Глас вопиющего в пустыне

Анатолий Апостолов
               
               ГЛАС ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ...

           Выбранные места из авторских примечаний


       Сегодня, 11 сентября у православных христиан и у католиков знаменательная и трагическая дата — Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, сына священника Захарии и Елизаветы. С юных лет Иоанн укреплялся духом в пустыне, где к нему был глагол Божий крестить и проповедовать крещение покаяния для прощения грехов, изобличать грешников и проповедовать.
Дело первого в мире миссионера оказалось весьма трудным — мало находилось желающих исповедоваться и каяться в своих грехах, всяк человек о себе хорошего мнения, не всякий был готов признать за собой грех гордыни и смиренно вступить по щиколотки в воды Иордана. Не всем людям нравятся мрачные пророчества и тем более веские обличения бессовестного стиля правления царей иродов, тиранов и убийц. Отсюда и сетования пророка Иоанна, сына Захарии и Елизаветы: "Ego vox clamantis in Deserto... " — "Я глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему". (Ис. 40:3)
      После крещения Иисуса Христа миссия Иоанна закончилась. Около 28 года н.э. он был убит тюрьме, ему отсекли голову по приказу Ирода Антипы, которую  преподнесли на золотом блюде в дар Саломее, дочери Иродиады, за её очаровательный танец перед приглашёнными гостями в день рождения царя. Ирод Антипа влюбился в свою племянницу и невестку Иродиаду, честолюбивую жену своего сводного брата Ирода Безземельного, и ради неё прогнал вон свою первую супругу, дочь набатейского правителя Ареты IV. Инцест такого рода даже среди монархов в ветхозаветные времена  у иудеев не поощрялся и пророк-пустынник Иоанн  открыто обвинял Ирода Антипу в распутной, непотребной  и не достойной  царя жизни. 
     "Чему и как учит Гертруда-Жизнь своих детей?"— спросил  себя  в 1801 году швейцарский педагог-гуманист  Иоганн Песталоцци и вскоре сам же на него ответил: Только всему хорошему и только одними  положительными примерами,  благонравию, нравственному, "природообразному" (социальному) воспитанию и человечности  путём наглядности с учётом  косной  природы человека.
        Чему учит людей трагическая история пророка с отрубленной головой?
Тому, что  верить можно только одному Богу и ни в  коем случае земным кумирам и божествам;
    —что нет и не может быть власти на земле от самого Бога;
    —что земная власть от  лукавого человека, возомнившего себя исключением;
    —что нет в мире совершенных людей и нет в мире идеального общества, а есть только пророки-праведники и учителя нравственности;
    —что природа власти сугубо животного происхождения и ей присущи все инстинкты и рефлексы, обычаи и нравы древних пещерных антропофагов;
    —что власть абсолютная, авторитарная, бессовестная, несправедливая, репрессивная и жестокая всегда  только во вред всем подданным и лишена здравого смысла;
    —что любая власть смертельно боится объективной критики и морального общественного  осуждения, а посему любой её обличитель для властителей является самым злейшим  врагом, сто крат хуже врага внешнего.
        Пророк-обличитель  Иоанн Предтеча является последним  из  всех ветхозаветных пророков-мучеников, не побоявшихся противостоять ценою жизни  всем мерзостям  земных владык, тиранов и убийц, одновременно он стал первым  пророком-обличителем в ряду пророком мученников и учителей нравственности  новой эры, Нового  времени. 

     Русская иконография богата образами Иоанна Крестителя, этого евангельского пророка-обличителя и учителя нравственности, образцом беспримерной жертвенности, человечности и скромности: "Тот должен расти, а я — уменьшаться!" (Illum oportet crescere, me autem minui)  Среди икон "старого и нового письма" на Руси   сохранилось множество икон "Ангел пустыни" в разных вариациях сюжета  и внутреннего смысла. 
Но среди  них есть одна весьма редкая, а потому и бесценная   — "Ангел пустыни с отрубленной головой". На иконе изображена душа Крестителя в виде одинокого безглавого человека, держащего свою голову в правой руке, у ног которого лежит  Агнец Божий (с крестом), с вытекающей из него кровью как знака жертвенности. Эта икона всегда являлась большой редкостью, ибо относилась она ко времени гонений на людей "старой веры" в царствование Алексея Михайловича "Тишайшего", когда по словам  протопопа Аввакума,  "истинно православные люди осеняли себя двумя перстами, а  бесовской щепотью, не кукишем". Когда на Руси рубили головы не только бунтовщикам и ворам, но  и сектантам-раскольникам и старообрядцам за их возмутительные  мысли и  дерзкие  слова.
     В русской истории имеется свой пророк-обличитель и свой носитель нравственности, подобный евангельскому Предтече — московский митрополит-пустынножитель Филипп (Колычев). Личность митрополита известна широким кругам благодаря обличениям Ивана IV Грозного и царских опричников. Однако жизнь и деяния святителя не ограничиваются только этим значимым эпизодом, хотя именно он выявил в митрополите Филиппе невероятную нравственную стойкость, подобную стойкости и вере первых христиан во время гонений.
      В отличие от Иоанна Крестителя, митрополиту Филиппу не отсекли голову, его задушил двумя руками палач грозного царя Малюта Скуратов. Надо сказать, что таких бесстрашных пророков-обличителей как Иоанн Креститель, Савонарола, митрополит Филипп в мировой истории большая редкость. В русской религиозно-философской мысли, в православии, образ Иоанна Предтечи связан в первую очередь с идеей жертвенности, гражданского мужества и самоограничения и усмирения грешной плоти, с эзотерической трактовкой  "ангельского чина". На Западе к этим чертам проявляли наибольшее внимание лишь представители монашеского ордена кармелитов, которые также воспринимали Иоанна как соединительное звено между ветхозаветной аскезой Илии и христианским созерцательным монашеством.
      В западно-европейском искусстве образ Иоанна, как и образ Христа, связан с ролью всемирного судьи и просителя за за всё грешное человечество (например, наружная сторона "Алтаря Иоанна, посвященного мореплавателям из Сконе" Бернта Нотке, ок.1483), "Алтаря шхун". Католическая традиция воспринимает Иоанна как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя.
И на какой бы день недели этот праздник ни выпадал, включая воскресение, этот день всегда в Православной церкви в память о великом постнике Иоанне (который питался в пустыне только акридами и диким мёдом) является, согласно Уставу, днём строгого поста, запрещено есть не только мясную и молочную пищу, но и рыбу. И конечно, же не мыслить в этот день ни о чём сладком и греховном, о плотских соблазнах и искушениях, о собственном величии, о гордости и славе на этой горестной земле.

11.09.2023. Усекновение главы пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.