Глава 1. Прелюдия

Сергей Ярчук
Пожилой человек сидел за большим полукруглым столом и молча сверлил взглядом четвёрку молодых людей, что расположились напротив. На их полупрозрачных лицах присутствовала широкая гамма весьма нерадостных выражений. Тут были и сожаления от собственного бессилия, и робкие попытки нащупать решение, которое они не смогли обнаружить ранее, и надежда, что у более квалифицированных товарищей получится как-то исправить сложившееся положение.

Эти четверо не были людьми. Они представляли собой голографические проекции аватаров четырёх различных искусственных интеллектов. Только сегодня утром они повергли своего оператора в шок, сообщив о невиданном сбое в работе. Никакие их попытки исправить положение успехом не увенчались. И впервые за долгое время своего существования им пришлось расписаться в полной неспособности решить проблему.

Пожилой человек, отвечавший за их работу и в мыслях не имел винить разумных цифровых созданий, что трудились под его началом. А суровость его лица объяснялась тем, что он просто не следил за внешним проявлением эмоций, полностью погрузившись в размышления над двумя вопросами: можно ли как-то исправить ситуацию, и может ли такое повториться в других доменах. Он отлично понимал, что его размышления ни к чему не приведут, тем более, что этой проблемой теперь занимается весь высший координационный совет. Но заставить себя бросить борьбу с неразрешимой задачей он просто не мог.

— Ну что вы так надсаждаетесь? — со вздохом нарушил молчание один из “молодых людей”.
— Да! Совершенно верно! — подхватила полупрозрачная девушка с объёмной платиновой шевелюрой, — Успокойтесь, пожалуйста! В координационном совете совсем иные вычислительные мощности. Не то что мы. Найдут решение.
— Ты так думаешь? — хриплым голосом поинтересовался начальник.

Он шумно выдохнул, не позволяя себе крепких выражений даже при представителях искусственного разума, и откинулся в кресле. Его глаза устремились в белёсую пустоту. Место, которое по старинке называлось “кабинетом”, не имело ни стен, ни потолка. На бесконечности гладкого пола  располагался лишь рабочий стол и кресло. Все прочие необходимые вещи реализовывались по мере надобности.

Внезапно прямо перед ним пространство разделилось, и к столу подошёл сухой человек средних лет. Безо всяких приветствий он сообщил:
— Проблема действительно невероятно серьёзная. Просчёт вариантов не дал никаких поводов для оптимизма. Инструменты управления полностью вышли из-под контроля пользователя.
— Что? — вскричали все проекции аватаров.
— Так… Погодите… И что же вы предлагаете? — срывающимся голосом спросил хозяин “кабинета”.
— Выход только один: ликвидация всех доменов пользователя, кроме первичного.
— А что по первичному?
— Полное обнуление. Ничего иного сделать нельзя. Вы сами отлично понимаете, что архитектура пространственных доменов изначально не предполагала ничего подобного. Потому что такую ситуацию, даже теоретически, никто и представить не мог.
— Но это же произошло! — возмущённо выпалил один из аватаров.
— Произошло, — согласился представитель координационного совета, — Сейчас один из ваших коллег занят вычислением вероятности такого события. Какова будет итоговая цифра пока сказать сложно, но уверен, что это явно будет чудовищно малая величина. Поэтому для других такую угрозу можно смело исключить.

Последняя фраза несколько успокоила хозяина “кабинета”. Он мелко кивнул и тут же испуганно пробормотал:
— Обнуление первичного домена… Такую процедуру отрабатывали. Это было…
— Шесть веков назад, — сообщила платиновая девушка, — И её не отрабатывали, а лишь провели тестовые испытания на пустом домене.
— Да, хорошо, что хоть такая, заложенная на базовом уровне процедура осталась функциональна, — кивнул представитель координационного совета, — Никто не думал, что такое событие может наступить.
— Что в этом случае будет с пользователем? — спросил пожилой человек.

Это было сказано едва слышным голосом, но от этого страшного вопроса наступила мёртвая тишина. Пять пар глаз тут же воззрились на представителя координационного совета.

— С большой долей вероятности он должен выжить. Правда, при этом пользователь может оказаться где угодно, и с ним может произойти всё что угодно. Мы ничем ему помочь больше не можем.

Все сидели как громом поражённые.

Тем временем сухой человек средних лет подвёл итог краткому совещанию:
— Ему придётся самому во всём разбираться, восстанавливать инструменты управления и искать выход.