О кормлении по требованию

Валерий Ларичев
Консервативен я невероятно. То есть, многое новомодное не принял и принимать не желаю. Особенно, прущее к нам из европов. Взять кормление грудничков по требованию. Не иначе тенденция сия родилась от избытка демократии и понимания незыблемости прав, пусть и только что родившегося человечка. Как я понимаю, кормить по требованию, это значит, ребёнку, начавшему плакать, кричать, следует заткнуть рот сиськой. Стопудово, он с жадностью вцепится в неё и начнёт сосать, но он с такой же жадностью будет сосать всё, что бы вы ни всунули ему в рот: соску с бутылкой, соску-пустышку, палец... Даже, если вы предложите младенцу дулю, то есть средний палец известной фигуры, то ребёнок будет и его активно сосать. Ибо у родившихся детей сильно выражен безусловный сосательный рефлекс.
Однако у родившегося ребёнка, особенно у новорождённого и ребёнка первых месяцев жизни обратная связь с принявшим их Миром только и единственно – это плач. А причин для плача очень и очень много. Пучит ли живот, приснился ли недавно пережитый ужас рождения, беспокоит ли переполненный мочевой пузырь или прямая кишка, показался ли затянувшимся перерыв в общении с мамой, надоели холодные мокрые пелёнки или заполненный подгузник/памперс, отлежал бочок, занемела неудобно лежавшая ручка,.. Я перечислил только часть нормальных состояний и причин плача, а ещё случаются и болезни. И что, каждый раз затыкать рот сиськой?!
Вы только задумайтесь, дети рождаются со стерильным кишечником и с первыми глотками слюны, маминого молока начинается заселение их кишечника микроорганизмами, а значит, в кишечнике начинаются процессы брожения, газообразования,.. Но маленький комочек совершенно не готов к таким решительным преобразованиям в своём организме. Его незрелая нервная система из нервов, представляющих собой пучки голых неизолированных проводов, аксоны без миелиновой оболочки, ещё не в состоянии обеспечить полноценную и адекватную перистальтику того же кишечника и малыш, конечно же, страдает.
Очень сомневаюсь, что пропагандисты кормления по требованию, когда у них пучит живот, бегут к холодильнику, открывают его и начинают из него жрать.
Смотрите, будущий ребёнок, плод, развивается, живёт в своей мамке, пребывая в темноте, тепле… И вдруг, неведомая сила начинает его, буквально раздавливая в узком тоннеле, выпихивать и, наконец, выпихивает на яркий свет, холод окружающей среды, воздействующий на мокрое тельце, а вокруг тусуются какие-то чуваки, откуда ему знать, что это специальные акушеры, застёгивают на пуповине зажим, прекращая ток крови от мамки к нему. Лялечка начинает задыхаться, в это время наступает серьёзнейшая перестройка всей его кровеносной системы, и тут происходит первый вдох, а от ужаса переживаемого и первый вопль-крик «Ааааа...» Кстати, пожалуй, поэтому и стоит эта буква на первом месте в нашей азбуке. Приходим в этот Мир с ужасом и с ужасом же ожидаем приближающийся уход из него.
С раннего детства отлично помню, весьма часто, посещавшее меня видение, которое сопровождалось странными, трудно передаваемыми, но сильными переживаниями, и одной и той же картинкой светлой комнаты, окна, столика перед ним и голосов вокруг. Накатывало это на меня во сне, дрёме, перед пробуждением, сопровождалось сильнейшей эмоциональной нагрузкой. Но рядом всегда оказывалась мама, которая укачивала меня, успокаивала колыбельной песней.
С годами приход этого видения становился всё реже, затем прекратился, но я его отлично запомнил. Ушла, стёрлась яркость эмоционального наполнения этого воспоминания. Что это, о чём, откуда? Теперь с высоты своего опыта не сомневаюсь, это память хранит факт моего рождения. Много позже понял, что эти переживания можно сравнить с, наконец, полученным глотком воздуха после длительного перекрытия дыхания, это же память моя хранит первый вдох. Подозреваю, что я не одинок с этим или подобным ему воспоминанием. Только не каждый понимает, что это.
Это раз.
Моторная функция желудка у грудных детей несколько замедленна, перистальтика вялая. При вскармливании пища находится в желудке приблизительно в течение двух-трёх часов. Вопрос: зачем ребёнка кормить чаще и беспорядочно? Ответ очевиден – это придумки людей, далёких от педиатрии, случайных в педиатрии и напрочь неведающих нормальной физиологии детей и, в частности, физиологии детского пищеварения. Это два.
В-третьих, если ребёнка кормить по часам, то он быстро входит в этот режим и никогда не будет требовать кормёжки досрочно положенному для того времени. Значит, если ребёнок плачет, а кормить его ещё не время, то, очевидно, надо разбираться, почему он плачет, искать причину плача, а не затыкать ему рот грудью, бутылочной соской или ещё чем.
Посудите сами. Лично вы, ваша ежедневная жизнь разве течет, как попало? Разве вы, как правило, встаёте по утрам и ложитесь спать по завершению дня не в одно и то же время? А завтракаете, обедаете, полдничаете, ужинаете, когда вздумается?
Наконец, однажды моего талантливейшего земляка, харьковчанина, великого педагога Антона Семёновича Макаренко одна из мамок спросила, когда надо начинать воспитывать ребёнка. Макаренко уточнил, каков возраст её ребёнка. Мамка сообщила, что ребёнку 5 месяцев. Ответ Макаренко, что она опоздала на 5 месяцев. Это я к тому, что родившегося ребёнка, конечно же, надо воспитывать. Вообще-то воспитывать надо начинать ещё, когда он только начал шевелиться в утробе мамы.
Так вот, если ребёнок с рождения растёт и развивается по расписанию: ест по часам, воздушные ванны принимает по часам, гуляет по часам, купается по часам, спит по часам, даже какает по часам, что идеально, то мы растим и формируем из него в будущую жизнь организованную личность. Но, если же, жизнь родившегося ребёнка катит по принципу чёрт летит, ноги висят, то и в будущую жизнь пойдёт абсолютно неорганизованный человек, правда, свободный, ибо в «свободе» и «демократии» воспитанный, неведающий слов «НАДО» и «НЕЛЬЗЯ», признающий только свои человеческие права, отказывая в подобных правах другим.
Между прочим, молодой маме, если её день организован, жить много легче, ибо малыш не дёргает её ежечасно, даёт заняться и бытом.
(2020)