Если ты жил в СССР. Партия наш рулевой. Очерк 3

Вадим Гарин
Объекты показа

Предыдущая часть: http://proza.ru/2023/09/08/499

Коллаж автора. На фото 1 – Ростов-на-Дону. Ворошиловский мост. От него начинается Ворошиловский проспект. Справа, первое высотное здание «ПромстройНИИпроект», в котором родился Выставочный павильон – Салон мебели. Фото 2 – Салон мебели. Фасад выходит на Шолоховский проспект. Фото 3 – фото Салона из газеты «Известия». Фото 4 – интерьер Салона. Вид лестницы на второй этаж. По центру декоративный светильник в виде дерева с раскрывающимися ветками и поддерживающими плод. Конструкция облицовано листами бронзы и богато украшена фигурами бабочек из разноцветного дутого стекла. Авторы – коллектив Ростовского Худфонда, выполнена по совместному эскизу (позже чертежу) автора и художника П. Ибалакова. Фото 5 – интерьер демонстрационных боксов для показа стульев. Стенд вращается и отражается в потолочных зеркалах. Фото 6 – делегация английских «мебельщиков. См текст». Слева в белой рубашке с галстуком – автор. Фото 7 – в советское время здание обкома КПСС на ул Энгельса 47  (сейчас улице вернули старое название: Садовая). До революции размещалась городская дума и управа. Построено в 1899 году по проекту архитектора А.Н. Померанцева. Здание обошлось казне более, чем в шестьсот тысяч рублей. Одна из главных архитектурных достопримечательностей Ростова. В настоящее время здание занимает мэрия Ростова-на-Дону и городская дума. Здание городской думы имеет статус памятника архитектуры федерального значения Разработан и построен в духе эклектики.

               

                Сейчас не удивятся, если услышат по телевизору или прочтут в СМИ, что партия «Единая Россия» провела мониторинг в школах, в которых проводится капитальный ремонт. Более того, партия установила, что работы по капитальному ремонту школ выполнены качественно, классы оснащены необходимым оборудованием и инвентарем.
                Или: «партийцы местных отделений партии «Единая Россия» провели выездной мониторинг строящегося девятиэтажного дома по ул.Лескова 1 в городе Грозный».
                ЛДПР   обсуждает строительство второй ветки метро в Екатеринбурге… Контролирует строительство Мордовского сахарного завода в Тамбове. И так далее и так далее! А что, Мишустин с хозяйственниками страны не справляется? Непонятно. Всё партии хлопочут, а у нас их больше чем достаточно!
                Я вспоминаю подобные «мониторки» в советское время. Цели одни и те же. Спрашивается, для чего тогда хозяйственники? Можно подумать, что партийные мониторинги (терпеть не могу это слово!) что-то решают, кроме собственного пиара. Хорошо устроились. Ничего не делают, а только «мониторят» и присваивают лавры строек! Вот уж бессмертные классические слова Черномырдина засияли прежним ярким светом: «Какую партию ни возьмёмся строить – всё у нас КПСС получается»!

                Может, пора мониторки свои прикрутить к одному месту, да заняться делом? А с хозяйственников спрос за правительством России.
                Однако видимо в стране стало мало мониторщиков, появилось понятие «Партийный десант», проект «Городская среда» и так далее, и конца и края этому нет.

                И что такого? – скажет читатель, что этим хочет сказать автор? А вам не кажется всё это знакомым до боли? Только в советские времена была одна партия, а сейчас мониторят все подряд!
                И обязательно именно «мониторят». Почему не наблюдают или оценивают, контролируют, в конце концов? Почему не по-русски? Ну, это отдельный разговор. Все эти «вау», «окей», упсы… Мой очерк не об этом.  «Вау» с «океюшками» обсуждаются в обществе на самом высоком уровне, но замечу, без всякого толку. Одно дело, когда иностранные слова и восклицания имеют практический смысл, как, например, «сайт». «файл» и т.д. Почему, когда есть проверенные, близкие нам русские слова и понятия, применяют модные иностранные? Поэтому все и мониторят. От этого расцветают сады!

                Вернёмся к теме. В советские времена партийные органы составляли списки так называемых «объектов показа», которые можно было показывать иностранцам и гостям города. Они включались в маршруты, по которым «водили» гостей.
                В моём НПО «Севкавпроектмебель» ВПО «Югмебель» (Ростов-на-Дону) таким объектом показа являлся Выставочный павильон – салон мебели  https://pastvu.com/p/1695156 , который был спроектирован с моим участием, а строили мы его всем миром. (На фото салона по ссылке попал даже мой автомобиль красного цвета – фото взято у меня). А руководил всем строительством ваш покорный  слуга.  Сколько он мне стоил здоровья, рассказывать не буду. Сейчас там огромный магазин «Эльдорадо». Приехав в Ростов в 2018 году, я решил навестить Салон. Приехал в половине девятого утра, а меня туда не пустили! Сказали, что магазин открывается в девять – вот тогда и зайдёте! От обиды у меня навернулись слёзы. Я до сих пор помню каждую электрическую розетку в здании, не говоря уже о конструкциях и интерьерах.
                Этот салон на проспекте Шолохова стал главным объектом моей жизни и поэтому, прости, читатель, за отвлечение, расскажу о нём в двух словах. Он располагается на территории парка «Островского» и украшает въездную магистраль  (Октябрьского шоссе) в город Ростов-на-Дону. Много сил, здоровья потребовал этот объект, но он стоил того. «Салон Мебели» - уникальный и единственный выставочный комплекс в системе Минлеспрома СССР, в строительстве которого принимало участие всё Промышленное Объединение «Югмебель». Проект выполнил «ПромстройНИИпроект», автор проекта архитектор О.Д. Саенко. Моё НПО было заказчиком проекта со всеми вытекающими обязанностями участия в проектировании. Все работники НПО участвовали в его строительстве. Открытие Салона освещала  центральная пресса страны (газета «Правда» и др. Общий вид и интерьеры разместил на своих страницах журнал «Техническая эстетика»).
                Салон Мебели областные и городские власти мгновенно сделали «Объектом показа» - им гордились. Показывали всем. Среди высоких гостей однажды оказался член Политбюро ЦК КПСС Михаил Сергеевич Соломенцев (он сменил Пельше на посту КПК).
                Перед посещением приехал заведующий промышленно-транспортным отделом Ростовского Обкома И.И. Гаврицков прошёл со мной по предложенному маршруту. Соломенцев появился через полчаса со свитой из Обкома и четырьмя накачанными охранниками с крутыми затылками, одинаково одетые и в солнцезащитных очках, забавно выглядевшими на фоне невысокого пожилого партийного функционера.
                Я рассказал ему о производстве мебели на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье, показал образцы выпускаемой продукции. Соломенцев остановился у бокса с грузинской мебелью (Грузия не входила в объединение «Югмебель» и мебель осталась  после проведённой ранее тематической выставки). Там была выставлена ещё довоенная мебель. Михаилу Сергеевичу она понравилась, и он произнёс:
                - Вот, что надо выпускать!
                Мне позже долго пришлось объяснять в Обкоме, что такую мебель выпускать не надо – это прошлый век. И ещё один забавный эпизод.
                Со мной в «свите» находился мой заместитель по торговле Леонид Абрамович Либерман.  На вопрос Соломенцева, когда будет освоен выпуск понравившегося образца «стенки», я ответил, что в текущем году, а Либерман, желая «отметиться», выпендрился и поправил меня, сказав, что выпуск намечен на следующий год. Соломенцев никак не отреагировал, а охранник наступил Либерману на ногу, затем «вывел» его из сопровождающих и увесисто, нахмурив брови, в упор произнёс:
                - Запомни: стенку выпустят в текущем году, - и повторил, - понятно? В текущем… - Либерман от страха чуть в штаны не наделал!
                Через месяц мы уже монтировали эту «стенку» под названием «Воспоминание» на даче Соломенцева под Москвой.
               
                Много посещало иностранных делегаций. Расскажу о забавном случае. Однажды нас посетила английская делегация мебельщиков из графства Глостершир (так представили их мне по телефону из ГК КПСС). Я, освежив знания об английской мебельной промышленности, провёл экскурсию, подробно рассказывая о специализации промышленности Северного Кавказа, о новых технологиях в производстве мебели. Они внимательно слушали и записывали в блокноты. Когда же я спросил, какую мебель выпускают они, ответили:
                - Мы не мебельщики, мы спортсмены, члены ассоциации продвижения конного спорта в школы (NSEA) !

                Но это первая часть «Объектов показа». Основной «головной болью» являлись строящиеся объекты, намеченные к сдаче, и которые возможно было, по мнению партийных органов, сдать к определённой праздничной дате.
                Я много строил в Ростове и на своих филиалах городов Северного Кавказа, но в объект показа партийным органам попал мой девятиэтажный дом с встроенным в него универмагом «Детский мир». Сдать его мы были должны до конца года. На момент рассказа дом был готов – не хватало только лифтов, которые должны были прийти из Армении. А в помещениях универмага шли отделочные работы. Не было полов. По проекту полы должны быть наливными из гранитной крошки. Строили мы смешанным способом. То есть вроде и был официальный подрядчик «Ростовгражданстрой» (у него мы проходили в плане отдельной строкой, которая их не очень обязывала, и мы вместе участвовали в строительстве. Механизмы давал трест, но кран был наш и т.д.).
                Так вот, на свою беду мы «влетели» в Объекты показа к 7 ноября, а хозяйственники под руководством партийных организаций были обязаны «сделать подарки» к памятной дате. Вот так партийные органы радовали жителей города: отчитывались об успехах и записывали себе в актив хозяйственные достижения.
                Мои объекты позже не раз попадали в списки объектов показа, и я воочию наблюдал, как это было…

                Наш дом располагался в Ростове на площади Дружинников (местные называют это место площадью трёх птиц – там находился кинотеатр «Сокол», отделение милиции «Чёрный ворон» и кафе «Чайка»).
                Первого ноября мне сообщили из Городского Комитета, что автобус с партийным руководством города посетит стройку в 10 утра второго ноября. Был воскресный день, но все заинтересованные лица собрались и ждали. Автобус распахнул двери. Первым вышел председатель горисполкома Валерий Валентинович Желнин (да простит меня читатель, но в Ростове он имел прозвище «Бульдозер». Позже его забрали в Москву на должность заместителя министра химической промышленности СССР). За ним следовали зав. отделом из Городского Комитета, два инструктора, 2-й секретарь нашего райкома Лукашенко, с которым у меня были дружеские отношения, и другие.
                Желнин сразу взял быка за рога. Он потребовал сдачи объекта к 7 ноября. Я спокойно объяснил, что это невозможно по многим причинам. Во-первых, строймонтаж не завершён. Полы требуют технологической выдержки с последующей шлифовкой и полировкой. Во-вторых, только начата внутренняя отделка помещений магазина. Нет ещё согласованных проектов интерьеров с руководством универмага, не говоря уже об изготовлении торгового оборудования. Бульдозер свирепел по мере моих объяснений и, не выдержав, грозно рыкнул:
                - У тебя что - два партийных билета? Так… Завтра с партийным билетом и трудовой книжкой ко мне к девяти утра!
                Я схамил:
                - Что, повышение предлагаете?
                - Я тебе устрою повышение! - повысил он голос, - будешь знать, с кем дело имеешь.
                Он закусил удила, и его понесло. Я стал возражать, а стоящий позади меня Лукашенко тихонько дал мне коленом под зад:
                - Молчи, а то накликаешь, - шёпотом сказал он мне. -Пошумит и успокоится, молчи.
                Послушав совета, я замолчал, а председатель метал молнии, но постепенно остыл и дал команду садиться в автобус, а напоследок бросил:
                - Объект сдать к 7 ноября – иначе смотри у меня, - пригрозил он.
                Дом с магазином мы сдали к началу декабря, но заселить его к Новому Году нам не разрешили, а с магазином мы «чухались» ещё два месяца. Никаких претензий нам никто не предъявлял… Позже, через год, мне предложили перейти на работу в горисполком на должность зампреда по строительству. Я отказался.

Продолжение следует

Автор очень благодарен В. Теняеву – он вселил уверенность, что тему надо продолжить и, кроме того "отрихтовал" мой текст.