Здравствуйте! Я Ваша няня. Воспитатель.
Во все времена вопрос воспитания детей занимал умы философов, писателей, социологов , педагогов и политических деятелей. Это обусловлено заботой о новом
поколение , о его физической и нравственной стороне, а значит, о сохранении человечества.
Сложно проанализировать всё, что написано о воспитании детей за последние 100, 200 и более лет Всё нижеприведенное доказывает нам, что вопрос воспитания молодого поколения очень актуален.
Например, многие из идей философа Жан-Жака Руссо об образовании и воспитании
( около 300 лет назад) получили развитие в следующие века и остаются актуальными до сих пор. Это и его убежденность в большом значении образовательной среды, которая побуждает ученика к исследованию и размышлению. Это и его рекомендации воспитания детей в каждом конкретном периоде естественного развития человека. Вот некоторые цитаты из его научных трудов :
« Первые наши учителя философии - это наши ноги, руки, глаза «
« Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным. Ставьте доступные его пониманию вопросы и
предоставьте ему решить их.»
« Если хотите развить ум вашего воспитанника , развивайте силы, которыми
ум должен управлять.»
« Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный , который
ведет верно и далеко..»
Родоначальником научного подхода к педагогике в России является , по
признанию многих ученых, К.Д.Ушинский .( почти 200 лет назад).
Ушинский верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний,
и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учи телей.
Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно
развиваться .
Система может дать знания, но не делают человека личностью. Этому может
научить только другая личность - живой человек, наставник , воспитатель.
Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:
-обучение
-личный пример учителя, воспитателя
-убеждение
-умелое обращение с учащимися, с воспитанником
-меры предупреждения
-поощрения и взыскания.
Вот некоторые цитаты из его научных трудов:
1.Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения
неприемлемы. Воспитание - это убеждение личным примером, а не слепое
повиновение.
2.Главная задача педагога - воспитание нравственности. Обучение - лишь средство
воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
3.Обучение - не механическая зубрежка, а развитие умственных способностей
ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно.
4.Обучение должно быть последовательным. От конкретного- к отвлеченному, от знакомого- к незнакомому, от единичного - к сложному, от частного - к общему.
5.Задача первоначального обучения – сделать серьёзное занятие увлекательным для ребенка , но не превращать всё обучение в игру. Он должен привыкнуть к тому, что обучение - всё-таки труд.
« Приступая к святому делу воспитания детей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно… и что надо изыскать средства сделать наших детей лучше нас.» Эта цитата - установка при выборе профессии «педагог» , « воспитатель».
Актуальны и сегодня размышления русского писателя, публициста Л.Н.Толстого о народном образовании, воспитании и обучении детей .
Его публицистика « О народном образовании» , « Воспитание и образование» вызывали у критиков неоднозначное мнение , но несомненно представляет огромный интерес и сегодня.
« Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки.»
« Каждый педагог соглашается , что жизнь вносит своё влияние и до школы, и после школы, и, несмотря на все старание устранить ее , и во время школы.
Влияние это так сильно, что большею частью уничтожается всё влияние школьного воспитания .»
В.А.Сухомлинский - советский педагог - новатор, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.
« Одна из самых мучительно трудных вещей в педагогике - это учить ребенка труду любви.»
« То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»
А.С. Макаренко - советский педагог. Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодежи ( из числа бывших беспризорников.
« Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям.»
-
С.Т.Шацкий - российский и советский педагог , основная педагогическая концепция которого строилась на единой идее - «Школа для ребенка, а не ребенок для школы.» ,остающаяся актуальной и сегодня.
По мнению Шацкого, неудача в работе с детьми часто объясняется тем , что педагоги не хотят замечать авторитет улицы. Работа учителя, воспитателя осуществляется везде, где протекает жизнь ребенка - это в школе, на улице, в семье.
«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью - человечность. Первоначальное же воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком…»
В. Белинский
« Будьте зорки! Ибо вина и заслуга детей в огромной степени ложится на голову и совесть родителей.»
Ф.Дзержинский
Выбираем профессию - Воспитатель
В настоящее время ещё более необходимо, чем когда – либо , заниматься воспитанием и образованием молодого поколения.
Научно-техническая революция, век интернета меняют сознание детей, их образ жизни и восприятие действительности. Компьютер, смартфон стали повседневными предметами для детей. Это - компьютерные игры, электронный дневник, дистанционное обучение и общение по смартфону. Пропадает интерес к книгам. Их заменяет интернет. Но только книга остаётся источником знаний, потому что читая, ребенок думает, мыслит, переживает, а, значит, духовно обогащается.
Ребенок от рождения, « как губка « впитывает в себя все , что видит, слышит, осязает и дома, и в детском саду, и в школе, и на улице.
Дети с трепетом ждут поступления в школу. Для них школа - «храм» неизвестности. Первый учитель - «кумир». Они безукоризненно подчиняются , верят каждому его слову. Но всё это до тех пор, пока дети начинают понимать где правда и неправда, где несправедливость.
Только тот учитель становится воспитателем, кто не потеряет доверие учеников. Для школьного педагога- воспитателя большую сложность представляет влияние вне школы ( курение, драки, наркотики, выпивка , ночные дискотеки ),а также неблагополучные семьи ( семейные разборки родителей, выпивка и отсутствие любви к детям ).
Это - социальная проблема и её можно решить только совместно : воспитатель, психолог, общество.
Учителем- воспитателем для детей домашнего обучения могут стать как родители, так и приглашенный учитель
Домашнее обучение детей родителями достаточно проблематично, так как всё зависит от отношений, которые сложились в семье. Если мать и отец – авторитет для ребёнка , то обучение и воспитание складывается удачно.
В случае отсутствия взаимопонимания, а также при занятости родителей, при «сложном» характере ребенка( вспыльчивость, неуравновешенность, застенчивость) лучше пригласить ( нанять ) воспитателя.
Основными задачами воспитателя должны быть:
- подготовка ребенка к реальной жизни
-распознать и раскрыть его способности
-научить рационально использовать время
-укрепить его физически и нравственно
-воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Работа воспитателя начинается с изучения характера ребенка, его интересов, желаний. Нельзя ломать характер, надо уважать человеческую личность в своем воспитаннике. Детям нужна конкретная помощь . Помощь в преодолении трудностей при достижении их целей, желаний.
Если школа воспитывает детей для общества, при котором они живут , то домашний воспитатель должен из конкретного ребенка сделать личность.
Конкретный объем работы , возлагаемый на воспитателя, согласуется с родителями.
Сюда может быть включено : помощь ребенку в изучении школьной программы , организация досуга .
Применение общих правил воспитания к конкретному ребенку - дело искусства родителей и воспитателя, дело их творчества. Поэтому воспитатель , помимо образования, должен быть и психологом. А именно, нельзя забывать, что дети в 21веке другие, чем в 20 –ом. Их мышление, интересы сформированы отчасти веком интернета. Интернет, смартфон, компьютер –часть их жизни.
Задача воспитателя как психолога научить подростка отличать главные ценности жизни ( чувство ответственности, любовь и уважение к родителям и т.д.) от второстепенных.
Во всех сложностях работы с детьми воспитателю поможет его жизненный опыт.
УДАЧИ !!!