Интервью с автором от Натальи Суховейко на Дзен

Галина Врублевская
Интервью от книжного блогера Натальи Суховейко
на платформе Дзен (август 2023 год)

Рубрика «Разговор с писателем» задумывалась как общение с начинающими писателями, но по итогу получилось, что здесь регулярно бывают и люди опытные. Я за разнообразие. Сегодня поговорили с Галиной Врублевской, вы наверняка видели ее блог «Писателю на заметку», вот, например, пост о встречах с читателями из него. Предлагаю и вам узнать о долгом и насыщенном пути писателя. (Вступление также от Натальи Суховейко).

– Расскажите о себе. Из какого вы города, сколько вам лет, чем занимаетесь в жизни вообще помимо писательства?


– Я выросла и живу в Санкт-Петербурге. Со своим возрастом уже сбилась со счета, но каждый год в мае месяце о моих годах мне напоминают СМИ: ведь я ровесница Великой Победы!
В настоящее время у меня единственное занятие – писательство, но в прошлом были и психология, и журналистика, и научно-исследовательская работа в области гидроакустики.

– Писатель – это кто? Человек, который начал писать / выпустил книгу / написал, но еще не выпустил?


– Писатель – это пишущий прозу человек, произведения которого читают незнакомые люди. Писатель без читателя не существует, как повар без гостей.

– Каков ваш писательский багаж – есть ли изданные на бумаге книги / выпускаете их в электронном формате / пока не выпустили?


– Книг у меня издано порядка трех десятков (прикладные и художественные), есть бумажные, а также в электронном и аудио-формате. Поскольку часть книг переиздавалась неоднократно, то назвать точное их число затрудняюсь. Уверена лишь в количестве написанных романов – их всего двенадцать!


– Расскажите о том, как это происходило именно у вас: в какие издательства вы обращались, как получилось дойти до успеха?


– В издательства обращалась «с улицы» или, как говорят, «самотеком». На рубеже 2000-х – рассылала по издательствам традиционные бумажные письма; теперь общаюсь по электронной почте или заполняю форму на сайтах. Как прежде, так и сейчас издательства отвечают через раз. Даже об отказах не сообщают. Но если у них возникает заинтересованность, ответ приходит где-то в течение месяца.
Такой точки, как «успех» я в своей писательской биографии не выделяю. Однако запомнила издание первой прикладной книги по психологии снов, запомнила выход первого романа, запомнила свои первые творческие вечера – встречи с читателями, а также значимым событием стало вступление в Союз писателей Санкт-Петербурга.
 
– Быть писателем трудно?


– Если обозначить две ипостаси писателя: собственно создание произведение и доведение его до книги, доступной широкому читателю, то почти все сложности выпадают на второй этап. А создание рукописи – это радостный труд!

– Вы занимались на каких-нибудь писательских курсах / получали профильное образование / еще как-то готовили себя к писательству или это изнутри?


– В школьные годы я занималась в кружке журналистики и писала заметки для стенгазеты. Писала для стенгазеты и в Кораблестроительном институте, где училась, и позже в НИИ, где работала.
На пике «кризиса среднего возраста», начала посещать разные городские ЛИТО – в конце 80-х годов. Тогда усвоила главный закон для писателя, что должно не рассказывать о событиях, а показывать их. Писала рассказы и публиковала их в газетах.
Но сумбурные 90-е отодвинули мои писательские амбиции на 10 лет. Меня качнуло в журналистику и даже в психологию: я получила дополнительное образование в Институте психологического консультирования и несколько лет практиковала частным образом. А когда я предприняла последнюю попытку войти в писательскую реку, на рубеже 2000-х годов, то осваивала литературную технику уже самостоятельно, по книгам-пособиям и по произведениям классиков.
И наконец, будучи уже автором нескольких изданных романов, закончила двухгодичные литературные курсы (очные, вечерние). Но их я посещала для расширения своей эрудиции в гуманитарной сфере, ведь будучи «технарем» я даже не знала, кто такие ваганты ;. Эти курсы также дали мне возможность войти в писательскую среду города. Иногда прохожу и краткие онлайн-программы, чтобы быть в писательском тонусе и в курсе актуальной повестки литературы.

– Расскажите о быте: писательство – это основное занятие или хобби? Если хобби, то что нужно сделать для того, чтобы зарабатывать только писательством?


– В нулевые годы писательство стало для меня основным занятием: я писала ежедневно и у меня выходило по одному роману в год. Однако существенного дохода это не приносило даже с учетом того, что тогда мои книги выходили начальным тиражом по 10 000 экз. Как правило, суммарная оплата за такой тираж книги, которую пишешь год, равна лишь средней месячной зарплате любого специалиста. Но такое полное погружение в писательство без достаточной материальной отдачи я смогла позволить себе, поскольку уже начала получать пенсию, а дети стали сами себя обеспечивать. У меня нет знакомых авторов, которые зарабатывали бы писательством. Однако многие подрабатывают в смежной литературной сфере: редактированием, изданием книг, какими-то продажами, выпуском журналов, преподаванием. Чтобы зарабатывать только писательством, нужно влиться в поток издаваемых авторов и при этом писать не менее 4-х романов в год.

– Насколько я понимаю, первая книга – это то, что писатель хочет рассказать миру. А как у него появляется вторая книга?


– Это очень интересный вопрос. Здесь мы должны разделить писателей на тех, чью первую книгу приняли в издательство и на тех, кто остается в свободном полете. Последние могут годами ждать нового вдохновения, но остальные подчиняются ожиданиям издательства. Мой первый роман приняли в издательство условно. Сказали, что ожидают от меня в течение месяца план второго романа. Издательствам интереснее постоянное сотрудничество с авторами, чем случайное. Во втором романе мне тоже было что рассказать миру: у меня на тот момент обнаружилась сводная по отцу сестра, что меня достаточно взволновало. Но творческой фантазии я внесла во второй роман еще больше, чем в первый. Также большинство писателей, вольно или невольно попавшие в какой-то жанр с первым романом, и второй роман пишут в том же жанре.

– Вам сложно от того, что все в Москве, а вы тут? Реально ли издаваться, живя в регионе?


– Возможность издаваться в бумажном издательстве за гонорар у большинства авторов художественной литературы только одна – в Москве. Если свои прикладные книги по психологии я смогла издать и в Санкт-Петербурге, то возможностей издания художественной литературы у нас практически нет. Хватит пальцев одной руки, чтобы перечислить художественные издательства СПб. В них издаются, как правило, литераторы из писательской тусовки, знающие друг друга по учебе или по работе. Среди них чаще мелькают бывшие выпускники или преподаватели филологических факультетов университетов. Такое вот профессиональное братство. Однако и для этих профессионалов в Москве больше возможностей.
Кроме того, иногородние авторы, чьи книги издаются в столице, более ограничены при организации выступлений на площадках книжных магазинов столицы или на книжных салонах и ярмарках. Впрочем, постепенно положение в этой сфере меняется. С недавним учреждением писательских резиденций в разных концах страны, в них легче будет попасть и писателям из регионов. Но для этого надо ввинтиться в писательскую среду, вступить в региональные СП.
И лишь возможности электронных площадок заметно уравнивают шансы на продвижение и столичных авторов, и авторов из регионов.
______________________________
И романы, и прикладные книги, и журналистика... очень разнообразное творчество у Галины! И собеседник приятный :) Удачи в новых творениях!