Письмо Войновича Брежневу

Виктор Москвич
Господин Брежнев,
Вы мою деятельность оценили незаслуженно высоко. Я не подрывал престиж
советского государства. У советского государства благодаря усилиям
его руководителей и Вашему личному вкладу никакого престижа нет.
Поэтому по справедливости Вам следовало бы лишить гражданства себя
самого. Я Вашего указа не признаю и считаю его не более чем филькиной
грамотой. Юридически он противозаконен, а фактически я как был русским
писателем и гражданином, так им и останусь до самой смерти и даже
после нее.
Будучи умеренным оптимистом, я не сомневаюсь, что в недолгом времени
все Ваши указы, лишающие нашу бедную родину ее культурного достояния,
 будут отменены. Моего оптимизма, однако, недостаточно для веры в
столь же скорую ликвидацию бумажного дефицита. И моим читателям
придется сдавать в макулатуру по двадцать килограммов Ваших сочинений,
чтобы получить талон на одну книгу о солдате Чонкине.

Владимир ВОЙНОВИЧ
17 июля 1981 года, Мюнхен

Это письмо Войнович написал Брежневу после лишения его советского
гражданства. Поскольку он нигде не работал, то подпадал под статью
закона о тунеядстве. Поэтому он в 1980 вынужден был покинуть страну.
Жил в Западной Германии, в Мюнхене. 
В 1990 ему было возвращено советское гражданство. В.Войнович жил и
работал в Мюнхене и в Москве.
Умер Войнович 27 июля 2018года и похоронен в Москве  на Троекуровском
кладбище, участок 21. К первой годовщине смерти на могиле писателя установили бронзовую фигуру героя романа "Жизнь и необычайные приключения солдата
 Ивана Чонкина" авторства скульптора М. Согояна