Герда и горевание

Алёна Шиманская
   
Сказка Андерсена « Снежная королева» моя любовь с детства: когда- то я играла в школьном спектакле роль Снежной королевы, а позднее  роль  Кая .( Сейчас бы я сказала, что это были расстановочные процессы).

 Я люблю её перечитывать и проводить на ее основе групповую терапию: мы её рисуем, обсуждаем, придумываем новые сценарии для героев.  И каждый раз она раскрывается новыми смыслами, одним из которых хочу поделиться сейчас.

Меня удивляло всегда, что история описывает поиски  Гердой её пропавшего  друга и все перепетии происходящие с ней, а название совсем не про её подвиг.

Тема горевания, с которой я столкнулась по роду профессии да и в собственной жизни меня очень интересует и фраза « Герда и горевание» стала часто крутиться в моей голове .

Да ведь это правда!

 Герда проживает процесс горевания по пропавшему другу.
И вот как она это делает:

«А что же было с маленькой Гердой после того, как Кай не вернулся? Куда он исчез? Никто этого не знал, никто не мог ничего рассказать о нем. Мальчики говорили только, что видели, как он привязал свои салазки к большим великолепным саням, которые потом свернули на другую улицу и умчались за городские ворота. Никто не знал, куда он девался. Много слез было пролито: горько и долго плакала маленькая Герда. Наконец, все решили, что Кая больше нет в живых: может быть, он утонул в реке, которая протекала неподалеку от города. Ох, как тянулись эти мрачные зимние дни! Но вот пришла весна, засияло солнце.
—Кай умер, он больше не вернется, — сказала маленькая Герда.
—Я этому не верю! — возразил солнечный свет.
—Он умер, и больше не вернется! — сказала она ласточкам.
—Не верим! — ответили они, и, наконец, сама Герда перестала этому верить.
—Надену-ка я свои новые красные башмачки, — сказала она как-то утром. — Кай еще ни разу не видел их. А потом спущусь к реке и спрошу о нем.
Было еще очень рано. Девочка поцеловала спящую бабушку, надела красные башмачки, одна-одинешенька вышла за ворота и спустилась к реке:
—Правда, что ты взяла моего маленького дружка? Я подарю тебе свои красные башмачки, если ты мне его вернешь.
И девочке почудилось, будто волны как-то странно кивают ей; тогда она сняла свои красные башмачки — самое дорогое, что у нее было — бросила их в реку; но она не могла забросить их далеко, и волны тут же вынесли башмачки обратно на берег — видно, река не захотела взять ее сокровище, раз у нее не было маленького Кая.
Но Герда подумала, что слишком близко бросила башмачки, вот она и вскочила в лодку, лежавшую на песчаной отмели, подошла к самому краю кормы и бросила башмачки в воду. Лодка не была привязана и от резкого толчка соскользнула в воду. Герда заметила это и решила поскорее выбраться на берег, но пока она пробиралась обратно на нос, лодка отплыла на сажень от берега и понеслась по течению.
 Герда очень испугалась и заплакала, но никто, кроме воробьев, не слышал ее; а воробьи не могли перенести ее на сушу, но они летели вдоль берега и щебетали, словно хотели утешить ее:
—Мы тут! Мы тут!
Поток уносил лодку все дальше, Герда сидела совсем тихо в одних чулках — красные башмачки плыли за лодкой, но они не могли ее догнать: лодка плыла гораздо быстрее.»

То есть Герде, после пропажи Кая пришла в голову мысль, что именно Река забрала Кая и она хотела его выкупить за счет своих ценных башмачков.

Когда умирает человек, то виноватыми часто считают медицину , обстоятельства, самого пострадавшего или кого-то еще, но никто сразу не соглашается с тем, что это просто пришла Смерть и забрала человека. Никто не осмеливается обвинить в смерти Смерть,  как и в сказке: все видели, что Кая увезла в своих великолепных санях Снежная Королева ( она в какой то степени здесь  олицетворение Смерти), но Герда «назначила» виновной Реку.

Более того, она приносит ей в жертву свои башмачки!

 Очень похожий процесс есть  и в психике : мы тоже начинаем торговаться с событием или с Богом в тот момент, когда проживаем сильное чувство связанное с возможной утратой.

У вас так было?
 
Далее Герда настаивает на своей жертве, так как река выбросила ее назад: она садится в лодку и снова бросает свои башмачки в реку, то есть девочка не признает, что есть что-то, что нельзя выкупить обратно. После чего лодка поплыла по реке сама.

“Может быть, река несет меня прямо к Каю?” — подумала Герда. Она повеселела, встала на ноги и долго-долго любовалась живописными зелеными берегами; лодка подплыла к большому вишневому саду, в котором приютился маленький домик с чудесными красными и синими окнами и с соломенной крышей.»

Отрицание-один из защитных способов психики отсрочить признание потери. Ведь пока Герда  не увидела Кая в том или ином виде, то предпочитает думать, что с ним все хорошо, а значит, действовать.

 У нас существуют поисковые добровольные отряды ЛизаАлерт , которые помогают найти потерявшихся людей .  Жены и матери погибших едут на фронт, чтобы удостовериться в гибели их мужчин.

Соприкосновение с телом умершего очень важно, поэтому традиции прощания есть у каждого народа и присутствие на похоронах близкого человека для психики необходимо: если своими глазами не увидели ( и руками не потрогали) остается иллюзия, что человек жив, но где -то просто пропал, и надо ждать, что он когда-нибудь вернется или настойчиво его искать.

  И люди могут на долгие годы «зависнуть» в этом ожидании, не проживая собственную, свою единственную жизнь полноценно.

 Вот почему важно маленьких детей все же приводить на похороны их близких людей, и не врать им , что мама все еще болеет или уехала куда-то.
И надо ребенку сказать правду, что мама больше не может дышать, ходить и говорить, и эти безвозвратно, и предварительно рассказать, что он увидит на похоронах и быть с ним постоянно рядом кому-то из взрослых. Чтобы это зафиксировалось в сознании, хотя ребенок может внешне на это и не отреагировать совсем.

Вспоминается по этому поводу стихотворение А. С. Пушкина

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.

Когда мы приходим на могилы близких, мы ощущаем духовную связь с ними, поддержку, любовь к ним  позволяет нам оставаться людьми и ценить жизнь .

Итак, продолжим про Герду : она самозабвенно и маниакально идет к своей цели, поиску Кая, не боясь ничего и никого  на своем пути.

Поиск умершего-один из пунктов проживания горя: особенно это ярко выражено в первый год. Выходя из дома я сама долгое время искала глазами красную куртку и шляпу мужа в толпе людей и у меня просто останавливалось сердце, когда я видела нечто похожее, несмотря на то, что видела и трогала его в гробу.

Еще один интересный момент сказки: узнав, что в замке принцессы поселился принц, похожий на ее друга, Герда не испытывает чувство ревности, а только радость, что он жив. Любовь к Каю сильнее эгоизма. Очень мне эта история понятна: когда муж заболел, я была готова отпустить его в Америку лечиться и даже жениться там на ком-либо, лишь бы он остался жив.

Последние шаги к замку Снежной Королевы  Герда проходит , преодолевая самые сильные препятствия без эмоций и только убедившись, что друг ее жив, она дает  наконец-то волю своим чувствам.

В этой истории случился хэппи энд, друзья встретились!

« Так сидели они, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето.»

 Гениальный Андерсен описал процессы психики, с которыми сталкивается человек при проживании потери и со смертью: « Снежной Королевой».

И в этом процессе у нашей героини вскрываются лучшие духовные качества  и она влияет на тех, с кем встречается на пути, раскрывая их сердца тоже..
Может, поэтому сказка так и названа? Что только  Смерть( Снежная Королева) делает нас людьми и позволяет раскрывать милосердие и безусловную любовь?

 Что думаете про это?

И что думаете про то, что Снежная Королева дала Каю задание составить слово " Вечность"( тоже из лексикона смерти)после чего он получит свободу и станет хозяином самому себе? И ведь только любовь Герды помогла составить это слово. Может, чтобы попасть в Вечность, нужна Любовь на двоих? Ведь только "любовь никогда не перестает, хоть и пророчества прекратятся и языки умолкнут"..