Holes in the floor

Катерина Ландышева 2
Марта Давыдовна ушла на пенсию. И хоть директриса слезно умоляла остаться, работать в школах было совсем некому, Марта Давыдовна ушла на заслуженный отдых. Хотя, какой там отдых с такой пенсией! Работать она продолжала. Как и все преподаватели со стажем и опытом она занималась репетиторством. Английский язык в Атырау уже лет 30 был самым дорогим предметом. Марта Давыдовна любила повторять родителям: "Нет, господа, вы не тратите деньги, когда платите за обучение, вы кладете их на депозит. И проценты, которые вы потом получите превзойдут самые смелые ваши ожидания! " И это было чистой правдой. Знание иностранного языка приветствовалось в нефтяной столице как самый важный навык.
 Марта Давыдовна всегда считала, что язык это всего лишь дополнительный инструмент, язык это не профессия и говорила это своим ученикам. Она старалась не работать со взрослыми. Они не очень хорошо умели учиться, постоянно пропускали, приходили на уроки усталыми и сонными. То ли дело дети!! С детьми было всегда интересно и весело. Особенно, если те были мотивированы. Марта Давыдовна не считала, что должна разжигать интерес к предмету.  Но всегда получалось так, что английский становился самым любимым.
Сентябрь был сухой и почти безветренный. На улице Ленина, которая сейчас называлась Азаттык - проспект Свободы сильно пахло выбросами нефтепродуктов с завода особенно  рано утром, когда Марта Давыдовна выходила на пробежку. Она скорее шла, чем бежала от улицы Ауэзова до нарсуда и обратно. Но привыкнув ходить на работу пешком, не могла отучить себя от физической нагрузки.

Сентябрь Марта Давыдовна любила больше всего. Дети были еще не измученные, отдохнувшие после каникул и соскучившиеся по учебе. Они делились впечатлениями и не хотели уходить после урока. Обязательные вопросы About your summer holidays закончились к концу первой декады и Марта Давыдовна приступила ко второму обязательному топику. My school.  С малышами было проще. Научить говорить пять -шесть предложений о школе.  Типа "My school is big. We have got many classrooms in our school. Our teachers are very clever, friendly and nice. I like my school very much." Это было легко. Но только с малышами. Среднее звено начинало рубить правду матку, про то, что учителя совсем не френдли, а даже очень энгри, а старшклассники рассказывали про школу такие откровенные вещи, что Марта Давыдовна хотела писать министру, но не знала с чего начать. Да и министры в Казахстане менялись с такой скоростью, что она реально опасалась, что пока письмо дойдет, министр успеет смениться.
 В этом году у нее появилась новая ученица. Родители -врачи переехали из Алматы. Сняли дом в жилгородке у старой подруги Марты Давыдовны, так и познакомились. В южной столице девочка ходила в английскую школу и родители решили, что репетитор будет нужен, пока девочка не поступит в НИШ. Айлана перешла в 3 класс, записали ее  в 20 школу имени Пушкина. Но в этом году там случился ремонт, и всех детей раскидали по школам. Родители Айланы, потомственные алмаатинцы были в ужасе от перспективы учиться в третью смену, да еще так далеко от дома, но деваться было некуда. Они приехали сюда работать, открывать частный врачебный кабинет, и им было порой просто не до ребенка.

-Do you like your new school? -спросила Марта Давыдовна, после того как поговорили о погоде.
-No,I don't. I hate it. It's disgusting.
 Оппа, вот это да. Вот так вокабуляр к третьему классу! Марта Давыдовна очень обрадовалась. И реакция какая!! Ни минуты не думала - ответила как отрезала. Да такая ученица - просто находка!! Обычно хорошие разговорные навыки были у тех детей, у кого один из родителей был экспатом. В Атырау в этом не было ничего удивительного. Была ученица у которой няня была филиппинка. Где уж ее взяли и как Марта Давыдовна не узнавала, но у девочки тоже были великолепные разговорные навыки. А вот еще сюрприз из Алматы. Но в третьем классе не положено критиковать школу. И урок должен нести положительные эмоции, воспитывать патриотизм, любовь к родине начинается с любви к родной школе. Марта Давыдовна была бывшим советским педагогом и четко знала как нужно сеять разумное, доброе, вечное.
"Disgusting"- повторила девочка и высунув язык сделала рвотное движение.
-But why? - Марта Давыдовна растерялась, она никогда не сталкивалась с такой ситуацией на уроке и не знала, что делать и что говорить.
- There are no toilets in the restroom in that school. There're just holes in the floor!
-Что? - Марта Давыдовна забыла на минуту английский язык. What?  It's impossible!!!
- And I saw a frog there. And boys can come to the girl's room.
Марта Давыдовна нервно поправила очки. Что делать в такой ситуации было непонятно.
-Why do the boys come to the girl's room? - попробовала она продолжить такой неожиданный диалог.  Про себя она отметила, что ученица хорошо знает оборот there is/ there are.
-They have no their restroom, -ответила Айлана.
Шестая школа, подумала Марта Давыдовна, совсем не старая. Можно сказать новая.
No restrooms for boys - повторила ученица. And the holes are in the floor.
___________________________________________________
Примечания
-Do you like your new school? -Тебе нравится твоя новая школа?
-No,I don't. I hate it. It's disgusting. - Нет, не нравится. Я ее ненавижу. Она отвратительная.
-But why?  - Но почему?
 There are no toilets in the restroom in that school. There're just holes in the floor!  - В этой школе нет унитазов в туалете. Там дырки в полу!
What?  It's impossible!!!  - Что? Это невозможно!
- And I saw a frog there. And boys can come to the girl's room.
И я видела там лягушку! И мальчики заходят в туалет для девочек.
-Why do the boys come to the girl'room? - Почему мальчики заходят в туалет для девочек?
-They have no their restroom, - У них нет туалета.
В основе рассказа реальные события сентября 2019 года. Школа   N6. Город Атырау.