Здравствуйте! Я Ваша няня. Воспитатель

Нина Бобкова
Здравствуйте!  Я  Ваша  няня.  Воспитатель.
               

Во  все  времена  вопрос  воспитания детей   занимал  умы  философов, писателей, социологов , педагогов и политических деятелей.  Это обусловлено заботой  о  новом 




поколение  , о его  физической  и нравственной   стороне, а значит, о сохранении   человечества.   
   Сложно  проанализировать  всё, что  написано  о воспитании детей  за  последние  100, 200 и более  лет   Всё  нижеприведенное  доказывает  нам, что  вопрос  воспитания молодого  поколения  очень  актуален.
  Например, многие  из  идей  философа  Жан-Жака Руссо  об  образовании  и воспитании
( около 300 лет  назад)  получили  развитие в следующие  века и остаются  актуальными    до  сих  пор.  Это и  его убежденность  в большом  значении  образовательной  среды,  которая  побуждает  ученика  к  исследованию  и размышлению.  Это и  его  рекомендации  воспитания  детей  в  каждом  конкретном  периоде  естественного  развития  человека.   Вот   некоторые  цитаты  из  его  научных   трудов :   
      « Первые  наши  учителя  философии  - это  наши   ноги, руки, глаза «
       « Сделайте  вашего  ребенка  внимательным  к  явлениям  природы, и вы  скоро   сделаете  его   любознательным.  Ставьте  доступные  его  пониманию  вопросы  и
предоставьте  ему  решить их.»
         «  Если  хотите  развить  ум  вашего  воспитанника , развивайте  силы,  которыми
ум  должен  управлять.»
          «  Непосредственный   интерес  -  вот  великий  двигатель,  единственный , который
ведет  верно  и   далеко..»
 
      Родоначальником  научного  подхода  к педагогике  в России   является  , по 
признанию  многих   ученых,  К.Д.Ушинский .( почти  200  лет  назад).
      Ушинский   верил,  что  нравственное  и  духовное   развитие  важнее  знаний,
и один  хороший   воспитатель  полезнее,  чем  десяток  учи телей.
      Он  считал  необходимым  воспитывать  в  детях   способность  самостоятельно
развиваться .         
Система  может  дать  знания, но  не  делают  человека  личностью. Этому  может
научить  только другая  личность  -  живой  человек, наставник  ,  воспитатель.
  Средствами  нравственного  воспитания,  по Ушинскому,   являются:
-обучение
-личный  пример  учителя,  воспитателя
-убеждение
-умелое  обращение   с  учащимися, с воспитанником
-меры  предупреждения
-поощрения  и  взыскания.
      Вот   некоторые  цитаты  из  его научных  трудов:
1.Воспитание  должно  быть  гуманным. Физические  наказания  и  унижения
неприемлемы. Воспитание  -    это  убеждение  личным  примером,   а не  слепое
повиновение.
2.Главная  задача  педагога -  воспитание  нравственности.  Обучение  -  лишь средство
воспитания. Школа  должна  готовить   человека  к  жизни  и  труду.
3.Обучение  -  не  механическая  зубрежка,   а  развитие  умственных  способностей
ученика,   наблюдательности,  воображения, фантазии, желания  и способности   дальше  приобретать знания  самостоятельно.
4.Обучение  должно быть последовательным.  От  конкретного- к  отвлеченному, от знакомого-  к  незнакомому,  от  единичного -  к  сложному,  от  частного - к общему.
5.Задача   первоначального  обучения – сделать  серьёзное  занятие   увлекательным  для ребенка ,  но  не  превращать  всё обучение  в игру. Он  должен  привыкнуть  к  тому, что обучение  -  всё-таки  труд.
    «  Приступая  к  святому  делу   воспитания  детей,  мы   должны  глубоко  сознавать,  что   наше  собственное  воспитание   было  далеко   не  удовлетворительно… и  что  надо  изыскать   средства  сделать  наших  детей  лучше  нас.»  Эта  цитата  -  установка   при  выборе  профессии  «педагог» ,  « воспитатель».



Актуальны  и  сегодня   размышления   русского   писателя,  публициста   Л.Н.Толстого   о  народном  образовании,  воспитании  и  обучении  детей .
   Его  публицистика  « О  народном  образовании» , « Воспитание  и    образование» вызывали  у  критиков  неоднозначное   мнение , но несомненно  представляет огромный интерес  и  сегодня.
  « Воспитание  есть  воздействие   одного  человека  на  другого  с  целью  заставить  воспитываемого  усвоить  известные  нравственные   привычки.»
   « Каждый  педагог   соглашается ,  что  жизнь   вносит  своё  влияние  и до  школы,  и после  школы,  и,  несмотря  на все  старание  устранить  ее , и  во время   школы. 
Влияние  это  так  сильно,  что  большею   частью   уничтожается    всё  влияние  школьного  воспитания .»
      
         В.А.Сухомлинский   -  советский  педагог  -  новатор, создатель    педагогической системы,  основанной на  признании  личности   ребенка   высшей   ценностью,  на  которую   должны  быть  ориентированы   процессы   воспитания  и образования.
  «  Одна  из  самых  мучительно  трудных   вещей  в  педагогике  -   это  учить  ребенка  труду   любви.»
     «  То,  что  упущено   в   детстве,   очень  трудно,  почти  невозможно  наверстать  в  зрелые  годы»
   
          А.С. Макаренко -   советский  педагог. Выдающиеся  достижения  в  области   воспитания  и  перевоспитания  молодежи (  из  числа  бывших  беспризорников.
« Если  мало  способностей,  то  требовать  отличную  учебу  не  только  бесполезно,  но  и преступно. Нельзя  насильно   заставить   хорошо  учиться. Это  может  привести  к  трагическим  последствиям.»
-
       С.Т.Шацкий  -  российский и советский  педагог , основная  педагогическая   концепция  которого   строилась на  единой   идее   -   «Школа  для  ребенка,  а  не  ребенок  для  школы.» ,остающаяся актуальной  и   сегодня. 
     По  мнению  Шацкого,   неудача  в  работе  с  детьми  часто   объясняется  тем ,  что педагоги  не  хотят  замечать   авторитет  улицы.  Работа  учителя,  воспитателя   осуществляется   везде,  где  протекает   жизнь  ребенка   -  это  в    школе,   на  улице, в семье. 

      

«Орудием  и  посредником   воспитания  должна  быть  любовь, а целью  -  человечность.  Первоначальное  же   воспитание должно  видеть в дитяти  не  чиновника,  не  поэта,  не  ремесленника,  но  человека,  который  мог  бы  впоследствии    быть  тем  или  другим,  не  переставая  быть  человеком…»   
                В. Белинский

« Будьте  зорки!  Ибо  вина  и заслуга  детей в огромной  степени   ложится  на  голову  и  совесть  родителей.»
                Ф.Дзержинский


                Выбираем  профессию   -   Воспитатель
   
     В  настоящее  время  ещё  более необходимо, чем  когда – либо , заниматься  воспитанием  и образованием  молодого  поколения.
    Научно-техническая  революция,  век  интернета    меняют  сознание   детей,  их  образ  жизни   и восприятие   действительности.  Компьютер,  смартфон  стали   повседневными  предметами  для детей.  Это  -  компьютерные   игры,  электронный  дневник,   дистанционное   обучение  и общение  по  смартфону.  Пропадает   интерес  к  книгам.  Их    заменяет   интернет. Но  только   книга  остаётся  источником  знаний,  потому что  читая,  ребенок  думает,   мыслит,   переживает,  а,  значит,  духовно  обогащается.
      Ребенок от рождения,  « как  губка «  впитывает в себя  все , что  видит,  слышит,  осязает  и дома,  и в детском  саду, и  в  школе,  и  на  улице.   
      Дети   с  трепетом   ждут   поступления   в   школу.   Для  них  школа  -  «храм»  неизвестности.    Первый   учитель  -  «кумир».   Они   безукоризненно   подчиняются ,   верят  каждому   его  слову. Но  всё  это  до  тех  пор, пока  дети  начинают  понимать  где   правда   и  неправда,   где  несправедливость.
     Только  тот  учитель  становится  воспитателем,  кто  не потеряет  доверие  учеников.  Для  школьного  педагога- воспитателя   большую  сложность   представляет   влияние   вне  школы (  курение,   драки, наркотики,  выпивка , ночные  дискотеки ),а   также   неблагополучные   семьи  ( семейные  разборки   родителей,   выпивка   и отсутствие  любви  к  детям ).
     Это  -   социальная  проблема  и её  можно   решить  только   совместно  : воспитатель,     психолог,   общество.
     Учителем- воспитателем   для  детей   домашнего  обучения  могут    стать  как  родители,  так и  приглашенный  учитель
     Домашнее  обучение   детей  родителями  достаточно  проблематично, так  как  всё  зависит  от  отношений, которые   сложились  в  семье.  Если  мать  и  отец – авторитет  для  ребёнка , то обучение  и  воспитание  складывается  удачно.
    В  случае  отсутствия   взаимопонимания, а также  при  занятости  родителей, при  «сложном»  характере  ребенка(  вспыльчивость,  неуравновешенность, застенчивость)   лучше  пригласить ( нанять )  воспитателя.
    Основными  задачами   воспитателя  должны  быть:
- подготовка  ребенка  к  реальной  жизни
-распознать  и  раскрыть  его способности
-научить  рационально  использовать  время
-укрепить  его  физически  и нравственно
-воспитать  чувство  ответственности  за свои  поступки.
     Работа  воспитателя   начинается  с изучения  характера  ребенка,  его  интересов,  желаний.   Нельзя  ломать  характер,  надо  уважать  человеческую  личность  в  своем  воспитаннике.  Детям  нужна  конкретная  помощь . Помощь  в  преодолении трудностей  при  достижении  их  целей,  желаний.
     Если  школа   воспитывает  детей  для  общества, при котором они  живут , то домашний  воспитатель  должен из конкретного  ребенка  сделать  личность.
   Конкретный  объем  работы  , возлагаемый  на  воспитателя,  согласуется  с родителями.
Сюда  может быть включено : помощь ребенку  в изучении  школьной  программы ,    организация  досуга .
  Применение  общих  правил воспитания  к конкретному  ребенку -  дело искусства  родителей   и  воспитателя,   дело  их  творчества. Поэтому  воспитатель , помимо образования, должен быть и психологом. А  именно,  нельзя  забывать,  что  дети  в 21веке  другие, чем в 20 –ом. Их мышление, интересы  сформированы  отчасти  веком  интернета. Интернет,  смартфон, компьютер –часть  их  жизни. 
    Задача  воспитателя как психолога научить  подростка   отличать  главные  ценности  жизни (   чувство  ответственности, любовь и уважение  к  родителям и т.д.)  от  второстепенных. 
    Во  всех  сложностях  работы  с  детьми  воспитателю  поможет  его  жизненный  опыт.
   
  УДАЧИ !!!