Малинское городище Глава 1 Лысая горка

Ефим Шейнис
Часть 2
Малинское городище

Глава 1
Лысая горка

Малин – городок очень маленький, и жители знают друг друга.
Вот по Садовой улице спешит на работу хозяин скобяной лавки; на Вишневой засветилось окно часовщика; на Хлебной отпирает двери владелец ресторана; молочник разносит молоко; водовоз развозит воду, а из кузницы слышен стук и звон.
– Наконец, в нашей гостинице появится жилец, а то ее собираются закрыть, – говорит, глядя в окно, ученик часовщика, – идет какой-то не наш мужик, интересно, что ему здесь надо.
– Это – сын польской знатной дамы, что живет в особняке, зачем ему гостиница, – недовольно объясняет часовщик, – а я тебя взял не для того, чтобы ты сидел и глядел в окно, достань масленку и капни вот здесь.
По улицам городка шел высокий мужчина с густой шевелюрой и аккуратно подстриженными усами и бородой, одетый в модный черный костюм, в жилетке с галстуком. Его заметили и в посудной лавке на Киевской, где ему дорогу перебежал кот. Он не спеша свернул в Базарный переулок и вышел к базару. Прогулялся по рядам, рассматривая, съехавшихся с окрестных сел крестьян, попробовал и похвалил мед.
Заинтересовался большим шатром.
Зазывала кричал, что ничего подобно никто раньше не видел и не увидит, что это леденящее кровь зрелище и нервных просят не входить! Он купил билет и зашел в полутемное помещение. Пока собирались люди, перед закрытым занавесом маленькой сцены стоял толстенький конферансье.
– Эта правдивая история, – говорил он, – произошла в Польше, в имении богатого графа. Беспутный граф недавно женился, но сразу начал изменять молодой жене. Он бил ее и издевался над ней как мог. Его жена была знатного рода, и перенести этого не могла. Она превратилась в огромного паука, и, когда пьяный граф вернулся домой в полночь, опутала его паутиной и высосала из него всю кровь.
После этого конферансье открыл занавес и на небольшом постаменте все увидели огромного, искусно сделанного зеленого паука, у которого была настоящая живая женская голова. Конферансье спросил у паука:
– Правда ли, что вы были молодой и красивой девушкой?
– Правда, - сказала голова паука.
– Вы не жалеете о том, что сделали?
– Не жалею. Так ему и надо!
– А сколько времени вы можете показываться зрителям?
– Пять минут.
После этого, конферансье посмотрел на часы:
– Пять минут прошло. Представление окончено.
Занавес закрылся, и все вышли наружу.
Незнакомец покачал головой, что означало: людской изобретательности нет предела.
Улица Хлебная пестрела вывесками. «Самая свежая рыба у Тшебинского». «Портной Гуревич». «Кузнец Пожар». «Сапожник Шустер». «Аптекарь Меламед».  Он купил в магазине «Торговля смешанных товаров» Журавлева небольшую лопату и по улице Шевченко вышел к Михайловскому кладбищу, где достал записную книжку и карандаш и стал записывать даты на надгробиях очень старых могил. Видимо его интересовала старина, а этому городку, действительно, было чем гордится. Согласно историческим источникам, он был основан в восьмом веке нашей эры.
Далее он подошел к реке.
Как и тысячу лет назад, в камышовых берегах река Ирша медленно и тихо катила свои воды. Сонно смотрели на свои отражения сосны и березы, растущие между гранитных камней. С древних времён в ее бассейне добывались железные руды, из которых на местных  рудниках выплавляли металл, о чем сейчас напоминают названия окрестных сёл.
Путешественник осмотрелся и уверенно направился к Лысой горке – небольшому холму, полого спускающемуся к реке. Там он присел на дубовый пенек и стал наблюдать, как на берегу, пользуясь ранней теплой весной, удили рыбу два мальчика.
Сначала он решил, что это – братья, потом передумал. Они были по-разному одеты, и у каждого стояло ведерко, куда они бросали свой улов. Значит, приятели. Передохнув, он снял пиджак, засучил рукава и стал лопатой размечать холм на участки. Выбрав один из участков, начал копать землю. После апрельского дождя земля поддавалась легко.
Мальчики его заметили.
– Смотри-ка, зачем он копает землю? – удивился младший.
– Ищет клад, – уверенно ответил второй.
Бросив удочки, они подошли. Незнакомец, действительно, не просто копал землю, но каждый раз, вынув лопату, не отбрасывал землю далеко в сторону, а тихонько ссыпал рядом, затем разравнивал и внимательно ее изучал. Иногда нагибался и что-то вынимал, откладывая на газету, которую достал из кармана. Немного покопав, втыкал в землю лопату и садился на пенек и отдыхал. Похоже, он действительно что-то искал.
– Дяденька, вы что-то шукаете? – спросил старший.
– Много будешь знать, быстро состаришься, – пошутил незнакомец, – а как тебя зовут?
– Рон Меламед. А моего приятеля – Марк Гуревич.
– А меня зовут Михаил Николаевич. Да, я шукаю, то есть ищу, следы давно ушедших лет. Или столетий. Марк, ты знаешь, сколько лет вашему городку?
– Этого никто не знает.
– А кто твой отец?
– Портной.
– А твой отец?
– Мой отец – аптекарь, с гордостью сказал Рон. – Если вам будет нужно лекарство, приходите к нам. А что это вы нашли?
– Это древняя чернильница. Так вот, городку, в котором вы живете, больше тысячи лет. Вы слышали такое слово: древляне,
– Нет, – хором ответили оба.
– Так называлось племя, что жило здесь очень, очень давно. Это место, где я сейчас копаю, называется городище. Здесь древляне  могли оставить свои следы. Но, пора за работу.
– Древляне, это наши предки? – спросил Рон.
– Нет, они не ваши предки. Вы ведь иудеи? Но, не обижайтесь, ваши предки тоже очень древние, но жили они в других местах.
– Дядя Михаил, давайте мы вам поможем, – предложил Марк, – бачу, вам тяжело.
Оба мальчика стали по очереди копать землю и приносить ее к пеньку, где сидел незнакомец, и смотрели, как он вынимает из земли какие-то черепки.
– Большое спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Вы не откажетесь со мной отобедать? Здесь живет моя мать, и в ее доме много места. Она будет рада.
– Так вы – сын знатной дамы? Мой отец шил для нее сукню, – вспомнил Марк, – по картинке из польского журнала.
– А у моего отца она покупала микстуру, – добавил Рон, – когда она брала лики, я заметил у нее на пальце кольцо с бриллиантом.
– Вот и хорошо. Положите ваши черепки в эту сумку и – за мной!