Глава 2. Юношеские годы, ч. 2. Выбор пути

Галина Слепова
               
Предыдущее: Юношеские годы, ч. 1. Политическая жизнь. http://proza.ru/2023/08/03/88

    Лазарь Андреевич Слепов. Воспоминания.

      Юношеские годы, ч.2. Выбор жизненного пути.

 
   Октябрьская Революция и ее влияние на самосознание народа; продотряды; выбор
   жизненного пути; вступление в Комсомол в 1920 году; банды Антонова и Попова;
   Неурожай и голод 1921 года; на учебу в Саратов 

Последовавшую за февральской революцией Октябрьскую революцию, я встретил, когда мне только-только исполнилось 12 лет. Но я догадывался о важности событий для России и для её будущего. Октябрьская Революция оказала на моё самосознание наибольшее влияние. И это естественно. «Революция это праздник трудящихся», - говорил В.И. Ленин. Никогда масса тружеников не способна выступить таким активным творцом новых общественных отношений, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса, и это время особенно влияет на самосознание человека.

Не менее повлияла на меня и гражданская война, когда трудящимся пришлось защищать от врагов завоевания Октябрьской Революции. После победы Октябрьской Революции в деревне произошло резкое классовое размежевание, появилось два лагеря: беднота, которая развернула активную борьбу с кулачеством, и зажиточные крестьяне. Комбеды (комитеты бедноты) провели частичную экспроприацию кулачества, оторвали от кулаков середнячество. С этим классовым расслоением деревни Ленин связывал рост пролетарского влияния на крестьянство.

К нам в село приезжали продотряды, вместе с ними политработники, чтобы «реквизировать» хлеб у зажиточного крестьянства и кулаков и тем отвести руку голода, нависшую над пролетарскими городами страны. Один из комиссаров продотряда, побывавший у нас в селе, обратил внимание на меня, может быть потому, что я «вертелся» в Волисполкоме (Волостном исполнительном Совете), так как я был курьером в Волостном военном комиссариате, а может быть ещё почему-то и дал мне почитать Устав и Программу партии (большевиков).

Я читал усердно, хотя большая часть содержания без комментариев была для меня трудноусваиваемой. Но это чтение вместе с беседами с комиссаром всё же провели в моем сознании борозду, определившую во многом моё будущее.  Жизнь сложна и предметов для увлечения так много, что требуется какой-то толчок, который бы направил молодого человека на увлечения, имеющие наибольшую ценность. Роль такого толчка сыграли беседы с комиссаром.

В жизни каждого человека наступает перелом, когда приходится выбирать жизненный путь - каждому нужно найти свой путь. Справедливость этих слов я познал на примере своей жизни. Я нашёл свой путь и очень им доволен. Пожалуй, если бы можно было снова начать жизнь, я бы без колебания избрал тот путь, который мне пришлось пройти.
Уже в раннюю пору передо мной встал вопрос: или остаться в кругу хлопот и забот отцовского индивидуального хозяйства, или освободиться от его узкого горизонта. Я выбрал последнее и стал впитывать в себя коммунистические идеи, которые, несомненно, облагораживают человека.

Ещё Н.Г.Чернышевский сказал: «если из круга моих действий убрать идеи и побуждения, имеющие общую пользу, то что же останется? Останется хлопотливая сумятица отдельной личности с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или своих забавах.» (Н.Г.Чернышевский Избранные философские произведения, т.2., с.232.)

Перелом в моей жизни был закреплён вступлением в 1920 году в разгар гражданской войны в ряды комсомола. День моего вступления в молодёжную организацию, был одновременно днем рождения в нашем селе комсомольской ячейки, которая была организована по инициативе одного из моих старших братьев Алексея и его друга Гриши Цапаева из соседнего села Большие Чечуйки, работавшего в нашем Волисполкоме.  Брат Алексей старше меня на 4 года. В то время ему было неполных 20 лет, а мне – 15.

В это время в Москве в октябре 1920 года состоялся III съезд комсомола, на котором с речью выступил Ленин. Глубокий след в моем сердце оставили слова Ленина о великих задачах, стоящих перед молодёжью страны по построению социалистического общества, о том, что это невозможно сделать без настойчивого и глубокого овладения знаниями, накопленными человечеством. Великий вождь говорил о самом активном участии молодёжи в государственном и хозяйственном строительстве, которое тесно связано с задачей формирования нового человека – строителя социалистического общества.

Под влиянием этих идей и была создана наша сельская комсомольская ячейка, которая сначала насчитывала единицы комсомольцев, а потом и десятки. Надо сказать, что жизнь комсомольцев в ту пору была довольно бурной и многосторонней. Комсомольцы помогали в сборе продразвёрстки, а впоследствии, продналога. Я был уполномоченным по сбору продразвёрстки в соседней деревне Пилюгино.

Плодотворной была культурно-просветительская работа. Комсомольцы совместно с коммунистами и сельской интеллигенцией каждую неделю ставили спектакли, при этом, наряду с лёгкими жанрами, выбирались для постановки сложнейшие драматические произведения, такие как «Лес» Островского, «На дне» Горького и другие. Спектакли ставились не только в нашем селе, мы ездили и в другие сёла и деревни нашей волости. Народный Дом (теперь Дом Культуры) всегда был набит молодёжью, приходили и взрослые, а в устройстве спектаклей принимали участие и беспартийные крестьяне, немного «хлебнувшие» культуры. Это было интересное время народного культурного и социального творчества.

В ту пору ещё не совсем закончилась гражданская война, вернее основные её фронты затихли, но в ряде районов страны под влиянием разрухи и противоречий жизни существовали «мелкие фронты». В Саратовской области действовали довольно многочисленные банды Антонова и Попова, которые питались недовольством крестьян продразвёрсткой и режимом «военного коммунизма». Эти банды жестоко расправлялись с коммунистами и комсомольцами в тех сёлах, в которые они «заходили».

 Банда Попова бесчинствовала в довольно обширном районе, край которого находился всего в 10-12 километрах или даже и того меньше, от нашего села. Через наше село проезжали обозы с документами местных Советов и активистами, спасённые и спасшиеся от расправы бандитов. Они рассказывали о злодеяниях банды, от которых «мороз по коже продирал». При налёте банды на село Козловку Петровского уезда, соседнего с нашим Саратовским уездом, в руки бандитов попал 16-летний комсомолец Ефим Сидорчук. По доносу кулаков он якобы знал, где укрываются коммунисты. Сидорчук отказался отвечать бандитам. Тогда они отрубили ему правую руку, избивали нагайками, вспороли живот. Но молодой патриот не пошёл на предательство и погиб смертью храбрых. Сколько таких жертв было принесено комсомольцами других сёл!

В это время у нашего Волисполкома круглосуточно дежурили подводы, нагруженные архивами и документами Совета, печатями и даже сейфами с общественными деньгами с тем, чтобы своевременно эвакуировать всё это и не дать возможности разделаться с местными активистами – коммунистами и комсомольцами.
Вместе с коммунистами все комсомольцы состояли в части особого назначения ЧОН, организованной по инициативе Ленина. Мы имели в личном пользовании винтовки, проходили военную подготовку. В тревожные дни, когда недалеко действовали бандиты, мы ночью несли сторожевую службу, расхаживая с винтовками по селу.

Когда   бандиты были примерно в 10 километрах, мы с коммунистом Горюновым получили задание занять пост на околице села и в случае приближения бандитов или их разведки оповестить об этом выстрелом из винтовки. С вечера мы заняли удобную позицию в гумнах рядом с большой въезжей дорогой, по которой, как мы полагали, должны придти бандитские разведчики.

Было тихо примерно до полуночи, а затем мы услышали тарахтение телеги… Что это могло быть? Не тачанка ли бандитов? А между тем звук всё приближался и приближался… Мы приготовились к встрече, выставив винтовки через плетень. Горюнов советовал, как надо действовать – стрелять лишь тогда, когда враг немного проедет наше укрытие. Только сначала его надо окрикнуть и если это действительно разведка, то они дрогнут и бросятся в сторону, тогда-то и нужно стрелять. Если же окрикнуть раньше, то враг может в упор стрелять по месту укрытия…

Когда тарахтевший тарантас приблизился к нам и проехал наше укрытие, мы окрикнули и дали выстрел, но оказалось, что это ехал наш Гриша Цапаев, бывший тогда председателем Волисполкома. В связи со слухами, что в его селе побывали бандиты, он решил поехать и проведать отца и братьев в Большой Чечуйке, а теперь ехал обратно. Мы были рады, что это оказался наш председатель, посмеялись и вместе поехали к Волисполкому. А между тем, в связи с нашим выстрелом, там творилась паника. Здесь полагали, что в село вот-вот вступят бандиты… Когда мы с Цапаевым приехали, всё улеглось.

… В 1921 году в нашу комсомольскую ячейку пришло из уезда извещение о том, что она может командировать одного комсомольца для учёбы в Саратовской партийно-советской школе, которая была открыта наряду с другими, чтобы «создать кадры коммунистов, …для всех отраслях работы … основательно знакомых с  теорией и практикой коммунизма, которые умели бы самостоятельно разбираться в вопросах момента»…(КПСС в резолюциях, т.2, с 287).

Лелея желание учиться ещё до этого, я стал просить послать на учёбу меня. Как не отговаривал меня старший брат Пётр, я решил ехать в Саратов на учёбу. Слишком сильно было желание продолжить образование. Думается, что жить и не желать ничего – это положение незавидное, желание развиваться есть потребность нормального человека.

По времени это моё решение совпало с неурожаем 1921 года. Урожай с осени обещал быть неплохим, но весна показала иное. В этот год был сильный неурожай во всем Поволжье. Отец стал искать возможность прокормить большую семью – в это время у нас была семья 20 человек.

 Старшие братья – Александр, Пётр, Михаил – первый и второй - сапожники, а третий – портной, пошли на заработки в Саратов. Продав лошадь и корову, отец купил ветхий домик на большой горе – окраине Саратова. В Саратов выехали семьи трёх моих братьев, уже женатых в это время – а остальные остались в деревне, жить на тот хлеб, который собрали. Если бы не разделились, так и померли бы с голоду.
Вместе со старшими братьями в Саратов поехал и я.

Следующее: Глава 2. Юношеские годы. Часть 3. Учёба в Саратове http://proza.ru/2023/10/21/461