Суть пифагорейства

Вячеслав Анатольевич Тихонов
Пифагорейство как философия отличалось очень важными чертами, определившими всё развитие мировой науки и философии.
Пифагорейство есть математика в точном смысле этого слова. Пифагорейцы стремились максимально математизировать все знания, какие имеет человечество. В основе мира лежит, по их мнению, идея числа, материально воплощающаяся в материальных, чувствопостигаемых объектах. Если исследовать любой объект, то выяснится, что в основе его сущности лежит число, математические закономерности. То есть пифагорейство открыло математические методы исследования реальности. Все современные математические достижения основаны на философии пифагорейства.
Мало этого. Пифагорейство, ещё до Сократа, поставило задачу этического исследования и усовершенствования человека, опять-таки основываясь на математике. Что такое математика в применении к этике? Это понятие меры, умеренности. Во всём, всегда надо знать меру, во всех аспектах человеческой жизни. Мера всегда есть, надо её найти, достигнув, таким образом, гармонии, то есть счастья. Такова очень простая математическая этика пифагорейства.
Но пифагорейство выдвинуло ещё и комплекс методов преодоления человеческих пороков, методов достижения этой меры, этой умеренности. Прежде всего, пороки надо лечить. Лечить как обычные болезни – ставить диагноз после исследования, подбирать лечение и проводить его в жизнь. Главное лечение человеческих пороков – гармония, то есть мера, умеренность, ведь порок, зло – это всегда неумеренность, безмерность. Дать меру человеку, внушить ему правильные представления об умеренности – значит излечить его от пороков, сделать его «математическим», гармоничным, добрым и счастливым.
Тесно связана с математическим лечением человека в пифагорействе музыка. Музыка – это математическая гармония в звуках, это правильное, гармоничное и мерное использование такого органа чувств, как слух. Музыколечение человека и общества от пороков – любимая мысль пифагорейства.
Таким же этическим лечением в пифагорействе является правильное движение человека. Вселенная движется, двигаются небесные тела, очень гармонично двигаются, даже музыкально. Подражая в гармоничности движения небесам, человек становится хорошим, гармоничным, становится человеком меры, считают пифагорейцы. Именно поэтому правильные, гармоничные, умеренные физические упражнения и танцы оздоровляют человека от душевных и физических пороков, приобщают его к математической гармонии вселенной, делают умеренным и счастливым.
Идеальный человек, согласно пифагорейству – человек знающий меру, умеренный, танцор, атлет, музыкант, математик и врач.
В качестве первоначальных упражнений для достижения такого идеала человека пифагорейцы практиковали особые диеты, молчание и закаливание организма. После пятилетних упражнений в этих занятиях философ-пифагореец приступал к более интенсивным занятиям математикой, музыкой, медициной и атлетикой. После полного овладения этими науками и практической деятельностью он успешно лечил людей, профессионально играл на музыкальных инструментах, пел, сочинял музыку, побеждал в атлетических соревнованиях и занимался математическими исследованиями.
Как видно, идеал мудреца в пифагореизме сочетает в себе физическое совершенство (атлетику), интенсивную интеллектуальную деятельность (математику), эстетическое совершенство (музыку) и практическую полезность для общества (врачебное дело). Само по себе сочетание немалых достижений одновременно во всех этих областях, действительно, - очень серьёзное жизненное совершенство. Трудно даже представить себе такого сверхсовершенного человека – доктора физико-математических и медицинских наук, рекордсмена мира в атлетике и великого композитора в одном лице! Здесь сочетается знание теоретическое и практическое, совершенство эстетическое и физическое.
Как и большинство философских школ в древнегреческой культуре, пифагорейство стремилось, прежде всего, к практическому воспитанию идеальной личности, одной теории древнему греку было мало, он требовал от философии и науки быть прежде всего очень эффективной образовательной, этической программой, правильным планом жизни.
Интересно, как бы выглядел в наше время человек, воспитанный пифагорейски – выдающийся спортсмен и выдающийся музыкант с докторскими дипломами математика и врача, действительно ли мы получили бы в этом случае идеальную личность?
Можно сразу сказать, что в пифагорейском мудреце явно не хватает гуманитарной подготовки - владения речью, а также знаний наук об обществе, прежде всего истории и географии, правовых наук. Молчаливый математик и спортсмен, неплохо пиликающий на скрипке и успешно лечащий людей … Не очень-то общительная личность получается – человек, неумеренно увлечённый естественными науками в ущерб знанию людей, а не только чисел.
Но всё равно образовательная программа пифагорейства впечатляет. Прямо-таки, можно было бы открыть такой Пифагорейский университет, где человеку давали бы одновременно подготовку в математике, медицине, музыке и спорте. Одновременно! Конечно, студенту этого вуза пришлось бы учиться в этом случае не четыре-пять-шесть лет, как в других вузах, а лет двадцать. Получилось бы нечто среднее между математическим факультетом классического университета, консерваторией, медвузом и физкультурным институтом. Так и учить – неделю математике, неделю музыке, неделю медицине и неделю спорту, чтобы все четыре науки изучались поровну.
Немного бы получалось странно, но это было бы настоящее античное образование.