3. Теория и практика алхимии

Лео Корсо
Природа радуется природе,
природа побеждает природу,
и природа управляет природой.

Болос.

        Изначально в алхимии господствовала общая натурфилософская теория стихий (первоэлементов), которая в античные времена разделилась, условно говоря, на две основные школы: платоников (последователей учения Платона) и перипатетиков (сторонников учения Аристотеля). Они по-разному толковали природу первоэлементов, однако разделяли древнюю гипотезу о существовании «пятой сущности» (квинтэссенции) — эфира. Если сравнивать эту гипотезу с современными научными представлениями, то она аналогична учению о поле — особом виде материи, связывающем составные части вещества в единые системы и передающем с конечной скоростью действие одних частиц на другие. Более подробно с натурфилософскими представлениями античности можно ознакомиться в нашем цикле «Заметки по античной астрологии».
     Упрощая тему, скажем, что древние алхимики рассматривали вещество как соединение четырёх стихий, которые в свою очередь берут начало из эфирной субстанции (первоматерии). Отсюда гипотеза: если свести какую-либо вещь к аморфной первоматерии, то из неё можно создать любую другую вещь.
     Альберт Великий писал: «Аристотель говорит: ''Я не верю, что металлы можно превратить один в другой, минуя предварительно их возвращение к первоматерии''» («Малый алхимический свод», гл. 3).
     Исходя из этого теоретического положения, алхимики искали эффективные способы по разрушению физических тел до первоэлементов, а затем и до первоматерии. Кальцинируя вещества, растворяя их в щелочах и кислотах, дистиллируя со спиртами, возгоняя и осаждая, они пытались достичь тотального разложения физических тел. Откровенно говоря, испытываешь изумление при изучении некоторых древнейших артефактов и алхимических процессов, напоминающих современные нанотехнологии как специальными методами, так и результатом — измельчением веществ практически до молекул. Например, так называемый кубок Ликурга (предположительно IV в. от Р. Х.) — способный менять свой цвет в зависимости от расположения источника света, был создан из стекла с добавлением частиц золота и серебра размером в 50 – 70 нанометров! Учёные разгадали его секрет только в 1990 г. с помощью электронного микроскопа и рентгенограмм. Забавно, но повторить древнюю технологию современные мастера так и не смогли: созданная ими стеклянная пластина, содержащая те же пропорции наночастиц — 330 золота и 40 серебра на 1 млн. частиц стекла — оказалась в 100 раз менее светочувствительной, чем оригинал.
     Неудивительно, что на этом пути алхимики столкнулись с принципиальной проблемой: невозможностью достичь разрушения корпускул первоэлементов до лишённой всякой телесной формы эфирной субстанции (согласно Платону, первым проявлением первоматерии являются двумерные образования — «первичные треугольники», из которых состоят грани элементарных кристаллов). Кроме того, было очевидно, что, даже достигнув цели и получив чистую эфирную субстанцию, не было никакой возможности удержать её в каком-либо сосуде, по причине её чрезвычайной тонкости и полной её тождественности универсальной эфирной субстанции, заполняющей Вселенную.
     Теоретические и практические поиски решения этой задачи привели алхимиков к выводу, что, хотя «изменяться друг в друга и преобразовываться могут только те субстанции, у которых имеется общее подлежащее — одна материя», но «и из этих не все, а лишь те, которые могут и воздействовать друг на друга, и претерпевать друг от друга» (Боэций. «Против Евтихия и Нестория» с. 182).
Иными словами, все вещи хотя и имеют единую основу — первоматерию, однако при помощи алхимического искусства превратить одни в другие возможно лишь те из них, которые принадлежат к одному виду веществ, например, к металлам.
«Должно заметить, что металлы отличаются друг от друга только своими акцидентальными (внешними) формами, но отнюдь не эссенциальными (сущностными). Следовательно, лишить металлы их проявлений - дело вполне возможное» (Альберт Великий «Малый алхимический свод», гл. 3).
     Изучая природу металлов, алхимики вывели теорию о двух вещественных первоосновах (субстанционально близких к первоматерии), из соединения которых состоят все металлы, а именно меркурии и сульфуре (впоследствии к этой диаде была добавлена третья субстанция — соль). Более подробно мы  рассмотрим эту теорию в следующей главе, здесь же отметим, что речь идёт не о химических веществах: ртути, сере и соли, а о подобных им по свойствам тонкоматериальных субстанциях.
     На практике это привело к тому, что, экспериментируя с металлами и разрабатывая способы превращения одного металла в другой, алхимики получили множество интерметаллидов (сплавов с химической связью) — таких, как электрум, латунь, орихалк, гепатизон, потин и т. п.
     Добавим, что у Разеса есть довольно любопытные рецепты изготовления фальшивого золота («Книга Тайны Тайн»), которое он, не боясь разоблачения, предлагал продавать ювелирам, видимо, зная, что они примут подделку за чистое золото. Однако достичь подлинной трансмутации металлов, например, свинца в золото, при помощи таких техник было конечно же невозможно.
     Здесь уместно предположить, что именно эксперименты со сплавами привели алхимиков к мысли о некоем веществе, впоследствии названном Камнем Философов, с помощью которого можно осуществить трансмутацию простых металлов в благородные.
     Cчитается, что впервые о Великом Делании (приготовлении Камня Философов) говорится в «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста. Повествует о нём и «Книга Клеопатры», а также Зосима Панополит и Псевдо-Демокрит, писавший о двух «порошках проекции»: белом — для превращения меди в серебро и красном, превращающем серебро в золото. Говоря кратко, идея о Камне Философов — веществе, способном превращать неблагородные металлы в золото и серебро, и процедура его получения (Великое Делание) активно разрабатывались уже александрийскими алхимиками. Сама же гипотеза о возможности трансмутации металлов, судя по всему, возникла, как минимум за четыре века до Рождества Христова, на что наводят рассуждения Платона о взаимопревращении первоэлементарных кристаллов.
     Уже в древности предпринимались неоднократные попытки классифицировать вещества по родам и видам, без чего алхимическая практика была весьма затруднительной. Так, появилось разделение веществ на животные, растительные и минеральные. В свою очередь, минеральные вещества подразделялись на металлы, руды, глины, щёлочи, кислоты, буры, купоросы, соли, спирты, масла и т. д. При этом наименования веществ зачастую имели довольно неопределённый характер, например, «соль из Армении», «йеменские квасцы» или «купорос с Крита». И поскольку не было чётких научных определений химических веществ, порой крайне трудно понять, о каких именно веществах идёт речь в алхимических рецептах.
     В качестве примера приведём классификацию Разеса:
«1. Существует 3 класса веществ: животные, растительные и минеральные. При этом минеральные вещества делятся на 6 групп: духи, металлы, камни, купорос, буры и соли.
2.  Духов 4: ртуть, нашатырь, сера и аурипигмент .
3.  Металлов 7: золото, серебро, железо, медь, олово, черный свинец и китайское железо.
4. Камней насчитывается 13: марказит, магнезия, железная руда, тутия, лазурит,  малахит,  бирюза, гематит, белый мышьяк,  антимоний,  тальк,  гипс,  и стекло.
5. Купоросов 5: черный купорос, белый купорос, желтый купорос, красный купорос и зеленый купорос.
6. Бур 6: бура хлебная,  сода, бура ювелиров, натрон (искусственная бура), бура из Зараванда и бура ивы.
7. Солей 11: столовая соль, горькая соль, горная соль, соль Андарани,  нафта, индийская соль, кальцинированная сода,  соль мочи, соль золы, соль извести   и соль яйца».
(Ар-Рази «Книга Тайн», разд. 1, часть 1).
По большому счёту, проблема точной и универсальной классификации химических веществ была разрешена только после создания Д. И. Менделеевым его знаменитой Периодической таблицы.
     Исследуя свойства веществ и наблюдая закономерности их превращений, алхимики разработали множество уникальных технологий по очищению веществ, получению искусственных сплавов, минералов, кислот, щелочей, солей, спиртов и масел. Для моделирования природных процессов в лабораторных условиях были изобретены несколько разновидностей специальных печей, бань и нагревательных ламп, позволяющих регулировать режимы огня, дистилляторы, эксикаторы, циркуляторы, экстракторы, стеклянные, медные и керамические сосуды самой разнообразной формы и назначения.
     Алхимики искали способы в самые короткие сроки осуществить с помощью искусства то, на что природе требовались долгие годы, века и тысячелетия. Поэтому одной из задач такого моделирования было сокращение времени естественных процессов до минимума.
     При этом отметим, что важнейшим принципом алхимической практики было подражание действиям природы. Не буквальное повторение, а именно подражание, поскольку природные процессы зарождения и формирования, например, минералов занимают время, многократно превышающее сроки человеческой жизни, ввиду чего ни один человек не в состоянии их в точности повторить. Кроме того, до недавнего времени не было технических возможностей создать условия, тождественные тем, что имеют место в недрах Земли, с их колоссальными температурами и давлением. И алхимикам приходилось изобретать такие технологии, которые могли привести к желаемому результату иными путями, что, собственно, и называлось алхимическим искусством и мастерством.
     Гебер пишет: «Мастерство не может подражать Природе во всех ее операциях, но оно подражает ей настолько, насколько это возможно <...> ...те, кто исследуют данное мастерство, и даже мастера, все ошибаются в том, что они собираются подражать Природе в полном объёме и во всех отличиях и свойствах её действия» («Сумма совершенств», кн. 1, гл. 1). Далее он добавляет очень важное пояснение: «Действительно, не мы это делаем, это делает Природа, которой мы предоставляем вещи, необходимые для действия. То же самое происходит и при трансмутации металлов. Не мы их трансмутируем, а Природа, для которой с помощью мастерства мы готовим материю и прокладываем для неё пути, так как она всегда неминуемо действует сама по себе, а мы являемся только лишь её служителями в операциях, которые помогаем ей осуществлять с помощью нашего мастерства» (там же, гл. 11).
     Таким образом, искусство алхимии заключается в том, чтобы, используя знания о свойствах веществ силах и действиях природы, умело управлять природными процессами для достижения конкретных практических результатов.