Царство Божие или Царство Небесное?

Игорь Устичев
               В предыдущей работе «Сколько рая у Бога?» мы обращали внимание на то, что между этими двумя понятиями существует скрытая, но весьма существенная и с богословской, и с точки зрения опытного Православия разница. Для большинства православных, да и батюшек тоже, отличия между этими понятиями не существует, и они воспринимаются как синонимы. По крайне мере, священники, с которыми нам приходилось обсуждать этот вопрос, проявляли полное непонимание сути происходящего. Но вопрос есть и на него, ищущий истину желает получить ответ, а знающий его, не должен скрывать «свечу по спудом». Отличия между Царствием Божиим и Царствием Небесным волновали богословов, учителей и отцов Церкви, чуть ли не с первых веков ее основания. Это вопрос не столько веры, сколько глубоко догматический, требующий серьезного осмысления на базе фундаментальных богословских знаний. Что примечательно: Царство Небесное встречается только в Евангелие от Матфея – 32 раза, а Царство Божие – у трех остальных Евангелистов – 66 раз. У Бога случайностей не бывает и для того, чтобы разобраться в сути вопроса нужно понять, почему так произошло. Какие только теории по данной проблеме не возникали за всю истории Церкви. Уделяется ей внимание и в современных богословских трудах. Кратко охарактеризуем главные из них. Некоторые считают, что Царство Небесное – это название раввинской школы, которую Христос открыл для Своих учеников по примеру бывших в то время раввинских школ в Иудеи. Правда, как увязать название школы с Нагорной проповедью Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3) – они не объясняют. Наверное потому, увязать одно с другим никак невозможно. Другие – считают, что словосочетание «Царство Божие» встречается реже, чем «Царство Небесное» у Евангелиста Матфея, потому что оно было адресовано иудеям, религиозная традиция и Закон которых, запрещали поминать имя Божие всуе; и чтобы не искушать новообращенных Матфей, мол, решил не раздражать их религиозные чувства использованием слов «Царство Божие». Эта теория также не выдерживает никакой критики, поскольку в том же Евангелие от Матфея Ц.Б. употребляется несколько раз: (Мф.12:28; Мф.19:24; Мф.21:31,43). Следующая теория говорит о том, что Царство Небесное: «означает Мессианское земное царствование Господа. Оно означает земное 1000-е Царство, когда Небо будет править землёю, – и далее, – Царствие Божье внутри человека есть постоянное присутствие Духа Святого у верующего человека».  С этим мнением также нельзя согласиться по следующим основаниям. В основе ее лежит толкование известного богослова XIX в, проф. А. Лопухина, авторитет которого не всегда соответствовал истинности его суждений на богословские темы. Так, например, в толковании на 2-ое Послание к Коринфянам (2Кор.12:7) по проблеме «жала в плоть», которое было дано Апостолу Павлу, он пишет, что эта была болезнь, под которой Павел понимал: «острые приступы неврастении, которая неожиданно делала его бессильным и безвольным и именно тогда, когда ему приходилось публично выступать как проповеднику Евангелия», хотя, как известно, Апостол писал о об изнуряющей его блудной страсти. Поэтому считать мнение проф. Лопухина безусловным доказательствам данная теория не вправе. Помимо прочего, она содержит элементы ереси Хилиазма, т.е. лжеучения первых веков Христианства, которое рассматривало учение о 1000-летнем Царстве Христа, как Его непосредственное царствование на земле в течении 1000 лет, после Второго пришествия (Откр.20:4), хотя, на самом деле в этом пророчестве речь идет о событиях, которые должны наступить после конца мира. Кроме того, само выражение «Мессианское земное царствование Господа» содержит в себе алогизмы, поскольку Мессией Христос был на земле во время Боговоплощения и, как известно, никакого земного царствования не имел (если только в аллегорическим смысле). Поэтому такое мнение принять за истину никак нельзя, как и невозможно допустить, что когда-нибудь: «небо будет править землею», потому что после Парусии и Небо, и земля будут одним Царством и разделения между ними не будет, не говоря уже о том, что само небо никак и ничем править не может. Помимо прочего, необходимо заметить, что: "постоянное присутствие Духа Святого у верующего человека" невозможно, по определению, ибо Дух присутствует не в верующем в Бога, а в исполняющем заповеди Его, поскольку, как говорит Апостол Иаков, бесы: "тоже веруют и трепещут" (Иак.2:19).  Однако, вернемся к нашей теме. Многочисленные теории на тему двух царств, как нам представляется, были вызваны упущением их авторами главнейшего принципа экзегетики – Боговдохновенности Священного Писания. Это означает, что все Евангелие продиктованы Духом Святым через Апостолов и Евангелистов. Ничего человеческого в них не привнесено, несмотря на разность стилей и формулировок, поскольку они касаются формы, а не содержания. Если исходить из этого незыблемого правила, то возникает вопрос: почему Святой Дух в одном месте говорит о Царствие Небесном, а в другом – о Царствии Божиим. Мы особо подчеркиваем, что это говорят не Евангелисты, а Святой Дух, в противном случае все Евангелие умерли бы еще в I в., как еретический плод лжеименного разума (1Тим.6:20). У Бога никаких случайностей нет и быть не может. Значит упоминание о двух царствах несет в себе глубокий смысл и имеет важное значение. Попробуем разобраться, в чем это значение. Для решения проблемы необходимо обратиться к догмату о Святой Троице, который разработали выдающиеся отцы Церкви свв. Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. В основе этого догмата лежит учение св. Василия о сущности и ипостаси. Позже, это учение блестяще развил св. Григорий применительно к понятию Святого Духа как Третьей Ипостаси Святой Троицы. Святитель Василий доказывал, что сущность – это общее понятие, как, например общее понятие имеет слово «человек», а конкретный человек со своим личным именем – это ипостась или лицо. Оба эти понятия неразрывно связаны и представляют единое целое как все Три Лица Святой Троицы. Невозможно представить Петра, например, без ассоциации его с понятием «человек», и с другой стороны – невозможно, обращаясь к Петру, не мыслить его как человека. Это, конечно очень утрированное изложение основного догмата Церкви, но оно позволит нам, не нагружая читателя излишним богословием, перейти к изучению различий двух царств. Если исходить из учения о сущности и ипостаси, то применительно к нашему вопросу, Царство Божие следует рассматривать как сущность, а Царство Небесное, как ее проявление в мире, равно как Божество есть сущность всей Троицы, а ипостасные или личностные свойства Отца, Сына и Святого Духа проявляются в Их действиях по отношении к миру. Но, в отличии от Лиц Святой Троицы, Которые пребывают в мире непрерывно и будут действовать всегда, как Единый Бог, проявление Царства Небесного отнесено к будущему, т.е. ко Второму Пришествию Христа. Царствие Божие - Царство Христа в сердце человека, а Царствие Небесное - Его царство над Вселенной, и таким образом оба царства вытекают из Божественной сущности Святой Троицы. Подтверждение этим словам мы находим у св. Григория Богослова. Рассуждая об участи праведников в день Страшного Суда, он говорит: "Они (праведники - авт.)наследует неизреченный свет и созерцание святой и царственной Троицы, Которая будет озарять их души яснее и чище и всецело соединится с полным умом, в чем собственно я и поставляю Царствие Небесное".
Не понимающий этого, обречен бродить средь белого дня со свечой в поисках истины, не ведая, что: "Солнце правды давно взошло", - как писал св. Иоанн Златоуст. В подтверждение этого мы намерены обратить внимание на следующее. В беседе с Никодимом Христос говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Церковь однозначно толкует эти слова, как необходимость принять Святое Крещение для стяжания Царства Божьего. В Евангелие от Луки мы читаем: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21), а Евангелист Матфей пишет: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф.12:28).  Как мы видим, во всех случаях речь идет о внутреннем духовном мире человека и его преображении от слышания Евангелие, т.е. учения Христа. Когда, например, Христос в Нагорной проповеди в Евангелие от Матфея говорит о Царствии Небесном: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф.3:5), или когда пророк Иоанн Предтеча призывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2), то очевидно, что речь идет не о духовном мире человека, а, с одной стороны – о конкретном месте или событии (Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное), которому надлежит явиться в будущем, ибо внутренне (Ц.Б.) приблизиться не может, а с другой, – об учении Христа, которое с этим местом и событием неразрывно связано и указывает путь к ним.  Свидетельство этому находим в следующих словах Спасителя: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24:14), т.е. Христос прямо относит учение о Царствии Небесном к будущим событиям конца света. Это подтверждается и Его притчей о плевелах и добром семени, в которой Он говорит: "Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего" (Мф.13:40). Поэтому мнение о Царствии Небесном, как о земном правлении Господа опровергается Самим Учителем. Царство Небесное не может наступить, пока не наступит конец света, а вот Царствие Божие незримо присутствует сначала творения и будет всегда до скончания века. Что же такое Царство Божие? Как нам, сейчас живущим, его понимать? Прежде всего, его следует рассматривать как веру, без которой прийти ко Христу невозможно, а вера во Христа невозможна без Таинства крещения, как о том учит Иисус Никодима. Помимо этого, Ц.Б. – это внутреннее состояние человека, его отношение к евангельским заповедям и словам Христа. Именно это отношение и формирует понятие «Царства Божия» в сердце человека, о котором говорит Евангелист Лука, т.е. Ц.Б. – это готовность принять Царя всех – Сына Божьего в свое сердце, ибо, где Царь – там и Царство Его. Обретение Ц.Б. в себе, есть непременное условие для вхождения в Царство Небесное, которое, как мы уже показали, наступит в день Второго пришествия Христа. Тогда исчезнут и Лоно Авраамово, и рай, и Царство Божие, как вера, а остается только Царство Небесное Христа над Вселенной, которое объединит в себе Небеса, обновленную Землю и воскресших людей. По учению церкви, в Царствии Небесном не останется ничего, что приводило человека к вере, и было связано с его земной жизнью, а именно: знаний, чувственной любви, терпения, страданий и даже самой веры в Бога не будет, поскольку вера нужна в невидимом, а при общении с видимым вера исчезает: нельзя верить в Бога, если ты с Ним разговариваешь и видишь Его. В Царствии Христа останется только любовь к Богу, как дар Святого Духа, дары Которого непреложны, и оно пребудет уже вовеки над всей землей и небом воедино.
             Понимание отличий между двумя царствами нам крайне необходимо в этой жизни. Это обусловлено тем, что стяжание блаженства в вечной жизни со Христом возможно только в том случае, если Царствие Божие, т.е. слово Христа и вера будут жить в нашем сердце и побуждать нас к исполнению заповедей Евангелие Царствия, которое нам оставил Спаситель. Поэтому, наступит Царствие Божие в каждом или нет, зависит от человека в этой жизни, а вот наступит ли для него Царствие Небесное в день Всеобщего Суда зависит от Бога, в зависимости от того, стяжал ли человек своей верой и трудами Царство Божие в себе на земле или отверг его. Кто отверг его, того и Христос отвергнет в Царствии Небесном.