьего, в случае которого Он может применить вышеназванную санкцию. Не всякий читающий УК обязательно преступник. Доказательством этому служат слова пророка Иезекиля, в которых Господь дает толкование на аналогичное место из Книги Исход. Он разъясняет в каком порядке, кто и за что отвечает, и если сын не творит грехи отца, то не может нести ответственность за его поступки. Это полностью соответствует учению Церкви о личной ответственности грешника, ибо не в правосудии Божьем наказывать невиновных. Вина человека, в данном контексте, – является понятием юридическим. Не вдаваясь в сложности юриспруденции, отметим лишь, что она может быть прямая, когда преступление совершается с прямым умыслом и косвенная, когда преступление совершается по неосторожности или халатности. Ни то, ни другое не применимо к человеку, который не совершал никаких преступных действий. Если об этом говорит закон человеческий, то тем более эта норма содержится в Законе Божьем.  Таким образом, следует признать, что дети не несут и не могут нести ответственность за грехи родителей, потому что в противном случае, уничтожается принцип личной ответственности за совершенное деяние. Подтверждение этому мы находим в следующих словах Христа. Когда его ученики увидели при выходе из Храма слепорожденного, они спросили Учителя: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», на что Христос отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин.9:2). Этими словами Господь ясно отвергает учение раввинов о наказании Божьем детей за грехи родителей. Более того, они учили, что еще в утробе матери человек может согрешить (как, например, слепорожденный, за что и был наказан еще до рождения). Поскольку Писание прямо говорит, что жить и не грешить человек не может (Пс.33:15; Пс.142:2; 3 Цар.8:46; 1Ин.3:6 и др.), то Христос словами «Не согрешил ни он, ни родители его» говорит не о том, что эти люди безгрешные, ибо это невозможно, а подчеркивает, что наказание за грехи находятся во власти Бога и не переходят по наследству. И только Бог может решить, как, когда, кого и за что наказывать, и только Он может либо наказать, либо избавить от наказания. В случае со слепорожденным, который, несомненно, грешил, если не делом, то мыслью, Христос его исцелением, во-первых, - являет Свою Силу как Сын Божий, т.е. Бог, а во-вторых, показывает, что исцеление, а в данном случае это и отпущение грехов, находится исключительно во власти Бога.
               Таким образом, мы видим, что ответственность за грехи родителей дети не несут и нести не могут, а если кто-то считает, что он несет ответственность за грехи своих родителей, то тем самым он пытается переложить ответственность за свою грешную жизнь с больной головы на здоровую, т.е. с себя на давно умерших отца и мать.