Подойдите к нам, Виктор Алексеевич!

Александр Расторгуев
РЕПОРТАЖ ИЗ ПРОШЛОГО


Начало девяностых годов прошлого столетия. Март, пять часов вечера, на небе — этюд в багровых тонах.

Четвёртый этаж нового корпуса Вычислительного центра Объединенного института ядерных исследований. Зал терминалов, подключённых к базовой ЭВМ ЕС-1061. Горстка пользователей, вперившись в зеленоватые экраны, стучит по клавишам...

Из коридора доносятся звонкие голоса, топот, и в зал врывается толпа школьников, пришедших на практику по программированию. В считанные секунды зал оказывается переполнен. Вбегает запыхавшийся учитель; сражение за рабочие места в полном разгаре.

— По двое! Садимся по двое!

Наконец терминалы поделены. Опомнившись, школьники смотрят на учителя.

— Виктор Алексеевич!

— Задания всем даны, можно приступать!

В зал, волоча за собой стул, входит сослуживец Стельмах.

— Развёл тут… Стул у меня стащили…

Через полчаса появляются первые программы. Два молодца молча взирают на то, как из работающей программы, как из рога изобилия, на монитор сыплются бесконечные ошибки. Мальчики ошеломлены. Вот-вот случится что-то непоправимое...

— Зови этого…

Учитель, как добрый чародей из восточной сказки, странствует от одного терминала к другому, находит ошибки, спрашивает, отвечает и отпускает комментарии.

— Виктор Алексеевич, подойдите к нам! — слышится то по одну, то по другую сторону фанерной перегородки, разделяющей терминальный зал надвое.

— Та-ак, что это у вас? И вы утверждаете, что этот алгоритм будет работать?

Ученицы встревожено смотрят на учителя.

— Нет, мы этого не утверждаем.

— Та-ак…Что это у вас?

Ученицы, робко:

— Куры.

— Я спрашиваю, что это у вас за величины?

— Четыре и пять.

— Что «четыре и пять»?

— Четверо поросят и пять кур.

— Какие это величины, я спрашиваю? Интеджэ или риал?

— Виктор Алексеевич! — орут с противоположного конца зала.

— Подумайте, — говорит Виктор Алексеевич и направляется к двум рослым отрокам у окна. Один отрешённо смотрит в окно, другой — в монитор, на котором ничего нет.

— Так, что у вас? — строго спрашивает учитель.

— У нас не работает.

— Не работает, — удовлетворённо повторяет учитель. — А что вы делали?

Он мог бы сразу обратить их внимание на то, что терминал не включён, но он должен научить их мыслить самостоятельно.

— Вы делали что-нибудь?

— Нет.

— А как же он у вас будет работать! Вы думаете, что он сам включится, увидев что вы сели? Или о чём вы думаете?

Мальчики молчат, предпочитая не говорить, о чём они думают. Виктор Алексеевич нажимает волшебную клавишу POWER, и монитор оживает. Учитель выразительно смотрит на своих нерадивых учеников. Те опускают головы. Один рассматривает на томящиеся под столом ноги. Другой упирается взглядом в пол, пряча издевательскую улыбку.

— Почему вы не включили?

— Мы не знали.

— Чего вы не знали?

По всему видно, что ничего они не знали, но не хотят в этом признаваться.

— Ну вот, — говорит учитель. — Вот тут всё и выясняется. Кто работал на уроке, а кто…

Не закончив фразы, он идёт к девочкам. На лице его появляется отеческая улыбка.

— Так, что у вас? — добрым голосом спрашивает он.

— Программа, — слышится в ответ чудесный щебет.

— Я вижу, что программа, — стараясь придать голосу строгость, говорит учитель. — Я хочу знать, что это за программа. Понять логику этой программы…

Девочки с изумлением переглядываются.

— Это программа, которую вы нам задавали.

— Вот тут у вас ошибка... В таком виде ваша программа работать не будет. Посмотрите внимательнее. Козлов!

— Что, Виктор Алексеевич?

— Чем смеяться, сходили бы лучше, посмотрели олимпиадные задачи.

— Какие задачи?

— Хорошие задачи. Повышенной трудности. Которые Тувакин из Москвы привёз.

— Какой Тувакин?

— Такой Тувакин, — рассеянно отвечает учитель. — Победитель олимпиады по программированию… Нашли?

— Что нашли?

— Ошибку.

— Нет ещё.

— Ищите. Впрочем... — Исправив ошибку сам, Виктор Алексеевич спешит дальше.

— Виктор Алексеевич!

— Подождите… Не все сразу, — уже изрядно измочаленный, отзывается учитель. — Та-ак… Значит, от голов вы отнимаете ноги и получаете… что? Поросят? Так?

— Нет!

— А почему тогда…

— Виктор Алексеевич!

— Что?

— Что такое ошибка 230?

— Это ошибка такая.

— Какая?

— Это надо книжку читать.

— Какую книжку?

— Хорошую книжку.

— А где достать эту хорошую книжку?

— В комнате у системщиков. В общем, неважно, где. Вам её там всё равно не дадут…

Наконец Виктор Алексеевич распрямляется, смотрит на часы и объявляет:

— Заканчиваем! Наше время истекло. Уходим!

— Давно пора, — ворчит сослуживец.

Терминальный зал стремительно пустеет и наступает благословенная тишина.


Рисунок Сергея Расторгуева