Навигатор

Андриен Истин
“По закону геометрии, если мужик четыре раза пойдёт налево, то придёт домой”.

Прочитав шутку, вспомнил похожую историю. Правда, формулировка про “закон геометрии” вызывает сомнения.

Жена моего друга Вовки Маша поехала рожать их младшую дочь Марусю в роддом. Конечно, тогда ещё не было известно, кто там из её недр выйдет, Маруся или Наташа или, вообще, Святослав. Неизвестно потому, что Маша отказалась узнавать пол выходца. Вовка надеялся на Марусю, потому что Вадик у них уже был. А Вовка относится к тому типу мужчин, что больше любят дочек. Оттого Вадик у него на положении бедного родственника или мебели. Его кормят, одевают, содержат и вроде как любят, но сухо и сдержанно. Просто Вовка такой отморозок, ну от слова “отмороженный”, тип темперамента такой, якобы нордический, а по мне так чурбан с мордой кирпичом. Хорошо, хотя бы мать - Маша - добрая и очень тёплая женщина. И она прекрасно готовит. Поэтому Вадик особенно не страдает от холодности отца. Он сам такой же - сдержанный, нордический.

Вот поехали мы с Вовкой в этот роддом. Он находился в другом районе. Когда я спросил, зачем Маше понадобилось рожать именно в нём, ведь кругом роддомов рассыпано, Вовка ответил, что Маша считает, что этот “какбэ” элитный и хороший. Когда мы впоследствии всё-таки добрались до него, я не согласился с характеристикой, данной Машей роддому, видимо, он элитный для неэлитного населения.

Дорогу к месту появления на свет своего потомства Вовка знал из рук вон плохо. И решил верить навигатору с приятным женским голосом. Началось сплошное “Через триста метров поверните налево”.

Я заподозрил неладное. когда после нескольких поворотов мы оказались ровно в той точке, откуда начали “ходить налево”.

-;Вовка, - сказал я, - мне кажется, эта механическая женщина нас водит за нос.

- Нет, всё нормально, - флегматично отозвался Вовка, продолжая вращать руль в такт указаниям дамы.

- Вовка, надо верить себе, а не навигатору. Он заведёт нас туда, куда Макар телят не гонял. Включи мозг. Мы ездим по кругу. Я верю карте в своей голове. Мы ездим по квадрату.

Однако Вовка с тупым бычьим упрямством совершил ещё несколько кругов по квадрату, очерченному улицами Верхней Первомайской, Сиреневым бульваром и проклятыми Парковыми. Потом съехал к зданию, напоминающему “казённый дом”. Явно какое-то учреждение, возможно, даже искомый роддом.

- Надо спросить у кого-нибудь, - я, как всегда, выдал бесценный совет.

Вовка, как всегда, последовал ему и, открыв окно, спросил у женщины, шедшей от казённого дома с суровым и печальным ликом:

- Это роддом?

- Это морг. Уезжайте отсюда скорее, - ответила женщина.

Вовка быстро сдал назад. И мы вновь поехали по квадратной траектории. Роддом, словно заколдованный, не находился. Навигатор по-прежнему отправлял налево и не не собирался отвечать за результат.

- Выключай. Иначе мы не доедем. Включай мозг. Сами найдём. Роддом внутри этого квадрата.

Как только замолчала механическая женщина, мы нашли розовое вроде здание - по истечении более десяти лет, я точно не помню цвет. Оно стояло у дороги. Мы несколько раз проезжали мимо него и не замечали, доверившись навигатору.

Эта история запомнилась на всю жизнь, как образец того, насколько люди склонны верить искусственному разуму, напрочь отключив свой разум. Я же предпочитаю верить своему пространственному мышлению. Вижу карту внутренним взором и ориентируюсь по ней. Следовать за навигатором можно в случае, когда нет возможности изучить карту. У меня такой случай был в маленьком городке Владимирской области и навигатор провёл к пункту назначения длинными окольными путями, узкими переулками, где две машины не смогли бы разъехаться, где был сужающийся коридор из каких-то сараев по обеим сторонам дороги. А позднее, изучив городок, я обнаружил намного более короткий и рациональный путь.

Моя дочь в путешествиях гуляет по городам с навигатором. На вопрос “А карту нельзя предварительно изучить?”, она отвечает “А зачем?”. Для меня это звучит неразумно. Если ты знаешь более-менее карту местности, то сумеешь помочь себе, когда искусственный разум затупит. Всё-таки у человека приоритет.

А, вообще, научно-технический прогресс ведёт к деградации отдельной личности. Человек, окружённый приборами с ИИ, превращается в безвольное растение. Особенно, если были предпосылки к этому - человек сам по себе ленивый, вялый, безвольный, сибарит, любящий наслаждения и ни к чему не стремящийся. Он охотно разлагается и превращается в булькающую субстанцию со стремительно тающими остатками мозга.