Лазаревский и его Золотые перлы

Лев Фунчиков
               

            В 2006 году я издал книгу стихов <<Антиквариат>> в издательстве <<Левша>>. Напечатали 500 экземпляров, и я не знал, что делать с этими пакетами отпечатанных книг. Магазины не брали стихи для продажи. Посоветовали обратиться на Пушкинскую 9, там вёл раз в неделю  свои <<Поэтические знакомства>> Александр Гущин. Как выяснилось, и там покупать стихи не торопились. Более того, за разовое посещение этого назовём ЛИТО нужно было ещё и платить сначала 50 рублей, а потом через несколько месяцев цену подняли до 100 рублей. Никто, конечно, не заставлял это делать обязательно, но – <<крайне желательно>>. Так что я вместо продажи своих книг, платил сам за право присутствовать, выступать и слушать. Попытки продать свои сборники оканчивались ничем. Видя полный провал попыток возместить потраченные суммы на издательство, я стал просто раздавать свои стихи направо и налево, при этом делая небезинтересные надписи на первых страницах. В этот период я познакомился с Александром Лазаревским, о котором чуть-чуть уже слышал по радио (его стихи о винте и гайке), находясь некоторое время в больнице. Александр располагал к себе, быстро разговорились и после окончания ЛИТО очутились в подвальном магазинчике напротив. Ограничились несколькими банками пива. В то время существовало такое мнение, что все поэты, в основном, люди, дружащие с алкоголем, поэтому я не удивился, а даже как-то быстро согласился отметить начало занятий в этом ЛИТО подобным образом. Я думал, что будут разбирать, критиковать, но, нет. Здесь просто читали, но не обсуждали. Просто знакомились. Ведущий как-то делал своё резюме, что-то рассказывал о поэтах, иногда рассказывали и сами поэты. Но критиковать – не критиковали.
На Пушкинской, недалеко от памятника Александру Сергеевичу, это происходящее действо было не плохим событием для автора. Но не более того. Конечно, говорили, пишите, приносите, но не более того!
             Этот клуб для чтения как-то начинал приедаться, тем более, что нужно было ещё и оплачивать это. Да, были какие-то знакомства, но… не более того.
             Лето кончалось. Лазаревский сказал, что он занимается в ЛИТО у Людмилы Барановой на Васильевском в ДК <<Гавань>>, предложил приходить туда, т.к.  там после лета начинаются занятия. Так я очутился в этом ДК и начал читать там свои опусы. Так я познакомился там с Михаилом Вей, человеком, видимо, со сложной судьбой, пишущим стихи иногда со сложным размером, безусловно, бесконечно любящим это дело и знакомым со многими известными поэтами. ЛИТО вела Светлана Томская, работавшая в своё время на Балтийском заводе. Она часто побаливала и ЛИТО вела замещающая её Людмила Баранова, которая потом всецело взяла это дело в свои руки. Вообще, ЛИТО <<Балтийский парус>> было создано при редакции газеты <<Балтиец>> на Балтийском судостроительном заводе имени С.Орджоникидзе. У его истоков стояла Нина Николаевна Альтовская, она работала в конструкторском бюро завода, затем корреспондентом заводской газеты, а после окончания факультета журналистики стала редактором заводской многотиражки <<Балтиец>>. ЛИТО <<Балтийский парус>> как бы её детище, им руководили и Н.Н. Кутов, и Светлана Молева и Сергей Сорокин. Затем при Светлане Томской в этом ЛИТО стал издаваться альманах <<Балтийский парус>>. Когда я появился там, вёрсткой и компьютерным набором альманаха занимался именно Лазаревский. Его двоюродный дед, Борис Лазаревский, был в своё время довольно известным писателем прозаиком, увлечённым его современником А.П.Чеховым и даже подражателем его в своих ранних произведениях.   
               Александр Лазаревский во времена начала нашего знакомства  позиционировал себя поэтом. Я тоже. Мы прекрасно читали свои стихи у Гущина и у Барановой. После ЛИТО обычно через магазин заседание, как говорится, продолжалось, но уже где-то на улицах Петербурга, в каких-то дворах, на бесчисленных скамейках и в парках. Город был весь наш, а мы его дети. Как писала Светлана Томская:
 
- По проспектам зимою и летом
Бродят странные люди – поэты.
Собираясь в квартирах друг друга,
Свои вирши читают по кругу.

Из зарплат извлекая <<излишки>>,
Выпускают дешёвые книжки.
Их ни дождь, ни мороз не остудит,
Пусть их нравы никто не осудит!

          У него были и рассказы. В одном из них он рассказывал свой приход в секцию поэзии в Доме учёных к Глебу Горбовскому, который так сказал о его стихах:
- Мне кажется, что это не твои стихи, а если и твои, то так писать тебе ещё рано. Не каждый зрелый поэт берётся писать на философскую тему.
             Передо мной его сборник стихов <<Золотые перлы>>, прекрасно изданный им самим (в <<Малотиражном издательстве Александра Лазаревского>>, 2011г., 290 стр.). Здесь много очень коротких, иногда в две строчки, стихов шуточных, но всегда злободневных, иногда интересных, иногда не очень. Но лазаревский аромат везде присутствует. Вот, например, такая философия:

- Нехотя шагает мерин, -
Каждый шаг его размерен…
Знает: некуда спешить –
Всё равно придётся жить!

Этот лазаревский аромат есть во множестве миниатюр, иногда очень метких.

- Выскочить на ровном месте –
Прыщ считает делом чести.
Хоть и маленький совсем,
Он, однако, виден всем.

Но, порой, и довольно часто встречаются и такие необязательные стихи:

-  Прикорнувшись у столба,
Я держу ладонь у лба.
Если б столб покрепче был,
Я бы лоб себе разбил.

Много стихов о водке.

-  Душа моя в стакане расплескалась, -
И в памяти ни капли не осталось.

-  Многогранна жизнь стакана,
Если влага не из крана.

Есть и откровенно диссидентские стихи, их много, а куда без них? Давайте, я не буду цитировать и это!

Но у него много точных двустрочий:

-  Если Гайке Винта не хватает,
Значит, он у другой пропадает…

Или:
-  Наконец, свинья за стол попала,
Только в виде ветчины и сала.

               Склероз
Бабка настолько склерозом страдала,
Что помереть каждый год забывала.
Дед её тоже не молод был, но
Возраст свой помнил и помер давно.

             Он сам печатал свои сборники. У него были и сборники детских стихов. Много стихов о внучке. Поэта давно не стало, но стихи остаются…
          P.S. Лазаревский совместно с Сергеем Степашовым издал и сборник прозы <<Рассказы>> в своём <<Малотиражном издательстве>> в Санкт-Петербурге. Здесь много интересного о нём и его жизни. Кроме того, он издал (всё это в единичных экземплярах) книгу о цирковых артистах (Исмар Маслянов и др.), книгу о своих предках (тоже в нескольких экземплярах). Всё это иногда с чёрно белыми фотографиями  и, к сожалению, не очень хорошего качества.
              Читая его рассказы о себе, о поэтах, с которыми он общался, о ЛИТО <<Балтийский парус>> (книжки которого он издавал, и иногда с огрехами) начинаешь понимать величину этой фигуры, его потенциал, видимо, раскрытый не до конца.