Актриса Екатерина Градова

Александр Щербаков 5
Екатерина Градова – талантливая актриса с необычным путем к успеху. Несмотря на то, что ее знаменитая роль радистки Кэт в культовом фильме не принесла ей блестящей карьеры в кино, она продолжала идти своим творческим путем.

Екатерина Градова родилась в Москве и стала заслуженной артисткой РСФСР. Ее отец, Георгий Градов, был известным архитектором, а мать – актрисой. Хотя ее детство прошло за кулисами, Екатерина изначально не планировала стать актрисой. После окончания школы она поступила в Московский институт иностранных языков. Однако ей внезапно стало ясно, что творческая профессия – это ее истинное призвание. Так она поступила в Московское художественное академическое театральное училище (МХАТ). Через три года начинающая актриса завоевала признание публики. Ее выдающаяся роль в спектакле "Таланты и поклонники" в Театре им. Маяковского привлекла внимание зрителей и театральных критиков.

В то же время она снялась в своем первом фильме под названием "Осенние свадьбы" в 1967 году. Хотя роль не была главной, она была сложной. Героиня Градовой – девушка, чей возлюбленный погибает перед свадьбой. В этом фильме актриса проявила свой талант в драматической игре, что не осталось незамеченным ни у зрителей, ни у критиков.

Настоящий успех пришел к Екатерине Градовой в 1973 году с телепремьерой легендарного многосерийного фильма "Семнадцать мгновений весны". Казалось, роль радистки Кэт была создана именно для нее, так органично она вписалась в образ. Однако она случайно получила эту роль.
Разные актрисы рассматривались для этого персонажа, включая Ирину Алферову. На тот момент Градова уже играла в фильме "А зори здесь тихие" в роли Риты. Однако режиссер Татьяна Лиознова, впечатлившись театральными работами Градовой, пригласила ее сыграть Кэт. Екатерина согласилась на эту роль.

На работе на съемочной площадке столкнулась с множеством трудностей неопытная актриса. В особенности, она испытывала физические проблемы, поскольку находилась в состоянии беременности. За примерно полтора месяца до выхода фильма "Семнадцать мгновений весны" она стала мамой дочери, которая сегодня является известной Народной артисткой РФ - Марией Мироновой.

Роль Кэт имела огромную значимость с большими ответственностью. Было необходимо обратиться за помощью к консультантам. Градовой приходилось полностью понять, как разведчица в реальности сочетает роль нелегала с обычной жизнью, заботой о семье и управлением домашним хозяйством, а также воспитанием детей... Позже, Градова вспоминала знакомство с одной женщиной, которая была внешне неприметной. Она стала консультантом и частичным прототипом радистки Кэт. Анна Федоровна Филоненко, бывшая разведчица, провела много лет за границей с мужем-коллегой, одновременно вынашивая и рожая детей. Она поделилась с актрисой своими знаниями о том, как правильно следовать легенде. Например, при родах женщина-нелегал должна была полностью контролировать свое поведение и избегать выкриков на русском языке.

а съемках Градовой было трудно, так как она была окружена знаменитостями. Однако опытные актеры относились к ней с пониманием и всегда готовы были помочь и подсказать. Особенно главная звезда, блестящий Штирлиц - Вячеслав Тихонов. Со временем, Градова с теплотой вспоминала, как Тихонов заботился о ней и учил ее актерскому искусству. Он даже обеспечивал транспортировку актрисы на съемки и возвращал ее домой после работы. Конечно, такая забота не могла остаться незамеченной. Их даже обвиняли в романтических отношениях. Однако Градова всегда утверждала, что между ними было только платоническое восхищение и взаимное уважение. Екатерина всегда называла Вячеслава Тихонова особенным человеком, который сохранил свою душевную чистоту, несмотря на свою известность.

После выхода фильма "Семнадцать мгновений весны" слава буквально обрушилась на Градову. Но это совсем не привнесло радости в актрису. Скорее наоборот.

Дело было еще и в другом — стали один за одним всплывать факты из ее прошлой жизни. Например, венерический букет, полученный от отца…
Однако данная версия оказалась полноценным вымыслом СМИ. На деле она не подтвердилась.
 
«..это ужас что началось! Я же не могла из дому выйти! Уходила в гастроном на час, а приходила через три-четыре. Я там расписывалась на майках, на одежде, меня валили на прилавки... Это было очень тяжело. Я не привыкла к этому», – вспоминала актриса.

Второй киноработой, прославившей Градову, была роль подельницы бандита Ручечника (в блистательном исполнении Е. Евстигнеева) Светланы Волокушиной в еще одном культовом фильме – «Место встречи изменить нельзя». Роль небольшая, но очень запоминающаяся. В образе холеной мошенницы, промышляющей кражей дорогих шуб, актрисе удалось за короткое экранное время передать целую гамму эмоций: от надменности, самоуверенности до растерянности, а потом и паники. Кстати, сама актриса эту роль очень не любила.

Трудно поверить, но в фильмографии Екатерины Градовой совсем немного работ. И в основном, это телеспектакли.

Но и с театральной сцены она ушла в конце 80-х. Тогда она работала в театре Московской театре сатиры.

Некоторые связывают завершение карьеры Екатерины Георгиевны с обстоятельствами личной жизни. А именно, смертью её бывшего мужа Андрея Миронова.

История взаимоотношений с Андреем Мироновым – особая, драматическая страница биографии Градовой.
 
Они познакомились в 1970 году на дипломном спектакле Екатерины. Через год сочетались узами брака. Близкие и друзья утверждали, что Градова не просто любила мужа, а обожала, боготворила. Его и его творчество. Отношение же Миронова к ней было более уравновешенным, спокойным. В 1973 году в семье родилась дочь Маша. А вскоре супруги расстались. Градова сама ушла от мужа, не выдержав его измен...

«Жить с Андреем было тяжело, а любовь или нелюбовь тут не при чём. Он совершенно не умел ценить семью, преданность, верность. Никак не выделял меня из числа своих обожательниц. Что жена, что любовницы– всё едино. Для меня это было пыткой, поэтому и ушла», – искренне признавалась она.

Тем не менее, любовь к Миронову она пронесла через всю свою жизнь. Говорят, даже хранила кусочек ткани той рубашки, в которой он делал ей предложение, а также его любовные записки...

А еще постоянно корила себя, что, будучи в молодости максималисткой, ушла от него, не смогла найти в себе силы на прощение….

И вот, когда Миронов умер в 1987 году, видимо что-то оборвалось в душе Екатерины Градовой…По крайней мере, потрясение повлияло на отношение к профессии. Произошла переоценка ценностей. Тем более, как известно, ей в полную меру пришлось прочувствовать «прелести» театрального серпентария: яд зависти, ненависти, закулисные интриги и сплетни. Долгие годы она терпела нелюбовь к себе в театре. Многие коллеги считали ее надменной, замкнутой. И не понимали, что на самом деле Градова была вынуждена носить маску, а в действительности была очень ранимым человеком.

Во всяком случае, спустя годы Екатерина Градова сделала шокирующее признание в одном из интервью. Она сказала, что очень бы хотела в своей жизни: «категорически не соприкоснуться с театром и с кино».
 
После завершения актерской карьеры Екатерина Георгиевна обратилась к религии. Только в разговорах с Богом она находила покой, отпускала боль прошлых лет. Более того, актриса окончила Свято-Тихоновский Богословский институт и стала преподавать по богословской специальности.

Благодаря вере Екатерина Градова нашла и личное счастье. Во время поездки в монастырь Оптина Пустынь актриса встретила Игоря Тимофеева, физика-ядерщика, и в 1991 году стала его женой. Новый супруг был моложе Градовой на 9 лет. Она же говорила о нем так: «Чудеснейший человек с чистейшей душой, мужчина с большой буквы».

Через год после замужества 46-летняя Екатерина Градова и Игорь Тимофеев усыновили годовалого мальчика Алексея Суховеркова. Любопытно, что ребенка супруги взяли из того же детского дома, откуда брали детей на съемки фильма «Семнадцать мгновений весны».

Приемный сын Градовой ныне работает шеф-поваром в подмосковной ресторане. И не скрывает своей любви и благодарности по отношению к приемной матери.

Последние годы Екатерина жила с мужем в деревне Горки Владимирской области. Там у актрисы был дом и участок земли. Кроме того, она занималась благотворительностью.

Умерла актриса в возрасте 75 лет в 2021 году.