Ангел Таша. Часть 1. Лик Мадонны

Элла Лякишева
           Попытка субъективно-объективного исследования.

                Часть 1. ЛИК  МАДОННЫ

                «Чистейшей прелести чистейший образец!»
               
                А.С.Пушкин

           Прошло почти два столетия (точнее – 186 лет) после смерти Александра Сергеевича, но  его жену по-прежнему преследуют упреки и клевета. Ее называли бессердечной, бездушной куклой, легкомысленной, глуповатой, ветреной любительницей балов и развлечений.  Злорадно подсчитывали дни отсутствия мужа и даты рождения детей.

     Но главное – обвиняли и обвиняют в том,  что именно она погубила величайшего поэта.

    Полистайте интернет – убедитесь. 

    А как оно было на самом-то  деле?  Можно ли через двести лет установить для потомков  объективно  единую истину? 

    Отвечаю, поразмыслив. Пожалуй, нет! Сколько людей, столько и мнений – непреложный закон, это – жизнь в её многообразии и многомыслии.

     Но хотя бы субъективное своё мнение я могу высказать?

     «Можете!» - разрешают мне терпеливые читатели.

    Вот и постараюсь это сделать, объединив объективные факты биографии, воспоминания очевидцев-свидетелей и свои сугубо субъективные выводы.

     Итак, если нам по пути,  уважаемый читатель, будьте рядом!

     Два века назад шестнадцатилетняя Наташа Гончарова  ворвалась…

     Нет! Всё было не так!  Не ворвалась и даже не впорхнула, но скромно,  без фанфар и оваций проскользнула в сверкающие роскошью залы столицы. Овации разразились потом – и были оглушительными!

   Чем же поразила она пресыщенное великосветское общество,  избалованное лоском богатства и обилием изысканнейших красавиц?

    Смотрю на её первый прижизненный портрет – тот самый, где Натали в бело-розовом облаке кружев, с золотой фероньеркой на мраморном лбу.

   Не просто смотрю, но внимательно вглядываюсь в каждую деталь и –  да простят меня поклонники и фанаты Натальи Николаевны! –  не нахожу ни-че-го особенного.

      Выйдите в погожий день на улицу современного города, и вы обязательно увидите похожих  девушек (только наряды другие!), а то и гораздо очаровательнее!

    Всё так, всё так… Однако из песни слова не выкинешь. Что-то такое… особенное  было в этой молчаливой провинциалке, что приковывало с первого взгляда... 
 
    Что?!!! В чём была тайна её необыкновенного обаяния?
    
    Не  будем фантазировать – обратимся к свидетельствам тех, кто имел счастье видеть её живою, общаться с ней.
 
    Вспоминает граф Владимир Соллогуб, и это мнение мужчины:

    ”Отец повез меня к Пушкину - он жил в довольно скромной квартире; самого хозяина не было дома, нас приняла его красавица  жена.

    Много видел я  красивых женщин, много встречал женщин еще обаятельнее Пушкиной, но никогда не видывал я женщины, которая соединила бы в себе законченность классически правильных черт и стана.

      Ростом высокая, с баснословно тонкой тальей, при роскошно развитых плечах и груди, ее маленькая головка, как лилия на стебле, грациозно поворачивалась на тонкой шее; такого красивого и правильного профиля я не видел никогда более.
    А  кожа, глаза, зубы, уши!  Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные даже из самых прелестных женщин меркли при ее появлении.

    …Я с первого же раза без памяти в нее влюбился; надо сказать, что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы».

    Даже Николай I не остался равнодушным. Пушкин  усмехается: "Царь, как офицеришка, ухаживает за моей женою; нарочно по утрам проезжает мимо ее окон, а ввечеру на балах спрашивает,  отчего у нее всегда шторы опущены".

    Ещё одно подтверждение  её необычного обаяния: после смерти мужа она знакомится с Лермонтовым, и Михаил Юрьевич признался, что всегда старался держаться от нее подальше, чтобы «не поддаваться общему безумию» и не «сходить по ней с ума, как все»…

       Решила я уточнить некоторые факты. Боже, сколько и в книгах, и в интернете разночтений! Взять хотя бы рост. У Пушкина знаем точно: 166, 7см., так  определил художник Чернецов, рисовавший известный коллективный портрет.

    Для Натальи Николаевны цифры разные  – от  173-х.
    Но, по утверждениям большинства, всё-таки  – 177 см.
    Баснословная талия – 47 см.
    Высокая, пышная грудь, красивые плечи. 
    Нежно бледная, бархатистая кожа щёк с легчайшим румянцем. Идеально белые ровные зубы. Прямой нас, маленькие ушки...

    Откроем дневник Дарьи Фёдоровны (Долли)  Фикельмон, внучки Кутузова, одной из умнейших, редких по  проницательности  женщин того времени.

        Запись от 21 мая 1831 года, и это мнение женщины:

   «Пушкин приехал из Москвы и привез свою жену, но не хочет еще показывать её в свете.
   Я видела ее у маменьки – это очень молодая и очень красивая особа, тонкая, стройная, высокая – лицо Мадонны, чрезвычайно бледное, с кротким, застенчивым и меланхолическим выражением, – глаза зеленовато-карие, светлые и прозрачные, взгляд не то чтобы косящий, но неопределенный, – тонкие черты, красивые черные волосы.
    
     Он очень в нее влюблен, рядом с ней его уродливость еще более поразительна, но когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, – он так хорошо говорит, его разговор так интересен, сверкающий умом без всякого педантства».

    Вы обратили внимание на слова Долли: «лицо Мадонны, … с КРОТКИМ, ЗАСТЕНЧИВЫМ и меланхолическим выражением»?  Я – обратила!

    В письме невесте от 30 июля 1830 года о таком сходстве  упоминает сам поэт:

    «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной,  похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 ООО рублей».

    … «Как две капли воды…»

     Пушкиноведы, конечно же, разыскали этот портрет.

     Летом 1830-го года в витрине книжного магазина Ивана Слёнина на Невском проспекте  выставлялась для продажи копия картины Рафаэля, известная ныне как «Мадонна Бриджуотера» - Madonna Bridgewater», по имени владельца. После смерти герцога картина хранилась в лондонской галерее «Дом Бриджуотеров», а теперь  украшает  Национальную картинную галерею в столице  Шотландии.

    Поверьте Александру Сергеевичу, и главное слово в её характеристике – кроткая! 

     Именно это, прежде всего, отличало её от  самоуверенно-лицемерных  светских дам, самовлюблённо-кокетливых,  готовых ради собственных амбиций на ложь и подлость. Вспомните хотя бы Идалию Полетику…

      Задаю себе ещё один вопрос…

   Почему так настойчиво, а порой нагло казановы и ловеласы бальных залов стремились добиться её знаков внимания? Им казалось, что завладеть её сердцем  легко. 

    Откуда такая надежда? Неужели был повод?

    Нет, нет и нет! Ни поводов, ни оснований, ни предлогов!

    Но причина была! Внимательная Долли Фикельмон упоминает: это  –  застенчивость.

      Не искушённая в светском флирте, не умеющая притворяться, в ответ на льстивые комплименты она терялась, не зная, что ответить. Её защитой была тихая улыбка…

      Ну а светские ловеласы, привыкшие к хитрым уловкам «кокеток записных», принимали искреннюю доброжелательность за благосклонность.

     Подтверждение я нашла в воспоминаниях Надежды Михайловны Еропкиной, знавшей Наташу с детства:

        «Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо её воли, покоряли всех…

   - Мерси, мсье, - произнесёт она, благодаря за какую-нибудь услугу, и скажет это совершенно просто, но так мило и с такой очаровательной улыбкой и таким взглядом, что бедный кавалер всю ночь не спит, думает и ищет случая ещё раз услыхать это «мерси, мсье».

     Очень важную деталь подчеркнула Надежда Михайловна:  необыкновенно выразительные глаза. 
   
     Зеркало души, глаза Натальи Николаевны сияли внутренним тёплым, доброжелательным светом; никогда никому не желая даже крошечной частицы зла. Но как трудно художнику передать этот свет на полотне! Вот почему портреты не точны. 

    Прекрасными были не внешние черты - ПРЕКРАСНОЙ БЫЛА ДУША Наташи Гончаровой, и  Пушкин гениально чутким сердцем увидел это и в одном из писем приоткрывает тайну: "... а душу твою люблю я ещё более твоего лица".
 
     Для него идеал естественного женского обаяния – в облике любимой его героини:

Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…               
Всё ТИХО, ПРОСТО было в ней!

       Такой была та, которую он выбрал в спутницы жизни, и, по сути, за шесть лет замужества Наталья Николаевна не утратила ни искренности, ни простоты  уездной барышни, чистосердечной, доверчивой, стеснительной.

      Да и потом…

      Уже ПОСЛЕ трагических событий Пётр Вяземский, друг Пушкина,  писал ей, предостерегая: «Вы слишком чистосердечны, …слишком естественны, …мало предусмотрительны…».
     Да, для светского общества - наверное, "слишком"...

     Предвижу, друзья, ваши новые вопросы и отвечаю на них.
          
     Вспомним милое слово – детство…

     В счастливом детстве родителями и близкими  закладывается  духовный фундамент, который  сможет выдержать житейские бури, не позволяя зданию рухнуть.

     В несчастливом – напротив …

     А может быть – и вопреки…

  Каким было детство Наташи Гончаровой?  Какими были её родители? Что генетически передали ей как духовное наследство предки?

        Об этом – в следующих частях моего исследования.

               Продолжение на  http://proza.ru/2023/09/13/1479