Тайна Волшебной Книги

Вадим Борисов
Вадим Борисов

Тайна Волшебной Книги
(Либретто мюзикла)
Действующие лица:

Библиотекарша Ядвига Васильевна, она же Баба Яга
Тренер по плаванию Альберт Иванович Водопьянов, он же Водяной
Воспитатель Федор Яковлевич Соколов, он же Финист Ясный Сокол
Смерть, старшая сестра Бабы Яги
Медвежонок
Страшный Голос из Леса
Змей Горыныч – три актера (по числу голов)
Леший
Кикиморы – хор, массовка

Дети:
Паникер
Умник
Мальчик Ясен Пень
Пухлый мальчик с рюкзаком (все время оттуда что-то достает и жует)
Артур
Умар
Айнура
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке
Тормоз

Сцена первая На поляне

Дети заходят через ворота на территорию детского лагеря. Они только приехали в лагерь. Смотрят вокруг, восхищаются природой, красотой, спокойствием.
Пухлый мальчик с рюкзаком: Классный лагерь. Просто супер!
Умник: Мне тоже, как из автобуса вышли, все нравится. Сказочное место.
Мальчик Ясен Пень: Ясен пень, такие деньги заплатили. Вот они и выкладываются.
Паникер: А мне не нравится. Какой-то в этом подвох, как будто место прикормлено. А потом все собрались, и тут их – раз, и всех накрыли.
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Паникер, да хватит тебе. Расслабься и отдыхай.
Паникер: Лучше свалить отсюда. Это, как затишье перед бурей. Обязательно что-нибудь случится. Вот увидите.

Песня «Пора валить»

Дети (поют, каждый по одной строчке, восхищаясь природой вокруг):

Вокруг такая красота.
Все хорошо и тихо.
Здесь прямо заповедные места.
С лосенком за кустом прошла лосиха.
Паникер:
Ох, не люблю я эту тишину
Придет нечистый и заварит кашу.
И всех, кто не уйдет живьем ко дну,
Куда-нибудь запишут и припашут.
Дети:
Тут рядом горная река.
Какой чудесный лагерь!
А на горе гнездятся облака,
И звонкий ручеек бежит в овраге.
Паникер:
Вся наша жизнь идет то вкривь, то вкось,
А тут все тихо, значит, все серьезно.
Пора валить, пока не началось,
Пора валить, пока еще не поздно.
Дети:
Здесь свежий воздух и покой …
Паникер:
Придет неразбериха…
Дети:
Он всех достал! Да кто это такой?
Пора нам разобраться с этим психом.

Река, рыбалка, песни до утра.
Мы будем жечь костер под небом звездным.
Паникер:
Я просто чую: сваливать пора.
Пора валить, пока еще не поздно.

Сцена вторая На поляне

Появляются работники детского лагеря: Тренер по плаванию, Воспитатель и Библиотекарша

Воспитатель: Добрый день, ребята. Я - Федор Яковлевич Соколов, воспитатель вашего отряда. А это Альберт Иванович Водопьянов, тренер по плаванию. и библиотекарь Ядвига Васильевна. Они же будут членами жюри нашего конкурса.
Айнура: Какого еще конкурса?
Тренер: Вот об это мы и пришли с вами поговорить, вернее дать задание.
Паникер: Ну, началось!
Воспитатель: Ядвига Васильевна расскажет вам условия конкурса.
Артур: Какие такие конкурсы-шмонкурсы? Мы отдыхать приехали.
Библиотекарь: Ребята, не надо так в штыки все воспринимать. Это наш ежегодный конкурс на лучший отряд по знанию родного языка. Дети будут представлять разные буквы родного алфавита. От А до Я. Победителей конкурса сфотографируют на фоне старой Волшебной Книги, которая хранится в библиотеке детского лагеря.
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Тоже мне, награда!
Пухлый мальчик с рюкзаком: Вот на «Голосе» давали 36 килограммов шоколада «Степ». Причем всем. Вот это награда.
Тормоз: Я не понял, у нас конкурс будет?
Артур: Тормоз, уже проехали.
Воспитатель: Прекратите разговоры. Подходите по одному для получения букв.

Дети стараются спрятаться за спинами впереди стоящих, кого-то выталкивают вперед. Воспитатель по одному подводит их к столу, за которым сидят Тренер и Библиотекарь. Тренер вручает каждому по нескольку букв, а библиотекарь требует, чтобы каждый из них расписался в получении букв. Раздав всем буквы, Тренер, Воспитатель и Библиотекарь уходят.

Айнура: Попали мы с этим конкурсом.
Паникер: А я предупреждал. И я думаю, это только начало.
Умник: Паникер был прав. Надо что-то делать.
Артур: Я предлагаю ни в каких конкурсах не участвовать, а дождаться ночи и утащить Волшебную Книгу из библиотеки. Заодно потом с ней пофоткаемся.
Девочка с буквами Ц, Ч, Щ на футболке: Прям, Волшебная! Что там может быть написано?
Умар: Дождемся вечера и все выясним на месте.
Тормоз: А что за конкурс-то? Я не понял.
Артур: Потом объясню.

Сцена третья В библиотеке

Ночь. В темноте Дети освещают полки с книгами. Видят большую книгу.

Умар: Это что ли Волшебная Книга?
Открывают книгу. На первой странице надпись АЗБУКА.
Паникер: Ха-ха! Тоже мне, Волшебная Книга. Развели нас по полной.
Умник (перелистывает книгу): О, тут закладка (вытаскивает закладку из книги. Всматривается) Тут что-то написано. (читает) Если буквы встанут в ряд и произнесут каждая свое первоначальное название, то откроется вход в Тридевятое Царство.

Дети смеются.

Девочка с буквами Ц, Ч, Щ на футболке: Ага! Прям откроется.
Дети: А давайте попробуем. Ну для прикола.
Мальчик Ясен Пень: Ясен пень, надо попробовать.
Артур: Давайте. Клейте каждый на груди по букве и вставайте в ряд по алфавиту.
Дети (прикалываясь, наклеивают каждый на груди букву, выстраиваются в ряд и произносят все буквы древнерусской азбуки): «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди…

Тормоз (держит в руках буквы): А как их приклеить?
Умар: Тормоз, иди сюда.
Айнура (хватает Тормоза и затаскивает в общий ряд): Стой здесь.

Дети: …мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Дети стоят в ожидании. Ничего не происходит.

Пухлый мальчик с рюкзаком: Ну и где что? Ничего не произошло.
Паникер: Это розыгрыш.
Умар: И тут кидалово. Пошли домой.

Дети идут к выходу. Но вместо двери висит огромное зеркало.

Умар: Здесь выхода нет.
Мальчик Ясен Пень: Ясен пень, нет выхода.
Артур: Тут же дверь была.
Мальчик Ясен Пень: Ясен пень, была дверь.
Умник (Мальчику Ясен Пень): Интересный ты собеседник.
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: А что тут под зеркалом написано?
Умар (читает): Зеркало бЫтия.
Умник: БытиЯ.

Дети идут в другую сторону, но и там – такое же зеркало.

Умар (читает вслух): Зеркало небытиЯ.
Умник: Теперь правильно.
Артур (Умару): Байке, ты какой талантливый, на лету учишься.
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: А где выход?
Паникер: Отсюда нет выхода. Приплыли.
Пухлый мальчик с рюкзаком: Как «нет выхода»? А что делать-то?
Айнура: Смотрите, зеркала отражают друг друга.

В темноте сверкает молния, соединяя два отражающих друг друга зеркала. Раздается звук разбивающегося стекла. Зеркала разлетаются. Гаснет свет.

Грозный Голос в Темноте (сопровождается тревожным музыкальным фоном):

Часы бьют полночь. Пройден рубикон,
И невозможно все начать сначала.
Судьбою жизнь поставлена на кон,
Но только выиграть шансов слишком мало.

Звонят в ночной тиши колокола,
Лесная нечисть лезет из трясины,
И вдребезги крошатся зеркала,
И мир расколот нА две половины.

Вы все перешагнули за черту,
Навеки перевернута страница.
Минуты жизни гаснут на лету,
И вам уже назад не возвратиться

Сцена четвертая В избушке Бабы Яги

Становится светлее. Дети в деревянной избе.

В центре избы Баба Яга варит зелье, напевает и пританцовывает.

Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Откуда эта тетка взялась? Это уборщица?

Песня Бабы Яги
(при необходимости все песни можно сокращать или дописывать)

Выберу ночку,
Соберу грибочки
Да и закатаю
Их в дубовой бочке.
Припев:
Всё засолю, замариную,
И лишь часы пробьют двенадцать,
В избушке окна распахну я -
Луною полной любоваться.
Я сразу стану молодою.
Грибками буду угощаться
И утонченно наслаждаться
Простой домашнею едою.

Пухлый мальчик с рюкзаком: Неа, не уборщица, походу, повариха.

Эти поганки
Зрели на полянке,
А теперь синеют
На окошке в банке.
А на опушке
Сушатся лягушки.
Я их приготовлю
Для моей подружки.
Припев:
Всё засушу, замариную,
И лишь часы пробьют двенадцать,
В избушке окна распахну я -
Луною полной любоваться.
Я сразу стану молодою,
Я ими буду угощаться.
И утонченно наслаждаться
Простой домашнею едою.

Яблочки стухли
У меня на кухне.
Киселя наварим,
Разольём да ухнем.
Чашки да кружки
Облепили мушки.
Все равно напьемся
Киселя с подружкой.

Паникер: А где мы вообще? Это же не музей, и выхода отсюда нет. Или есть?

Припев:
Я их сварю, замариную,
Дождусь, когда пробьёт двенадцать,
Чтоб ровно в полночь, не копаться,
А выпить жижу неземную.
Я сразу стану молодою
Я ими буду угощаться.
И утонченно наслаждаться
Простой домашнею едою.


Баба Яга (замечает детей): Ой, кто к нам пришел. Пухленькие какие! Тут и завтрак, и обед, и еды на пару лет.  На первое, второе и третье блюда рассчитайсь!
Тормоз (на автомате): Первый!
Умар: Второй!
Мальчик Ясен Пень: Третий!
Паникер: Э! Стопэ! Вы совсем ку-ку!? Готовы сами в печку запрыгнуть.
Баба Яга (суетится и протягивает детям ковшик с каким-то зельем):
Детишки-мытишки!
Девчонки-мальчишки!
Вы пришли сюда издале-ка.
Кисельку мово хлебните-ка!
Тормоз: - Я не понял, это чо такое? Это чо, Баба Яга?
Баба Яга: - Ишь, расчокался! Надо говорить «чаво», а не «чо».
Умник: Бабушка, по словарю Даля правильно говорить не «чаво», а «что».
Баба Яга (поворачивается и тычет пальцем в Умника): Тебя, грамотей, первым съем. А вас (поворачивается к остальным) пошлю в дальние дали за словарем Даля. (хохочет) Шучу.
Паникер: Где мы, женщина?
Баба Яга: В тридевятом царстве, милок.
Паникер: Приплыли. А я предупреждал.
Артур: Тридевятое царство только в сказках бывает.
Баба Яга: Правильно говоришь.
Айнура: Мы что, в сказке?
Баба Яга: Для кого сказка, а для меня повседневность. Живу я здесь. Похлебайте моего киселька.
Пухлый мальчик с рюкзаком: Не, мне больше Кола нравится.
Баба Яга: Кока-Кола – это питье в дальнюю дорогу, в царство мёртвых. Сейчас найду про нее (достает большую книгу). Вот хорошая книжка - «Книга мёртвых». У меня первый том, а у сестры моей старшей, – второй. В ней ответы на все жизненные и послежизненные ситуации. (открывает книгу и читает вслух) Где тут было? Ага, вот. «В Калифорнии дают своим покойникам обувь и бутылку Кока-колы, потому что путь к местам вечной охоты далек и труден».
Пухлый мальчик с рюкзаком: А зачем Кока-Колу?
Баба Яга: Чтобы уже точно не вернулся из царства мертвых. У нас тут один Иванушка-дурачок только и пил Кока-Колу, так пришлось потом его отпаивать сначала мёртвой, а потом живой водой, ну, и киселем опять же. Хорош кисель, силы придаёт да ума прибавляет.
Мальчик Ясен Пень: Ума, говоришь? Надо попробовать.
Паникер: Это реклама. Похоже, бабка нас на деньги разводит.
Баба Яга: Нужны мне ваши деньги! Деньги у меня вона, на огороде растут. Тыща рублев, как с куста. Надо тока кустик вовремя поливать.
Умар (оживляясь): Бабушка, а где у вас этот куст?
Баба Яга: Ха, поверил!? Вот это, милок, и называется разводилово. А кисель  - это мое домашнее варево да хлёбово. Попробуйте.
Умар: А если попробуем, отпустишь нас обратно?
Баба Яга: Нет отсюдова никакого «обратно». Чтобы возвратиться в свой мир, вам надо выйти из избушки в Дремучий Лес и пройти все испытания. Иначе навсегда останетесь в царстве мертвых.
Абдухалил: Царство мертвых? Вы же говорили, «Тридевятое царство»!
Баба Яга: Так это оно и есть. Сказки-то надо внимательней читать. Избушка моя – вход из одного мира, али света, в другой.
Паникер: Мы что, сейчас на том свете?
Баба Яга: Это откудова смотреть. Ваш лагерь теперь на том свете. А вы уже на этом.
Умник: А что там за испытания?
Баба Яга: Избушка моя отворит дверь в ваш мир только тем, кто принесет заветное кольцо от моей старшей сестры.
Умник: А почему вы сами его не заберете?
Баба Яга: Не отдает. Украла она кольцо и увела моего возлюбленного.
Паникер: Бред какой-то. Старухе триста лет, а она все возлюбленного возвращает. Пора уж, бабушка, о душе подумать.
Баба Яга: А я и думаю о душе. Потому что там Любовь!
Абдухалил: Ладно, сходим. А кто ваша сестра?
Баба Яга: Так, это… Смерть.
Паникер: Вы нас на смерть посылаете?
Баба Яга: Ну зачем так все драматизировать! Авось, обойдется.
Умник: Ладно, ребята. Что мы торгуемся. Другого пути все равно нет (Бабе Яге) Наливайте, бабуля. Куда идти?
Баба Яга (достает из хлама тарелку. Обращается к детям): Подь сюды!
Дети столпились вокруг Бабы Яги.
Баба Яга (запускает яблочко по тарелке. То, что показывает тарелка, выводится на экран): Катись-катись, яблочко, по голубой тарелочке, покажи нам, что в мире делается.

На экране появляется мутное изображение леса и тропинки.

Баба Яга: Что, касатики, не видали такого дива? Яблочко волшебное.
Паникер: Нашла, чем удивить. Ну, Apple старой модели. Интернет зависает, экран поцарапанный. Отстойный гаджет.
Баба Яга: А, по мне, так хорошо кажет. (показывает по карте) Вот дорога. У большого пня свернете направо, а от упавшей сосны еще раз направо и там прямо через лес и болото. Да поторопитесь. А то останетесь здесь навсегда.

Двадцать четыре часа

Баба Яга (поет и угощает детей киселем. Дети пьют кисель):
В груди моей бьется сердечко,
Как будто я вновь молода.
Вертайтесь с заветным колечком,
Или вовсе не вертайтесь никогда.
Дети и Баба Яга (вместе):
Победить надо Зло Всемогущее,
Сквозь болота пройти и леса.
И Судьбою на это отпущено
Только двадцать четыре часа.
Баба Яга:
Я буду вас ждать на крылечке,
Считая часы, как года
Вертайтесь с заветным колечком,
Или вовсе не вертайтесь никогда.

На пути будут топи гнетущие
Будут звать мертвяков голоса.
Дети и Баба Яга (вместе):
Но Судьбою на это отпущено
Только двадцать четыре часа.
Баба Яга:
Услышать о нем хоть словечко,
Но милый пропал без следа.
Вертайтесь с заветным колечком,
Или вовсе не вертайтесь никогда.

Вас ждать будут баня и печка,
И царская в хате еда.
Вертайтесь с заветным колечком,
Или вовсе не вертайтесь никогда.

Вместе сможете, если поверите,
Одолеть Всемогущее Зло.
Торопитесь, а то не успеете.
Ну/Всё, касатики, время пошло!
Провожает детей в лес.
Голос Тормоза: А когда кисель-то дадут?

Сцена пятая В Лесу

Дети идут через лес.

Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Смотрите, земляника. Целая поляна.
Артур: Не отвлекайся. Надо торопиться, а тот тут навсегда застрянем.
Умар (подгоняет): Давай-давай-давай!
Мальчик Ясен Пень: Ясен пень, надо идти.
Дети идут дальше.
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Ух, ты! Смотрите, какие цветы.
Тормоз: А земляника вкусная была
Умар: Давай-давай, торопись.
Дети идут дальше. На их пути Медвежонок в капкане.
Первый ребе Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Смотрите, медвежонок.
Умар: Давай, торопись.
Айнура: Он же в капкане.
Медвежонок: Спасите меня. А то меня убьет Соловей Разбойник.
Паникер: У нас самих проблем по горло. Мы тоже попали.
Умник: Мы не можем так вот пройти и не помочь. (садится возле Медвежонка и пытается открыть замки)
Мальчик Ясен Пень: Ясен пень, надо спасать.
Паникер (Умнику): Что ты там копаешься?
Умник: Тут три замка. А как открывать неясно.
Паникер: Три замка! Мы тут столько времени потеряем. А нам потом кто поможет?
Медвежонок: Спасите меня. Я вам пригожусь.
Паникер: На что ты нам пригодишься?
Мальчик Ясен Пень: Ясен пень, пригодится.
Артур: Ребята, хватит спорить. Надо помочь.
Все ребята: Поможем.
Раздается музыкальный звук со щелчком. Это открылся первый замок.
Артур: О! Первый замок открылся. (Первому ребенку) Давай, Кулибин, торопись.
Умник: Не понял я, как он открылся. Хотя и запарился сильно. Дайте попить.
(Пухлый мальчик с рюкзаком достает из рюкзака бутылку воды и протягивает Умнику. Умник отпивает из бутылки).
Умар: Медвежонку дай. Он тут давно. Наверняка тоже пить хочет.
Умник дает Медвежонку бутылку с водой. Медвежонок начинает пить. Раздается музыкальный звук со щелчком. Это открылся второй замок.
Артур: Второй открылся. Остался один замок.
Раздаются тяжелые шаги.
Медвежонок (в ужасе): Это он!
Дети: Кто, «ОН»?
Медвежонок: Злой охотник, убивающий все живое.
Паникер: Приехали! А я предупреждал.

Раздаются мощные звуки рока и приближающиеся громкие шаги огромного существа.

Умник: Мы не успеем!

Артур и Умник судорожно и безуспешно пытаются открыть замок капкана.

Древнерусский рок
(Страшный Голос из Леса)
Только выйдешь за порог, -
Дыба с плахой.
Долбят древнерусский рок
Все с размахом.

К палачу пришел пророк -
Хмырь, два уха.
Это древнерусский рок!
Ве-се-лу-ха!

С палачом играть в слова –
Запредельно.
Руки, ноги, голова –
Всё отдельно.

Рок! Рок! Это рок
Древнерусский.
Есть у нас такой конек
Под закуску.

Умар (Умнику): Что ты копаешься!?
Умник: У меня ничего не получается!

Страшный Голос из Леса:
В будний день и в выходной,
Скажем вкратце,
Не советую со мной
Вам встречаться.

Хоть силач, хоть исполин,
Ты – покойник.
Соловей такой один
Я – разбойник.

Паникер: Это Соловей Разбойник! Пора валить!

Страшный Голос из Леса:
Рок! Рок! Это рок
Древнерусский.
Не давай себе зарок
От кутузки.

И лабаем мы везде
Целой шайкой
На свирели, на дуде,
С балалайкой
Рок! Рок! Этот рок
Древнерусский.
Снова жизнь дает урок
Перегрузки.

Медвежонок: Спасайтесь! Убегайте скорее!
Артур: Мы не можем тебя бросить одного!
Артур и Умар бесстрашно выходят навстречу приближающемуся Страшному Голосу из Леса. Остальные дети окружают Медвежонка, защищая его от опасности.
Раздается музыкальный звук со щелчком. Это открылся третий замок.
Громкие шаги удаляются и затихают вдали.
Медвежонок: Ура! Я свободен. Спасибо вам.
Тормоз (в полной тишине): Что это было?
Голос Бабы Яги (из дальней дали): Молодцы, касатики. Вы только что проявили Милосердие, Добро и Самопожертвование. А это были ключи к трем волшебным замкам капкана. В добрый путь.
Паникер: У меня такое ощущение, что тут все подстроено. Все в каком-то сговоре против нас.
Артур: Пора в путь. А то время идет, а мы еще ничего не сделали. (Медвежонку) Ты с нами?
Медвежонок: Я к маме. Но я вам еще пригожусь в трудную минуту.
Паникер: Ага. Нам еще и трудную минуту подстроят.
Умар: Да, хватит тебе. Идем.

Дети уходят с поляны в глубину леса.

Сцена шестая В гостях у Смерти

Старшая сестра Бабы Яги - Смерть. Сидит в гробу.

Охохонюшки хохо
Что-то жить мне нелегко.
Неудобно на горбу
Дни и ночи спать в гробу.

Смерть встает из гроба. Ходит и напевает (на мотив песни о Золушке в исполнении Людмилы Сенчиной)

Песня Смерти
Хоть поверьте, хоть проверьте,
Будь ты царь иль конь в пальто,
Но из рук костлявых Смерти
Не ушел пока никто.
И любовь, и даже старость,
Унеслись быстрей волчка,
И от Золушки остались
Два хрустальных башмачка.
Ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля-ля…
(Раздается стук в дверь)

Смерть: Вот и принесли мне жертвоприношение. Сейчас начну я свою жатву смерти. Открывает дверь.
Входят трое детей (за ними остальные): Уборка номера.
Смерть: Ха-ха-ха! Вот так номер! А ведь это не номер. Это гроб.
Один из детей: Да, ребята, трудный у нас сегодня день. Бабушка-то ку-ку!  (Начинает вытирать пыль в жилище Смерти)
Смерть: Я покажу вам «ку-ку»! Я уничтожу ваших небесных защитников, и вы истлеете на глазах! Назовите ваши имена.
Айнура: Айнура.
Умар: Умар.
Артур: Артур.
Смерть: Сейчас-сейчас, отыщу я ваших ангелов-хранителей в своей Волшебной Книге и изведу вас всех. (Листает книгу) Нету таких имен. (Ребятам) А Ивана али Марьи среди вас нет?
Умар: Неа.
Артур: - Давайте, бабушка, я Вам свою волшебную книгу прочитаю.
Открывает книгу, читает: Пожилая женщина, называя себя Смертью, читает заклинания и пытается общаться с духами.
Смерть: Не пытаюсь общаться, а общаюсь. Что это у тебя за книжица волшебная?
Артур: Это, бабушка, справочник по психиатрии.
Смерть: Дайте мне ее, касатики. Подарите старушке. Уважьте старость.
Айнура: Нее, бабушка. Давайте меняться. Мы вам свою волшебную книгу-справочник, а Вы нам – волшебное кольцо.
Смерть: Поменяю, если вы у меня выиграете.
Умар: Сыграем.
Смерть (хлопая в ладоши и шамкая, напевает):
Мальчишки и девчонки,
А также их родители,
Сегодня поиграть
Со Смертью не хотите ли?

Смерть: Отгадайте, как зовут возлюбленного моей младшей сестры. В его имени есть от названия птицы…
Дети: Ворон! Ворон Воронович!
Смерть: Дослушайте задание. В его имени есть от названия птицы. А начальные буквы Ф, Я, С.
Дети: Это фамилия, имя и отчество.
Умар: Федор Яковлевич Соловьев.
Айнура: Это кто такой?
Умар: Не знаю, просто птичья фамилия.
Смерть: Время пошло.
Умник: С – соловей, Ф – филин, Я – ястреб.
Айнура: Филин и ястреб – хищные, а соловей тут лишний.
Умник: Тогда сокол.
Айнура: Да! Филин, Ястреб и Сокол.
Смерть: Время!
Умар: Хоть что-то отгадали?
Смерть: Одно слово отгадали.
Артур: Какое?
Смерть: Вслух повторяйте. Может, что-то услышите.
Дети: Филин, Ястреб и Сокол. Что тут услышишь? (в зал) Ребята, помогите!
Дети (быстро говорят): Филин, Ястреб, Сокол. Филин, Ястреб, Сокол. Что это за герой? Как его настоящее имя?
(Возможно, кто-то из зала подскажет. Если нет, то кто-то из детей догадывается)
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Филин, Ястреб, Сокол. Это Финист Ясный Сокол.
Смерть: Отгадали, негодники.
Артур: Ну, что, меняемся?
Смерть: Ах, хороша книжица! Ах, хороша! Но моя лучше. Давайте так. Я вам свою Книгу мертвых, там волшебства всякого, как костей в могиле, а вы мне эту книгу и Жар-птицу от Змея Горыныча.
Умник: Нет, бабуля. Нам кольцо нужно.
Смерть: Ну, кольцо, так кольцо. Ступайте за птичкой моей любимой.
Умар: Ага. Пока мы за Жар-птицей ходим ты это кольцо еще на что-нибудь обменяешь.
Смерть: Не обменяю. Клянусь, могилой… да хоть чьей могилой (Артуру), вот, хоть твоей.
Артур: Тьфу-тьфу-тьфу. Уйди, Смерть.
Смерть: Да, ладно, ты. Расплевался. В знак нашего договора нате, вот, задаток - волшебная палочка.
Айнура: Так это ж просто ручка!
Смерть: Ручка у тебя из тулова торчит, а это палочка волшебная. Самопишущая. Она писать умеет.
Умар: Ага. Умеет. Это сам берешь ее и сам пишешь. Тоже мне, волшебство!
Смерть: Иногда помогает. Держите ее крепче, и она проведет вас прямо к логову Змея Горыныча.
Умар: Договорились.
Смерть: Хочу вас попросить об одном одолжении. Если будете с Горынычем биться, среднюю голову ему не отрубайте. Она единственная соображает. Две остальные совсем плохие.
Паникер: Ладно, мы пошли.
Смерть: До скорой встречи.
Артур: Держите, бабушка Смерть, Ваши шутки при себе.
Смерть: Какие уж тут шутки? Простая вежливость.

Дети уходят.

Сцена седьмая. В лесу

Песня лешего, водяного и кикимор
Леший:
Будь ты конный или пеший,
Все равно поймает леший
И сожрет коня с копытами,
С сапогами седока,
Будет чья-то жизнь разбитая
А без этого тоска.

Кикиморы (хором):
А мы - кикиморы болотные,
Людям головы кружим.
Варим зелье приворотное,
Хоть кого приворожим.
Приходите к нам, касатики,
На болото в час ночной.
Здесь всегда полно романтики.
Леший есть и водяной.

Водяной:
В нашем царстве с полуслова
Понимают водяного.
Кикиморы и Леший вместе:
Потому что все, что скажет он,
Потрясая бородой,
Через час уже для всех закон
На воде и под водой.

Кикиморы (хором):
А мы – кикиморы болотные
Те, кто встретят нас впервой,
Говорят, что мы животные,
И не дружим с головой.
А мы - кикиморы болотные,
Людям головы кружим.
Варим зелье приворотное,
Припеваем и визжим.

Леший: Тихо! Русским духом пахнет.
Кикиморы: Похоже, идет кто-то. Замрем и нападем!
Дети выходят на поляну. Их окружают Леший и кикиморы.
Леший: Хорошая добыча. Сейчас их всех съедим.
Артур: И что у вас все разговоры только о еде?
Леший: Голод – не тетка.
Водяной: И не дядька.
Кикиморы: Есть-то как хочется.
Пухлый мальчик с рюкзаком: Предлагаю обмен. Я вам целый рюкзак еды, а вы нас ведете к Змею Горынычу.
Леший и Кикиморы вырывают рюкзак у мальчика, начинают вытаскивать оттуда и зачитывать названия продуктов: Чипсы со вкусом бэкона! Колбаски охотничьи. Шашлык. Леший и кикиморы моментально съедают все продукты из рюкзака.
Леший: Ну, для начала закусили. А теперь приступим к трапезе. Кого из вас первым съесть?
Пухлый мальчик с рюкзаком: Мы же договаривались, что я вам рюкзак с едой…
Леший:  А оказался ты балдой.
Обманул тебя дед с бородой (хохочет).
Из леса появляется Медвежонок, подходит к Лешему.
Медвежонок: Дедушка, не обижай их. Они меня спасли от Чуда-Юда Пожирающего.
Леший: Спасли, говоришь? Собою, значит, рисковали… (кикиморам) Эх, ладно, девчонки. Будет у нас сегодня разгрузочный день.
Кикиморы: Перейдем на лечебное голодание. Будем фигуры беречь.
Леший: Эй, ты, толстый, иди сюда.
Пухлый мальчик с рюкзаком (с опаской): А чо я-то опять?
Леший: Остальные тоже подходите.

Дети с опаской подходят к Лешему.

Леший: Помочь хочу. Чтобы не сгубил вас Змей Горыныч. Любит он вопросы задавать, в основном по истории да по родной речи. Вы Азбуку-то хоть знаете?
Артур: Это все знают. Даже Тормоз (Тормозу) Назови буквы
Тормоз (меедленно): А… Б… В…
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке (не вытерпев, быстро произносит):  Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, К…
Леший: Это не Азбука. Это бессмысленный набор звуков.
Умник: Это не набор звуков. У нас буквы алфавита еще в первом классе учат.
Леший: Ох-ох-ох. Какая каша в головах. (Водяному) Водяной, объясни им. Только кратко, много воды не лей.
Водяной: Алфавит – это основа греческого языка. Назван так по буквам Альфа, Бетта и дальше. А Азбука – это уже русский язык. И в каждой букве заложен смысл. В давние времена для большой части Европы Азбука была международным языком общения. Встреченного человека спрашивали: Ты на Азбуке разговариваешь?
Паникер: Не слабо.
Артур: Ну, и какой смысл с букве А?
Водяной: Первая буква читается как «Аз». Значит – «Я». Первые буквы Аз, Буки, Веди – Я Буквы Ведаю, то есть я умею читать. Глаголъ, Добро, Есте – Слово Есть Добро, Достояние. И так до последней буквицы. А вся Азбука – это основа и лада и гармонии души русского человека, и послание наших предков всем будущим поколениям.
Паникер: Так уж и послание.
Водяной: Если перевести на ваш современный язык, то послание букв старославянской азбуки звучит так:
«Я знаю буквы:
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям -
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно -
Знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!»
Умник: Да-а. Аз, Буки, Веди. Это тебе не Арбуз, Барабан и Ведро.
Леший: Это была разминка для ума перед вашей встречей со Змеем Горынычем. Поняли что-нибудь?
Дети: Да. Спасибо.
Водяной: Знания мало. Нужен еще настрой. Давайте все вместе.
Водяной и дети (вместе):
Аз, Буки, Веди.
Мы все буквы ведаем.
Мы идем к победе
И придем с победою.
Аз, Буки, Веди.
Мы все буквы ведаем.
Мы идем к победе
И придем с победою.
Водяной, Леший и кикиморы (детям): Ступайте с миром, возвращайтесь с победой.

Дети уходят.

Сцена восьмая. В логове Змея Горыныча

Дети заходят в логово Змея Горыныча. Трехголовый Змей (головы располагаются достаточно далеко друг от друга, чтобы они могли с разных сторон смотреть, например, на подошедшего близко человека). На входе запрещающий знак с изображением пластиковой бутылки и ножа «No plastic! No metal!»

Трио голов Змея Горыныча

Три головы вместе:
Существо я часто кающееся,
Противоречивое.
Трехголовое пресмыкающееся
И ужасно, и красиво я.

Три головы пропащие
Есть у летающего ящера
И языки, всегда шипящие
Огнем на всякого входящего.

Правая голова:
Одна какая-то левая.
Левая голова:
Себя чувствую Королевою.
А эта, (глупая) правая.
Правая голова:
Да, мечтаю о славе я.
Средняя голова:
Как же обе вы наивны!
(левая и правая головы ощетинились и угрожающе приближаются к средней)
Бедный я дракон.
Хуже всех посередине –
Бьют со всех сторон.
Три головы вместе:
Я в различном настроении
Аж до неприличности.
В головах моих три мнения,
У меня расстроение личности.

Три головы пропащие
Есть у летающего ящера.
Горят глаза, всегда смотрящие
В будуЩее, проШлое и настояЩее.

Змей Горыныч (детям): Пошто пришшли к моему Щипящему Величеству?
Мальчик Ясен Пень: Ясен пень,за Жар-Птицей.
Змей Горыныч: Вот мне развлечение привалило. А вы знаете, что нужно сначала отгадать мою загадку.
Артур: Да, знаем, знаем.
Змей Горыныч: А потом вы мне загадывате загадки, а я ведь мастер их отгадывать.
Дети: Знаем.
Змей Горыныч: Тогда подпишите договор. Тут написано: Вы получаете Жар-Птицу по договору.
Паникер: Надо внимательно читать перед тем, как подписать.
Умар: Да, что там читать! Подписывай быстрей и сыграем на Жар-Птицу.
(все подписывают)
Змей Горыныч (держа подписанный договор): Ха-ха! Ваш друг был прав. Тут мелкими буквами написано, что, если вы не отгадаете или я отгадаю, то я вас проглочу. (Паникеру) Тебя я великодушно… оставлю на дессерт.
Артур: Ясно. Еще один вечно голодный.
Айнура: Что мы наделали!?
Пухлый мальчик с рюкзаком (показывая на запрещающий знак): А что это у вас за знак такой странный, «С пластиком и металлом не входить»?
Змей Горыныч: А потому что перевариваются плохо. Те, которые с заходят сюды с ножами, вилками да бутылками.
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Я как щипящая буква, хочу сказать, что меня есть нельзя.
Змей Горыныч: Это почему же?
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Мы с тобой одной крови. Ты и я!
Змей Горыныч: Ха-ха-ха! Рассмешила. А ты слыхала, что внутривидовая борьба страшней борьбы между видами. Я тут недавно брата свово живьем проглотил, чтобы на мою территорию не заходил.
Пухлый мальчик с рюкзаком: Ладно, давайте играть.
Змей Горыныч: Давайте. Вот вам первый вопрос. Когда появился герб сегодняшней России и кто на нем изображен? (показывает плакат с изображением герба)
Умник: Ну, это легко. Впервые такой герб появился при Иване III, который правил с 1462 по 1505 год.
Змей Горыныч: А кто такой Иван III?
Умник: Это дедушка Ивана Грозного.
Тормоз: Ух, ты! У Ивана Грозного был дедушка!
Змей Горыныч: Пока правильно. Но это еще не весь ответ. А кто изображен на гербе?
Умник: Ежу понятно. Это двуглавый орел.
Змей Горыныч (рычит, все больше и больше раздражаясь): Орел!? Орел, говоришь? (разъяренно наступает на Умника).
Умник (испуганно): Мама! Змей Горыныч!
Змей Горыныч (останавливается. Говорит самодовольно): Вот теперь правильно, Змей Горыныч.
Дети: Ура! Мы выиграли.
Умник: А чем докажешь, что это ты? Там две головы, а у тебя три.
Змей Горыныч: А короны на гербе три! Видишь? Дело было так. Поймал я какого-то маляра и велел ему себя на гербе изобразить. Я позировал-позировал и захотел пить. Пока среднюю голову в бочку опустил и пить начал, этот пачкун намалевал две головы и сбёг. А потом вместо мово тулова туда орла пристроил. Говорят, я в герб не умещался. Вот такая история.
Умар (из толпы, не очень громко, переговариваясь с кем-то из друзей): Врет и не краснеет.
Пухлый мальчик с рюкзаком: Ну, честно говоря, та еще история.
Змей Горыныч: Ты, жирный, поговори у меня. Вот тебе второй вопрос. Что это такое? (на экране или на бумаге появляется следующее изображение).

Рисунок 1
               

Мальчик Ясен Пень: Ясен пень, буквы.
Змей Горыныч: Садись, два. Есть еще идеи?
Пухлый мальчик с рюкзаком: По правилам игры должна быть подсказка зала.
Змей Горыныч: Валяй.
Дети (обращаются к залу): Ребята, помогайте. Что это такое?

Если из зала будет правильный ответ, то сразу переходят к рисунку 3.

Умник (обращается к Змею Горынычу): Змей Горыныч, ну дай какую-нибудь подсказку.
Змей Горыныч: Ладно, говорят, что от перемены мест ничего не меняется. Сейчас проверим. (на экране или на бумаге появляется следующее изображение).

Рисунок 2


 


 


 


   


 




























Змей Горыныч: Ну, что теперь скажете?
Тормоз: Дайте я скажу.
Артур: Дайте Тормозу сказать.
Умар: Говори, Тормоз.
Тормоз: Это круг.
Артур: А, маладца! Все вопросы решил.
Змей Горыныч: Круг. И что он означает?
Артур: Да те же буквы, только по кругу.
Змей Горыныч: Буквы говоришь?
Умар: Конечно, буквы не цифры же.
Змей Горыныч (хохочет): Ха-ха-ха!
Умар: Или цифры?
Змей Горыныч (хохочет): Ха-ха-ха!
Умар и Артур: Цифры!
Умник: Я знаю, что это такое!
Айнура: Что?
Умник: Цифры, расположены по солнцу.
Змей Горыныч: И что из этого?
Умник: А что по солнцу определяют?
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Ну, где юг, где север.
Умник: А еще?
Тормоз: Еще время можно!
Умник: Правильно, Тормоз. Если в середину круга поставить палочку, то она будет указывать, который час.
Артур: Значит, это цифры.
Умар: Точно, цифры, вот почему он смеялся. (Змею Горынычу) Горыныч, это цифры! Мы отгадали?
Змей Горыныч: Отгадали. Это циферблат от часов. А вот как это выглядит на самом деле. (на экране или на бумаге появляется следующее изображение).

Рисунок 3               
 
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Ух, ты! И где такие часы?
Змей Горыныч: На колокольной башне Кремля в древнем городе Суздале.
Умник: А как отличали буквы от цифр?
Змей Горыныч: Для этого применяли специальный знак – тИтло. В виде волнистой линии над буквой. А вы не знали? Чему вас в школе учат!
Пухлый мальчик с рюкзаком: Клево! Прямо секретный шифр. А почему это отменили?
Змей Горыныч: Это во время реформ Петра Первого, когда он прорубил окно в Европу. Перешли на арабские цифры, которые и поныне используются во всем мире. Иногда нужно от чего-то отказаться, чтобы стать частью большой человеческой семьи, а не сидеть в своем медвежьем углу.
Умник: Понятно.
Тормоз: Я хочу сказать.
Артур: Говори, Тормоз.
Тормоз: Мне понятно.
Артур: Поздравляю. (Змею Горынычу) А теперь твоя очередь отгадывать.
Змей Горыныч: Ну, давайте. Полетели.
Пухлый мальчик с рюкзаком: Задача первая (кладет между головами Горыныча кубик). С какой стороны находится кубик?
Средняя голова: Надо подумать.
Правая голова: Слева!
Левая голова: Справа!
Средняя голова: Надо подумать.
Левая голова: Что тут думать!? Вот он, справа.
Правая голова: Слева!
Я тебе дам «слева»! Справа
Вот тебе справа (бьет по левой голове)
Головы начинают драться: на тебе справа
А вот получи слева.
Средняя голова: давай вторую задачу.

Умар: А эту проиграли. Признаете?
Левая и правая головы: А что признаем?
Средняя голова: Признаём.
Левая и правая головы: А что признаём-то?
Средняя голова (рявкает): Потом объясню.
Головы: Ладно, признаём (замолкают).

Пухлый мальчик с рюкзаком: Вторая задача. Что это за цифра? (Кладет цифру 6 так, что одна голова видит 6, а другая 9).
Левая : Девять!
Правая: Шесть!
Правая и Левая голова вместе (средней голове). А ты что молчишь?
Средняя: Я вообще цифру не вижу. Надо подумать.
Левая: Да, что тут думать! 9!
Правая: Она еще и цифр не видит. 6! Ты что, ослеп?
Средняя: Надо подумать.
Левая: Слепой! И тугодум!
Правая: Слепой тугодум!
Обе головы: Точно! Слепой тугодум! Или тугодумный слепец!
Артур: Это ваш окончательный ответ.
Обе головы: Окончательный. «Слепой тугодум!»
Средняя: Нет!
Обе головы: Голосуем! Мы в большинстве.
Средняя: Идиоты.
Обе головы: Слепой тугодум (набрасываются на среднюю, бьют)
Средняя: Спасите!
Умар: Вторую тоже не отгадали.
Средняя: Да. Да. Спасите.
Умар: Сдаётесь?
Средняя: Да.
Пухлый мальчик с рюкзаком: Хорошо. Вот вам спасительная задача. (Кладет между головами нарисованный круг). Что это?
Средняя, Левая и Правая головы по очереди: Круг! Круг! Круг!
Умар: Круг?
Средняя с облегчением выдыхая: Да. Круг.
Левая: Круг! Это верхняя часть от девятки.
Правая: Нижний круг от шестерки.
Средняя (громко рявкает): Это просто круг.
Левая (с сомнением): Круг?
Правая (смиренно соглашаясь): Круг.
Артур: Ну, что, отдаете Жар-птицу или вам еще что-то загадать?
Три головы: Забирайте, а то мы совсем разболелись. Вот она, в клетке.

Умар берет клетку, накрытую тканью.

Артур: Сейчас обратно через лес и болото идти. Не успеем ко времени.
Леший: Это у в вашем мире все туда да обратно. А в нашем мире все закольцовано. Конец одного это уже начало другого. А чтобы из конца перейти в начало, надо только сделать шаг и свистнуть (делает шаг вперед и громко свистит).

Затемнение

Сцена девятая. В избушке Бабы Яги

Дети, Баба Яга, Смерть

Умар: Бабушка Смерть, ваша Жар птица (передают Смерти клетку).
Смерть (Бабе Яге): Ладно, Ядвига, твоя взяла (отдает Бабе Яге волшебное кольцо)

Баба Яга надевает кольцо на палец, и превращается в молодую красавицу. Тут же появляется Финист Ясный Сокол.

Финист Ясный Сокол (Бабе Яге): Здравствуй, моя ладушка.
Баба Яга: Здравствуй, сокол мой любимый.
Артур: Ух, ты, какая красивая! Это Баба Яга?

Дуэт Финиста Ясного Сокола и Бабы Яги

Баба Яга:
Я столько лет тебя ждала,
Ту встречу помнила:
Сердца стучали, как колокола,
И плыли пО небу.
Луна огромною свечой
Светила яркая.
А кровь бурлила в жилах горячо,
И было жарко мне.
Припев:
Наша встреча пришла,
Хоть Судьба предвещала иное:
Все спалила дотла,
Оборвав путеводную нить.
Наша встреча пришла.
Наше счастье пришло неземное.
И рассеялась мгла,
И так хочется, хочется, хочется, хочется жить.

Финист Ясный Сокол:
А губы трепетно хранят
Воспоминания.
К тебе одной, любимая моя,
В темнице каменной
Летели все мои мечты
И все желания.
И согревала в холод только ты,
Твое дыхание.
Припев:
Наша встреча пришла,
Хоть Судьба предвещала иное:
Все спалила дотла,
Оборвав путеводную нить.
Наша встреча пришла.
Наше счастье пришло неземное.
И рассеялась мгла,
И так хочется, хочется, хочется, хочется жить.

Баба Яга:
Кто ждать умеет, обретет
И успокоится.
Никто вовек не знает наперед,
Как жизнь устроится.

Финист Ясный Сокол:
Как сон рассеялась печаль
Невыносимая.
Лежит голубкой белой на плечах
Рука любимая.
Припев:
Финист Ясный Сокол и Баба Яга (вместе):

Наша встреча пришла,
Хоть Судьба предвещала иное:
Все спалила дотла,
Оборвав путеводную нить.
Наша встреча пришла.
Наше счастье пришло неземное.
И рассеялась мгла,
И так хочется хочется, хочется, хочется жить.

Паникер (Бабе Яге): Баба Яг… Женщина! Не знаю, как к вам сейчас обращаться. Совет да Любовь, конечно, но нам бы отсюда уйти поскорее.
Баба Яга: Ядвига Васильевна я. Сейчас все сделаю. Ведь моя изба – это вход из одного мира в другой. Становитесь по порядку
Девочка с буквами Ц, Ч, Ш, Щ на футболке: Ядвига Васильевна, все бесполезно. Тут должна молния сверкнуть и отразиться в обоих зеркалах, стоящих друг напротив друга. А зеркала разбились.
Баба Яга: Эх, детишки. Вам же здесь столько про Азбуку сказывали! Ведь буквы Аз и Я – это одно и то же. Аз – это Я и есть, только в древнем значении. Это словно два зеркала, отражающие разные миры.

Дети встают в ряд от А до Я.

Баба Яга: Теперь все вместе со мной.
Баба Яга и Дети (вместе): «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо — укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Воздух начинает вибрировать. Все погружается во тьму.

Баба Яга: Прощайте, касатики.

Сверкает молния.

Сцена десятая. Финальная. В библиотеке.

Становится светлее, дети в середине комнаты.

В дверь библиотеки входят Тренер по плаванию, Воспитатель и Библиотекарь, очень похожие, соответственно, на Водяного, Финиста Ясного Сокола и Бабу Ягу.

Библиотекарь (Тренеру и Воспитателю): Я же говорила, что что они здесь.
Умник (Библиотекарю, Тренеру и Воспитателю):  Простите нас.
Тормоз: Простите, мы больше не будем.
Воспитатель: Ага, «не будем». Еще как будете! Знаю я вас.
Тренер: Конечно, будут. Ведь это любопытство привело их сюда. А ведь именно любопытство двигает человечество вперед.
Тормоз: А мне все понравилось.
Библиотекарь (детям): Вы хоть чему-то научились?
Айнура: Конечно.
Умник: Теперь мы знаем, что в буквы азбуки – это культурный код народа.
Пухлый мальчик с рюкзаком: А родные буквы и язык - это душа народа.
Тормоз: А еще мы поняли, что культуры разных народов, как буквы, складываются в единую культуру человечества.
Артур: Ничего себе, Тормоз задвинул!
Библиотекарь: Он правильно говорит, ребята. Ведь знания закладывают основы понимания и дружбы. И тот, кто знает свою историю и культуру, уважает культуру других народов.
Умар: Да, мы все разные, как цветы, и это украшает нашу землю.
Паникер: А еще не надо ссориться и ругаться. А надо читать книжки, чтобы знать историю разных народов, их традиции и языки.
Воспитатель: Значит, готовы к конкурсу?
Дети (все вместе): Готовы.

Финальная песня
Воспитатель:
Спросите перелетных птиц –
Кругом просторы,
Библиотекарь:
Нет на земле заборов и границ,
Причин для ссоры.
Тренер:
Границ не ведает вода.
Они – лишь накипь.
Библиотекарь:
От жадности и глупости всегда
На свете драки.

Припев (все вместе):
Вода связала все материки,
Чтоб наша жизнь была полней и шире.
Земля – наш дом. Учите языки,
Читайте книги и живите в мире.
Откройте новых знаний родники.
Чем больше знаешь, тем планета шире.
Чтоб дружно жить, учите языки,
Читайте книги. И живите в мире.
Дети:
Мы буквы азбуки родной
Читаем с детства.
И есть у каждой буквы голос свой
В большом оркестре.

Когда слова ложатся в ряд,
Поют страницы,
И буквы словно сами говорят,
И речь струится.
Припев.
В переплетении наук
Основы дружбы.
И в мире, что раскинулся вокруг,
Есть все, что нужно.

Слова, как в поле колоски,
Подарят всходы.
Они объединяют языки
И все народы.
Припев.

(ЗАНАВЕС)