Г. Шпаликов- в 37 лет и оставил 57 копеек на сберк

Эдуард Кукуй
Затронуло душу рождение-
и года, и месяца датой,
во Фрунзе том же спасенья
от оккупации проклятой.

На этом кончактся сходство,
Поэта, от Бога Твореньем,
жизни такой короткой-
Есенинского самосожженья!..

..............................


Покончил с собой в 37 лет и оставил 57 копеек на сберкнижке. Как сложилась судьба автора стихотворения «Я шагаю по Москве»
Вчера
4,9K прочитали
«Геннадий Шпаликов — есть самый хрупкий, трагический силуэт и символ 60-х годов», — сказала о нём Белла Ахмадулина. 6 сентября исполнилось 86 лет со дня рождения сценариста, поэта, режиссёра Геннадия Шпаликова.

«Я к вам травою прорасту,
попробую к вам дотянуться,
как почка тянется к листу
вся в ожидании проснуться...»

Лирическая комедия «Я шагаю по Москве» и одноимённая песня прославили молодого автора на всю страну. Но долгой и счастливой жизни не случилось. Ранний успех не смог уберечь поэта от одиночества, невостребованности — и трагического финала.

Звезда курса
Геннадий Шпаликов принадлежал к поколению тех, кто ребёнком пережил войну и остался без отца. Он родился 6 сентября 1937 года в городке Сегежа в Карелии. Спустя два года семья перебралась в Москву.

Его отце погиб в Польше в январе 1944 года. Геннадий поступил в Киевское суворовское училище, где и начал писать стихи и рассказы. Но травма колена не позволила продолжить военную карьеру. Зато ощутивший в себе писательский талант Геннадий Шпаликов с ходу поступил на сценарный факультет ВГИКа.

Молодой автор непринуждённо писал стихи, прозу и сценарии. Общительный, открытый, лёгкий на подъём, Геннадий Шпаликов быстро стал вузовской знаменитостью. Весёлая студенческая жизнь закрутила его, но он не забывал о творчестве.

«Что-то мне не спится
Одному в ночи —
Пьяных-то в столице!
Даром, москвичи».


«А я иду, шагаю по Москве...»
«Бывает всё на свете хорошо». Так начинается стихотворение Геннадия Шпаликова, которое он написал 10 октября 1963 года в ресторане «София», пока на площади Маяковского велись съёмки фильма «Я шагаю по Москве», для которого он же предоставил сценарий.

Лирическая комедия Георгия Данелии, которая начинается с панорам, снятых с высотки на Котельнической набережной — кино-открытка из Москвы 1960-х. Это город, в котором монтажник с сибирской стройки печатается в журнале «Юность», маляры изучают английский язык, а грампластинка — лучший подарок невесте.

Здесь девушка в аэропорту танцует босиком в «нормальный летний дождь», а весёлый метростроитель в исполнении 18-летнего Никиты Михалкова задорно поет на безлюдном эскалаторе.


Хрущёв не одобряет
Пронзительная комедия «Я шагаю по Москве» снискала зрительскую любовь. Но некоторые критики не были в восторге, сетуя на чересчур легкомысленный сюжет, отсутствие конфликта, перебор с лирикой и позитивом.

Молодые герои Шпаликова не стремятся занять прочное место в обществе, осесть и остепениться. Это романтики, готовые сорваться с места, отправиться в путешествие вслед за мечтой. Говоря словами поэта, отыскать фиалку даже под снегом.

«Голова моя пуста,
Как пустынные места,
Я куда-то улетаю
Словно дерево с листа».

Истории поисков чего-то трудноопределимого встречали непонимание. Героев фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» раскритиковал сам Никита Хрущёв: «Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма, освещённое идеями Программы Коммунистической партии!»

В 1966 году Геннадий Шпаликов снял «Долгую счастливую жизнь» — свой единственный фильм в качестве режиссёра. Картина получила приз на кинофестивале в Бергамо, но зрителями и критиками в СССР была принята с недоумением. Когда Шпаликов направил в худсовет заявку на постановку следующего фильма, то получил отказ.


Вино и сберкнижка
«Жила с сумасшедшим поэтом,
Отпитым давно и отпетым.
И то никого не касалось,
Что девочке горем казалось...»

С романтическими идеалами юности пришлось прощаться не только героям чёрно-белых фильмов времён оттепели, но и их создателям.

Геннадий Шпаликов испытывал множество проблем. По причине пристрастия к алкоголю от него ушла первая жена, сокурсница по ВГИКу Наталья Рязанцева. Из-за безденежья и пагубной зависимости разладились отношения со второй супругой — актрисой Инной Гулая.

Фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт...» (1971) на темы творчества Сергея Есенина обернулся провалом. Долги росли. Работы не было. Жена ушла вместе с дочерью. Поэт скитался по друзьям и порой ночевал на улице: «Когда становилось уже совсем невыносимо, оставалось в запасе одно средство;— пойти в автомат на Киевской и выпить два или три стакана белого креплёного проклятого, благословенного портвейна № 41».

1 ноября 1974 года Геннадий Шпаликов повесился на собственном красном шарфе на втором этаже писательской дачи в Переделкино. На столе стояла недопитая бутылка грузинского вина. На сберкнижке, лежащей рядом, осталось пятьдесят семь копеек.

Слова, ставшие музыкой
Лёгкие, воздушные поэтические строки Геннадия Шпаликова нередко обрастали мелодиями. И получали импульс для перевоплощения. Первой песней Шпаликова, прозвучавшей с экрана, стала «Палуба», которая часто транслировалась по радио в начале 1960-х. В фильме «Коллеги» (1962) её исполнил Олег Анофриев:

«Пароход белый-беленький,
Дым над красной трубой.
Мы по палубе бегали —
Целовались с тобой».


Песни на стихи Шпаликова прозвучали в фильмах «Пока фронт в обороне» (1964), «Рабочий посёлок» (1965) и некоторых других.



В 1983 году режиссёр-фронтовик Пётр Тодоровский включил песню «Городок провинциальный» в фильм «Военно-полевой роман»: «Я просто задрожал, я понял, что мой фильм без этих слов в чём-то очень сильно потеряет или чего-то не найдёт».

«Рио-рита, рио-рита —
Вертится фокстрот.
На площадке танцевальной
Сорок первый год».


Георгий Данелия исполнил песню на стихи Геннадия Шпаликова в фильме «Слёзы капали» (1982): «Людей теряют только раз, и, след теряя, не находят...»


«По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил,
И скажу тебе, как брату,
Душу не мути.

А не то рвану по снегу —
Кто меня вернёт? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю,
Там, где — Боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой».