Казачий монастырь, словно сказочный город

Новосельцев Григорий Петрович
2. Казачий монастырь, – словно сказочный город

 
 

Случилось это в начале 1570-х годов. Устав от боев и походов, донской казак Матвей искал уединения и покоя и с желанием очистить душу оставил придонские степи, отправившись по течению реки Цны на север. Он решил обосноваться в шацких землях, в глухомани, заселённой мордовскими язычниками. Срубил часовенку, скит и стал жить пустынником, вознося молитвы Богу.  Пустынь донца Матвея Сначала бывший казак вёл отшельническую жизнь. Но через некоторое время к нему потянулись другие отшельники, в большинстве своём тоже бывшие удальцы-казаки. Матвей стал осваивать мордовский язык, вести с идолопоклонниками беседы, приобщая к вере Христовой и окрестив 20 человек из числа местных. Однако не всё шло гладко у новоявленного проповедника. В православие крестились в основном женщины и дети, мужчины же противились новой вере, препятствуя ему нести людям слово Христово. Тогда Матвей обратился к рязанскому епископу Леониду, испросив его благословения на строительство на месте скита православной обители. В 1573 году пустынник Матвей был посвящён в иеромонаха, принял иноческое имя Матфей и занялся обустройством новоучреждённой пустыни. Эта дата и считается годом основания обители.   Монастырь нарекли во имя Святителя и Чудотворца Николая, а Чернеевским он стал называться, поскольку стоял в дремучем чернолесье. В народе, да и во многих документах, обитель вплоть до начала XIX века, именовалась Матфеевой пустынью. Активное участие в её жизни принимали донские казаки. Обитель была основана как «приют для увечных в боях за родину казаков». Сюда стекались немощные и раненые казаки, а разбогатевшие в походах донские удальцы жертвовали средства на строительство пустыни.   Историк донского казачества В.Броневский писал, что казаки, отправляясь в поход, «преусердно молились Угоднику Николаю и всех святых призывали на помощь, обещая в случае удачи часть их добычи». Чернеевский монастырь как раз и был построен во имя святого Николая, поэтому казаки жертвовали сюда часть добычи. «Степные витязи» ничего не жалели для своих монастырей: серебро, золото, жемчуг и драгоценные каменья, блистая в ризницах и на иконостасе, свидетельствовали об их усердной вере. После того как донские казаки в 1637 году отбили у турок Азов, они переплавили несколько пушек и отправили 117 пудов меди в свои монастыри, в том числе и в Чернеевский.   Хлопотал о монастыре-богадельне и атаман Осип Петров, под руководством которого казаки отбили и в течение нескольких лет удерживали Азов. Казаки воспринимали взятие Азова как освобождение истинно христианской земли от турок-магометан, как восстановление справедливости и порядка. 29 июня 2010 года в Никольском соборе монастыря состоялась торжественная церемония передачи иконы Донской Божией Матери. За два года до того с просьбой прислать сюда святой образ в дар шацкие казаки обратились к атаману Всевеликого войска Донского В.Водолацкому. И это случилось...   Принимая священный дар, настоятель монастыря отец Феофан сказал:   – Икона Донской Божией Матери – святыня, которая в 1380 году была на Куликовом поле. Перед ней молился Дмитрий Донской и одержал великую победу.   Стало доброй традицией, что 1 сентября, в день празднества Донской иконы Божией Матери, шацкие казаки участвуют в молебне в честь православной святыни. В последнее время сюда приезжают казаки из Рязани и районов области. На берегу Цны они разбивают лагерь, где осваивают премудрости походной жизни, проводят посвящение в казаки, участвуют в монастырской службе, принимают присягу.
Потапов А. Н. Казачий монастырь // Московский журнал. — 2010. — № 3. — С. 81—89. — ISSN 0868-7110