О лезгинских кварталах села Нижний Катрух

Али Албанви
Об истории образования селения и происхождения нижнекатрухцев существуют различные предания: лакское предание гласит, что Казикумухский хан Сурхай-хан I Чолак (первая половина XVIII в.) после разгрома войск Надир-шаха пленных каджаров поселил на этом месте, предварительно женив их на лакских женщинах. По другой версии селение существует очень давно, оно принадлежало лакскому селению Вачи.

По версии самих катрухцев, селение было образовано представителями семи народов. Это: азербайджанцы — догилар, алимлар, салвайчилар, гатырчилар; лезгины — какалулар (выходцы из селения Кака Ахтынского района); евреи — саманчилар (выходцы из селения Варташен Азербайджанской Республики); грузины — бижовлар и хицилар; рутульцы — суккалавлар; лакцы — хакимлар; персы — эфендилар). В селе Нижний Катрух одиннадцать родов. Есть также квартал «мугъаллар» и одноимённый тухум (от слова «мугъал»; мугъул — так называют южнодагестанцы азербайджанцев). В 1939 году больше ста семей из села Н. Катрух переселились из села в Магарамкентский район ДАССР и образовали вместе с лезгинами селение Новый Аул (лезг. ЦIийхуьр) — ныне село в Магарамкентском районе Дагестана. Административный центр Новоаульского сельсовета. Часть выходцев из села так же проживают в Дербенте, Махачкале и других городах Дагестана.

В Нижнем Катрухе были такие российские учёные этнограф К.О. Ган (1898 г.) и топограф Ф.И. Гене (1836 г.). Они оставили ценные сведения о хозяйственной жизни, постройках и состоянии дорог селения. В отношении хозяйственной деятельности катрухцев точные сведения содержатся у К.О. Гана:

«Главное занятие здешних жителей составляет земледелие и скотоводство. Мы заметили также несколько ульев, сделанных из смеси самана с глиной» [10]. И действительно катрухцы занимаются пчеловодством, а их картофель известен своими вкусовыми качествами далеко за пределами Катруха. У реки огорожены участки для выращивания огородных культур (лука, чеснока, тыквы, капусты и т. д.). Если смотришь с вершины горы на эти участки, то они напоминают, развалены старинного города. Воду для орошения катрухцы берут в реке. Для этого реку соединяют с участком небольшим, специально вырытым каналом — архом. Развито в Катрухе и террасное земледелие. В основном на террасах выращивали пшеницу, ячмень и овёс. Сейчас большинство террас занято под картофель и пшеницу. Воду туда, как и в старину, доставляют по архам. Что касается одежды нижних катрухцев, то она не имела существенных отличий от одежд других народов Дагестана. Вот какие сведения приводит К.О. Ган об одежде женщин: «Они носят белые панталоны и синее широкое платье без талии; на голове — большой платок, покрывающий спину до пояса. Поперек груди к платью пришиты белые и красные тесемки, под которыми висит пестрый фартук. Лоб украшен несколькими рядами блестящих монет на шнурках. Мужчины и женщины носят чулки с войлочными подошвами, острые концы которых загнуты вверх».

В дореволюционной литературе жители Нижнего Катруха обычно указывались как казикумухцы или лаки (в обоих случаях лакцы). По «Кавказскому календарю» на 1857 год население Нижнего Кэтрыха (оригинальное название ;;;;; ;;;;;, то есть Ашага Катрих) Казикумухского ханства составляют «лезгины-сунниты с аварским языком». В Списке населённых мест, составленном в 1860-х годах А. Комаровым, языком Нижнего Катруха (он же Большой Катрух, Лу-Чатлух, Катрих) является лакский. По сведениям 1884 года население Нижнего Катруха Лучекского наибства Самурского округа состоит из 672 человек, которые относятся к обществу рутульскому, по вероисповеданию сунниты, а язык — тюркский. В списке населённых мест Дагестанской области, составленном в 1888 году, они отмечены как «лезгины-сунниты с татарским (то есть азербайджанским) языком». То, что язык жителей «азербайджанский», можно встретить в научной литературе XIX века. Например, П.К. Услар, исследовавший в 1860-х годах лакский язык, отметил, что в Казикумухском округе «...говорят... тюрко-адербиджанским в Нижн. Катрухе». Историк ал-Хасан ал-Алкадари в своём сочинении «Асари Дагестан» (1891) указывал, что общество Катрух Самурского округа говорит по-азербайджански (комментируя это место, его сын Али Гасанов в 1929 году писал, что Катрух также «относится к «некоторым обществам», говорящим на казикумухском (лакском) языке»). Перепись 1926 года зафиксировала жителей Нижнего Катруха уже как тюрок (то есть т. н. «азербайджанцев»). По переписи 2010 года основное население села представлено «азербайджанцами».

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Алкадари Г. Асари-Дагестан (исторические сведения о Дагестане) / Перевод Али Гасанов (Алкадари). — Махач-Кала: Изд. Дагестанского научно-исследовательского института, 1929. С. 10, 169.

2. Джидалаев Н.С. Очерк нижнекатрухского диалекта азербайджанского языка / отв. ред. Б.М. Атаев. Махачкала: Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. 2008. С. 4.

3. Исаева Г.Э. Особенности вокализма нижнекатрухского диалекта / Г. Э. Исаева // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 6, № 12. С. 130–136.
4. Кавказский календарь на 1886 год. — Тифлис, 1885. С. 133.

5. Нагиев Ф. Село нижний Катрух как центр этногенетических исследований становления дагестанской этнической общности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Viivx, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.06.2021). — Яз. рус.

6. Нижний Катрух на карте [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/VijDe, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.08.2023). — Яз. рус.

7. Списки населённых мест Дагестанской области // Сборник статистических сведений о Кавказе. — Тифлис, 1869. — Т. I. С. 121.

8. Список населённым местам Дагестанской области. — Гор. Петровск, 1888. С. 62.

9. Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. IV. Лакский язык. — Тифлис, 1890. С. 3.