Лакзи Куреген - монгольский полководец, сын намест

Али Албанви
Лакзи Куреген — монгольский полководец, сын наместника Ирана

Лакзи Куреген б. Аргун-ака [анг. Lakzi K;regen b. Arghun Aqa; Lagzi G;regen, son of Arghun Aqa, ум. 1297] — монгольский полководец, сын монгольского баскака* и наместника Ирана [был наместником в Персии с 1243 по 1255 годы, до того как Хулагу создал Ильханат] — Аргун-ака. Был женат на одной из дочерей монгольского правителя Хулагу. Приходился зятем второму Ильхану государства Хулагуидов — Абака. Кунья «Куреген» (анг. K;regen) — выступающая как часть имени собственного, здесь является титулатурой.

В одной из наших прошлых исторических заметок мы уже обращали внимание читателя на тот факт, что нисба «ал-Лакзи» [т. е. «выходец из Страны лезгин»], могла выступать в качестве имени собственного «Лакзи» [Lakzi], у персидских/монгольских правителей/наместников.

«Арабо-персидская форма имени Лакз [Lakz]. Обычно у монголов, Лакзи использовалось и как личное имя, например, одного из сыновей известного правителя [наместника] Персии Aryun-aqa звали Лакзи [Lakzi]».

В монографии посвященной системе брачных связей монгольской правящей элиты периода 1206–1368 гг. [«Marriage as political strategy and cultural expression: Mongolian royal marriages from world empire to Yuan dynasty, 2008»], за авторством Цинчжи Чжао Джорджа (анг. Qingzhi Zhao George) упоминается правитель область Цират (анг. Cirat) по имени Аргун-ака (анг. Arghun-aqa), у которого один из сыновей носил имя «Лакзи» [Lakzi].

«Две принцессы и Навруз [Nauruz], и Лакзи [Lakzi]. Навруз и Лакзи были сыновьями Аргун-ака [Arghun-aqa], который был эмиром племени Цират [Cirat]. Он был из очень скромной семьи и первоначально был членом keshik в орде ОгОдей-хана [OgOdei Khan's ordu]. Позже он был выдвинут на высокую должность баскак [Basgag], управлявшего всей территорией Ирана. “Его сыновья Навруз и Лакзи женились на женщинах из рода Чингиз-хана [Chinggis Khan's family]. Но имена и происхождение этих женщин неизвестны».

Однако, до последнего времени не было известно, никаких подробностей этого политического «союза». Теперь же, некоторые детали мы можем почерпнуть из книги современных авторов, выпустивших свою книгу в 2020 году [«Bayarsaikhan Dashdondog, Christopher P. Atwood, Timothy May. New Approaches to Ilkhanid History»]. Авторы данной книги пишут, что особенно сильное влияние Аргун-ака (анг. Arghun Aqa) имел в период правления Абаки (анг. Abaqa), получив титул «mugati mamalik» [«муктаик-мамалика», т. е. «сборщик налогов»], должность вазиря провинции Хорасан и ещё одного князя — Тиибшин Огула (анг. Tiibshin Oghul) — в управление. Кроме того, Аргун-ака заключил брачный союз с семьей Чингизидов, женив одного из своих сыновей, по имени «Лакзи», на одной из дочерей [Хулагу] Хийледжийа (анг. Hiilegii, H;leg;) и Олджей-хатун [анг. ;ljei Khatun], Папа [Баба] (анг. Papa; Baba; B;b;, Baba Khatun — здесь имя дочери). В знак признания этого союза Лакзи принял титул «Курегена» (анг. Giiregen; G;regen; K;regen), тем самым «повысив престиж дома Аргун-ака». У этой семейной пары была дочь по имени Буржуган (анг. Bujughan).

Ал-Казвини называет Аргун-ака членом «'wmara al-ulus» («военачальником царства») во время правления Абаки. Известно, что ранее этот титул был присвоен только четырём старшим военачальникам: Аргун ака (анг. Arghun Aqa), Сукунджак-ака (анг. Suqunjaq Aqa), Абатай Нойан (анг. Abatay Noyan) и Шиктур Нойан (анг. Shiktur Noyan). Эта же группа из четырёх человек, по описанию сирийского энциклопедиста ал-‘Умари (анг. al-‘Umari), полностью контролировала «the realm» [т. е. «царство»]. Они отличались от приближенных хана, служивших в царском доме и составлявших неформальный совет. Последняя группа, часто обозначаемая персидским термином «k/owass», состояла из восьми молодых военачальников, которые, по-видимому, были назначены в свиту Абаки его отцом Хийледжийа [Хулагу] (анг. Hiilegii). В состав «ina’ut» входили Буга (анг. Buga) и Тагачар (анг. Taghachar), сыновья полководцев, погибших на службе у Хийледжийа. Их осиротевшие дети получали видные должности при дворе сына.

Из данного писания следует, что Аргун-ака (1210–1275) — монгольский баскак и наместник Ирана (с 1243 по 1255 годы, до того, как Хулагу создал Ильханат) породнился с Абака (1234–1282) — вторым Ильханом государства Хулагуидов (1265–1282). Известно также что Аргун-ака оставил не менее десяти сыновей, двух дочерей и довольно много внуков, имена которых в значительной степени исторической науке неизвестны. Все потомки мужского пола, биографические данные которых известны, занимались военным делом, причем двое из них: Навруз (анг. «Nawr;z», также «Nawr;z Aqa»; ум. 1297) и Лакзи (анг. «Lakzi», «Lagzi» также «Lagzi G;regen», «Lagzi K;regen») — прямо упоминаются в качестве императорских зятьев [известны имена ещё двух других братьев: «H;jj; Narin» и «Satalmish»]. Забегая вперёд заметим, что Лакзи сын Аргун-ака, во время конфликта Аргуна сына Абаки с Текудером [он же «Султан Ахмад»], поддержал последнего [в отличии от своего родного брата Навруза].

Про Навруза [после принятия им ислама был известнен как «Ноуруз-Гази»] известно, что он унаследовал административную должность своего отца в Хорасане и в трудах средневековых хронистов значился как «эмир и зять Абаки». Он поддержал Аргуна сына Абаки против Текудера (анг. Tek;der, к. 1247–1284) в 1284 году [Текудер, старший брат Абаки, принявший ислам и назвавшийся «Султаном Ахмадом»]. В свою очередь, Аргун сына Абаки считается в исламской историографии врагом ислама и ярым последователем буддизма. Он был правителем Хорасана после смерти Аргун-ака, поддерживался сыном Аргун-ака Наврузом, который в то время командовал в этом регионе воинами караунами. Новый иль-хан назначил своего 13-летнего сына Газана правителем Хорасана вместо себя, а Навруза поставил его «атабеком» (т. е. «охранителем»).

Навруз был женат на Тоганчуке [Тоган-хатун], четвертой дочери Абаки, и был одним из его военачальников, а его брат Лакзи женился на упомянутой выше Бабе [родная сестра Абаки], дочери Хулагу (анг. H;leg;, 1217–1265) и Олджей-ханун (анг. ;ljei Khatun). Именно Навруз в последствии убедил нового ильхана Газана принять ислам и запретить иные религии, в частности, буддизм, преобладавшие при дворе этих монгольских правителей Персии. Сам Навруз стал мусульманином, по общему мнению, исключительно по политическим причинам [предположительно это случилось после лета 1290 года]. Как отмечал Хондемир, «этот Эмир Ноуруз… послу смерти отца своего [т. е. Аргун-ака] находился при дворе Аргун-хана; когда же Бука, по повелению сего Государя, был предан смерти, он бежал в восточные провинции государства, принял там ислам, и воспламенившись ревностию к вере, перебил множество идолопоклонников».

Согласно «Shu;ab-i Panjg;nah» [араб. «Шуаб-и панджгана»; рус. «Пять родословий»] и «J;mi; al-Taw;r;kh» [араб. «Джами ат-таварих»; рус. «Сборник летописей»], Хулагу (анг. H;leg;) женился на Гюйюк-хатун (анг. G;y;g Khatun) раньше всех остальных жен. Интересно также, что после смерти Хулагу, Олджей-хатун (анг. ;ljei Khatun) была взята в жёны его сыном [вероятно от другой жены] Абакой. Как отмечается в сочинении «Shu;ab-i Panjg;nah» [рус. «Шуаб-и панджгана»], до женитьбы на ней у Абаки уже были другие жены, но в тексте источника она упоминается первой из-за своей славы — «ch;n ;v;zah-yi ;». Гюйюк-хатун [Гуюк-хатун] родила Джумгура, второго сына Хулагу, и дочь Булуган-ака, а Олджей-хатун — одиннадцатого сына хана Мюнгке Темура (анг. M;ngke Tem;r) и трех девочек: Джамай (анг. Jamai), Менгюген (анг. Mengg;gen) и Баба (анг. Baba).

Рашид ад-дин [Фазл Аллах б. Абу-л-Хайр ‘Али ал-Хамадани] упоминает, что многочисленные дочери Аргун-ака были выданы замуж «за правителей и полководцев», но известно только о двух. Одна [«безымянная»] дочь Аргун-ака была замужем за принцем Кингшу, сыном Джумхура (анг. Kingsh;, Jumghur’s son). Другая его дочь, Менгли Тегин (анг. Mengli Tegin), вышла замуж за Амира Тасу (анг. Amir Tasu) из Элджигинского клана Конгират (анг. Eljigin clan of the Qonggirat), а их дочь Булуган-хатун ал-Хурасани (анг. Bulughan Khatun Khorasani) числится второй женой Газана (анг. Ghazan). Она упоминается в книге «Mu;izz al-Ans;b» [араб. «Муизз ал-ансаб»] как «Булуган Хатун, дочь Йису-ака из племени Элджигин». Её нисба — «ал-Хурасани» — может быть связана с родовыми владениями её матери в провинции Хорасан. Она также указана в качестве второй жены Газана в сочинении «Shu;ab-i Panjg;nah» [рус. «Шуаб-и панджгана»], её отца звали Бисук[а] (анг. Bis;q;).

В 657–659/1259–1261 гг. Аргун-ака направлял военные операции против восставших князей в Грузии, а позже был послан с Абакой в Хорасан, чтобы способствовать чагатаиду Алгу в борьбе против Золотой Орды. Он был всё ещё при Абаке, когда тот наследовал Хулагу (1265 г.). Впоследствии Аргун-ака был заместителем брата Абаки — Тубшина, наместника Хорасана, принимая участие в войне против вторгнувшихся чагатаидских сил в 668/1269–1270 гг. Последним зафиксированным его деянием было проведение новой переписи населения в Грузии в 671 или 672/1273 году. Аргун-ака умер на пастбищах Радкана, близ Туса [ныне Иран], 20 зул-л-хиджа 673/17 июня 1275 г. Он оставил множество сыновей, из которых был наиболее известен Навруз, военачальник, казнённый в 696/1297 при правителе Газане. Также нам известно, что Аргун-ака был ревностным буддистом. Ни один другой авторитетный источник не подтверждает заявление армянского историка Киракоса Гандзекеци (ок. 1203–1271), что Аргун-ака был мусульманином [т. е. принял позже ислам]. В свою очередь, армянский историк Киракос Гандзакеци, так описывал веру Хулагу в буддизм и буддийских священников:

«И ещё построил [Хулагу] обиталища для огромных идолов, собрав там всяких мастеров: и по камню, и по дереву, и художников. Есть [у них] племя одно, называемое тоинами. Эти [тоины] —волхвы и колдуны, они своим колдовским искусством заставляют говорить лошадей и верблюдов, мертвых и войлочные изображения.

Все они — жрецы, бреют волосы на голове и бород… и поклоняются всему, а паче всего — Шакмонии и Мадриду. Они обманывали его (Хулагу), обещая ему бессмертие, и он жил, двигался и на коня садился под их диктовку, целиком отдав себя на их волю. И много раз на дню кланялся и целовал землю перед их вождем, питался [пищей], освященной в кумирнях, и возвеличивал его более всех остальных. И поэтому он собирался построить храм их идолов особенно великолепным».
Вообще же, Иран ранних ильханов был покрыт буддийскими пагодами и храмами, ламы и буддийские учителя приглашалисьиз Тибета, Индии и Китая. Что касается влияния буддийских служителей, что оно было значительным; например, ещё в ходе похода на Багдад Хулагу, принимая решения, опирался на мнения «бахшиев» и на результаты гаданий на бараньей лопатке».

В завершении материала, обратимся к ещё одному англоязычному источнику (см. «Hope, Michael. Power, politics and tradition in the Mongol Empire and the ;lkh;nate of Iran»), в котором даётся «новая интерпретация того, как зарождалась и осуществлялась политическая власть в ранней Монгольской империи (1227–59 гг.) и её преемнике в Иране — ;lkh;nate (1258–1335 гг.)».

Данный источник нам проливает свет на некоторые последние годы жизни отпрысков Аргун-ака. В частности, автор сообщает, что родные братья Навруза: ал-Хаджжи Нарин (анг. H;jj; Narin) и Саталмиш (анг. Satalmish), а также Лакзи Куреген (анг. Lakzi K;regen), «были преданы смерти» [после 1295 года — не позже 1297 года, по некоторым данным Лакзи был казнён 2 апреля 1297 года]. Сам Навруз, как это мы уже отмечали выше, был казнён 1297 году.

Автор: ‘Али Албанви


АЛ-ЛАКЗИ (араб.), АЛ-ЛЕКЗИ (араб.) — нисба указывающая на происхождение её носителя из «Страны лезгин» (сегодня это земли преимущественно Южного Дагестана и современного Северо-Западного Азербайджана).
*Баскак — представитель монгольского хана в завоёванных землях, сборщик налогов (пристав).


Литература

1. Зевакин Е., Пенчко Н., Очерки по истории генуэзских колоний на Западном Кавказе в XIII и в XV в. С. 76–77; 90–93. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35NExn, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.08.2023). — Яз. рус.

2. Киракос Гандзакеци. История Армении / Перевод с древнеармянского, предисловие и комментарий Л.А. Ханларян. — М.: Наука, 1976. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/rus8/Gandzakeci/frametext5.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.08.2023). — Яз. рус.

3. Китинов Б.У. Эмир Ноуруз и распространение ислама у ойратов в Персии. С. 41–52. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.08.2023). — Яз. рус.

4. Bayarsaikhan Dashdondog, Christopher P. Atwood, Timothy May. New Approaches to Ilkhanid History. 2020. С. 334. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35U8ZM, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.08.2023). — Яз. анг.

5. Brack, Jonathan (2016). Mediating Sacred Kingship: Conversion and Sovereignty in Mongol Iran, University of Michigan [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.08.2023). — Яз. анг.

6. Paul Pelliot. Notes On Marco Polo II. Ouvrage Posthume. Imprimerie Nationale Librairie Adrien-Maisonneuve. Paris. 1963. P. 760. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.08.2023). — Яз. анг.

7. Zhao, George Qingzhi. Marriage as political strategy and cultural expression: Mongolian royal marriages from world empire to Yuan dynasty / George Qingzhi Zhao. New York: Peter Lang Pub., [2008]. С. 136; 147–148. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35NF8K, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.08.2023). — Яз. анг.

8. Grousset, Ren; (1970). The Empire of the Steppes: A History of Central Asia. Rutgers University Press. p. 380. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35U9Sq, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.08.2023). — Яз. анг.

9. Landa, Ishayahu (2018). Oirats in the Ilkhanate and the Mamluk Sultanate in the Thirteenth to the Early Fifteenth Centuries: Two Cases of Assimilation into the Muslim Environment. Mamluk Studies Review: 155; 164–165. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://knowledge.uchicago.edu/record/1187, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.08.2023). — Яз. анг.

10. Hope, Michael. Power, politics and tradition in the Mongol Empire and the ;lkh;nate of Iran. Oxford University Press, 2016. P. 132–133; 157–159; 168. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35UDnb, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.08.2023). — Яз. анг.

11. Landa I. New Light on Early Mongol Islamisation: The Case of Arghun Aqa’s Family. Journal of the Royal Asiatic Society. 2018; 28(1): 77–100. [Электронный ресурс] Режим доступа:  свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.02.2024). — Яз. анг.

12. Mediating Sacred Kingship: Conversion and Sovereignty in Mongol Iran by Jonathan Z Brack. A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy (History) in the University of Michigan. 2016. P. 80; 346. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.02.2024). — Яз. анг.

13. The fire, the star and the cross minority religions in medieval and early modern Iran, by Aptin Khanbaghi. P. 69–70.

14. Сабитов Ж.М. «Шуаб-и панджгана» как исторический источник по генеалогиям Чингизидов // Золотоордынское обозрение / Golden Horde Review. 2022, 10 (2). С. 344–352. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35VG4V, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.08.2023). — Яз. рус.