Хочу любовь провогласить страною к 100-летию поэта

Эмма Гусева
8.09.23 г.Дагестан отметил 100-летие Расула Гамзатова музыкально-театральным представлением, литературными конкурсами, возложением венков у памятника народного поэта. А 9 сентября в Махачкале начнётся вело-пробег с улицы Р.Гамзатова,38. Здесь жил трижды Герой Труда, кавалер 4-х орденов Ленина и 3-х Орденов Дружбы народов Расул Гамзатов. Он украсил древнее дерево аварского языка " плодами" своих книг, стихами и песнями! И как завещание оставил своему народу такие строки:
- Дагестан, всё, что люди мне дали,
  Я по чести с тобой разделю,
  Я свои ордена и медали
  На вершины твои приколю.
  Посвящу тебе звонкие гимны
  И слова,превращенные в стих...
 Писатель Марат Иорданов, земляк и друг Расула вспоминает,как Гамзатов учил его
бережно относится к родному языку, где только одних падежей 24, делающих  аварскую речь "цветистой" и насыщенной!( сравните: в русском 6 падежей.)
 Спрашиваю у Марата Ахмедовича, как по-аварски, сказать " язык"? И получаю ответ:
" Мац!"  А "слово"? - " Раг/и".  "РечЬ" звучит гортанно: " К\алъай"...
 
Отец Расула-народный поэт Цадаса, в свою очередь, учил сына правильной речи. "Энэн-(отец) спрашивал его:

- Разве слово похоже на орех, чтобы его грызть и дробить зубами? Или разве слово похоже на чеснок, чтобы его толочь в каменной ступе каменным пестиком? Или разве слово-это сухая каменистая земля, которую нужно пахать, что есть силы налегая на соху? Произноси слова легко, без натуги, чтобы зубы твои не лязгали и не стучали.
- О хорошем, метком и остром слове в горах говорят: " Оно стоит оседланного коня"!
 Много мудрых советов  есть в книгах Расула Гамзатова, в том числе и в одной из главных, названной "Мой Дагестан". Там в главе о языке поэт вспоминает аварскую сказку о козе, которая пошла в лес, чтобы отрастить себе волчий хвост, а вернулась даже без рогов. Расул Гамзатов сравнил эту козу с людьми, которым родной язык кажется беден и мал, и они отправляются искать себе другой, богатый и большой в другую страну. А в итоге..." становятся похожи на домашних гусей, которые умеют плавать и нырять, но всё же не как рыба, немножко умеют и летать. но всё же не как вольные птицы, немного умеют даже петь, но всё же не соловьи.
Ничего они не умеют делать, как следует".

 И это так, действительно. Иной раз слушаешь бывшую россиянку -певицу в нелепом парике, транслирующую с Украины всякие небылицы, чернящие Россию, и вспоминаются слова земляка Марата-Расула, преемника Гамзата из Цада:

 -Кого-то исцеляет от болезней
  Другой язык, но мне на нём не петь,
  И если завтра мой язык исчезнет,
  То я готов сегодня умереть...

 Я жизни люблю, люблю я всю планету,
 В ней каждый, даже малый уголок,
 А более всего Страну Советов,
 О ней я по-аварски пел, как мог.