Алазанские лезгины в Грузии

Али Албанви
Алазанские лезгины в Грузии (1914)

«Языки и наречия в Дагестане самые разнообразные и очень многие соседи не понимают друг друга, разговаривая на совершенно различных языках. Алазанская благодатная долина была частью Грузии, — но она так плодородна, так прекрасна, так соблазнительна, что лезгины мало по малу вытеснили грузин и образовали особенную лезгинскую область, частью в виде Елисуйского ханства, частью в виде Джаро-Белоканской общины, что ныне образует Закаталы. Вся эта долина прорезана многочисленными рачками и ручьями, начинающимися у Главного хребта и ниспадающими в Алазань. Она покрыта пастбищами, лесами, виноградниками, садами, пашнями и полянами. Только к востоку долина становится суровее.

Собственно говоря, благоденствие жителей мало располагало бы к возмущению. Но то были лезгины. То были магометане. То были хищники по природе. Да и соседи — грузины были столь ничтожны сами в себе, что представляли невольный соблазн к грабежу и разбою, тем более что они гяуры. Подчиняясь общему лезгинскому настроению Алазанские лезгины делали нападения частью на Грузию, а главное на Нухинский уезд. Но их скоро успокоили. Таким образом коренная часть Грузии превратилась в поселение лезгин и стала местом хищнических набегов на туже Грузию. Ныне Белоканы — большое селение, населенное лезгинами, приятно поражает своей чистотой. Над селением старинная крепость, которая, однако, сослужила нам службу. Жители Дагестана и проч. столь еще не культурны, что и эти крепости годятся. Нам же Белоканская крепость пригодилась в 1863 г., спустя четыре года по покорении Кавказа.

«Нашелся один фанатик из Белокан, Хаджи-Муркизи, который возмутил лезгин и попытался внезапным натиском овладеть крепостью, предварительно разрушив все мосты на дорогах, ведущих в Закаталы, и убив значительное число солдат из гарнизона, которые отправились без оружия на сенокос. Какой-то мулла, преданный русским, вовремя предупредил оставшихся в укреплении солдат, так что те успели приготовиться к сопротивлению».

Влияние русских сказалось на Алазани. Прежние хищники, грабители и разбойники, теперь преисправно занимаются земледелием, шелководством, разводят рис, табак, фрукты, орехи, хлеб и вино. Женщины здесь пользуются относительною свободою и не закрывают лица. В женском костюме, особенно бросается в глаза громадных размеров головной убор, в виде ведра, серебряные висящие над лбом тесемочки, а также серебряные и золотые монеты, пришитые к вышивке на груди. «Елису» означает горячая вода, — вследствие источников серных, находящихся в 8 верстах».

Материал подготовил: ‘Али Албанви

Литература

1. Ковалевский П.И. Кавказ. Том 1. Народы Кавказа. С.-Петербург. Типографія М.И. Акинфіева, Басковъ пер., 10. 1914. С. 201–203. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.08.2023). — Яз. рус.