Ловите самородок!

Роберт Хорошилов
     С Анатолием Кусковым (кстати, он был в первом составе космонавтов, но был выгнан Королевым за самоволку), директором прииска Большевик, я подружился, когда начал работать горным мастером в крупной старательской артели «Мир». Вначале он устроил мне проверку. В его кабинете мы были одни и он сказал, что неплохо бы чуток взбодриться. И попросил достать бутылку коньяка из приоткрытого сейфа. Доставая бутылку заметил, что верхняя полка забита пачками денег.
     Кусков обратил внимание, что я никак не отреагировал на них. Объяснил, что они для оплаты аккордных работ. Позже я понял - к таким работам он относил и существенное - не пропустить ни одной юбки!
     Когда мы чокнулись и выпили, он сказал: - Теперь я верю Юрину. Оказалось, Леонид Мартынович (председатель артели) рассказал ему про случай с самородком, который я поднял из шлюза промывочного прибора, когда только-только начал работать в бригаде.
     То была моя первая встреча с золотом. В бригаду я был принят электриком, но работал и на промывке. Освоил и бульдозер, а также внес изменения в конструкцию промывочного прибора. "Встречный бой" резко повысил производительность прибора и уменьшил снос металла в "хвосты".
     Чай-Урья – это громадный, уникальный распадок, где было богатейшее содержание золота. Мне показали места, где заключенные в годы войны, катая пески на тачках, с деревянных колод снимали за сутки по 150 кг золота(это в сотню раз больше, чем в среднем снимают с крупных промприборов сейчас). Бригады заключенных по 100 и более человек, производили промывку песков лотками. Если на лоток не отходил один грамм золота, такую площадь бросали, а на планшетах рисовали, как недоработку.  Позже они промывались по несколько раз.
    Вскрывая и добираясь до недоработок, техногенку старатели промывали через промприбор. Отходило до 1 грамм золота с бульдозерного отвала. Промыл за сутки 300 ножей (отвалов) - снимали примерно 300 граммов золота. Немного, но это покрывало затраты на вскрышу.
    Работали мы в две смены, по 12 часов и без выходных. Съемку золота делали раз в сутки в конце работы дневной смены. Золото сушилось на костре, потом пломбировали, засыпав в специальный мешочек и вся дневная смена шла в контору артели, где золото очищали от посторонних частиц.
    В тот день у нас была вторая съемка с начала промывки, но я работал в ночную смену и с золотом не соприкасался. Сказали, что с первой съемки, после отдува, сдали около 350 граммов золота.  Мол, и сегодня сняли примерно столько же.
    Наши старшие принимали смену, мы двое, самые молодые, бульдозерист и я, начали промывку. Воду на промприбор подавал шестидюймовый электрический насос,  с двигателем в 28 киловатт.
    Бульдозерист подал первый нож. Когда я пропустил больше половины первого отвала, что-то блестящее прошло по шлюзу к хвостам. Я шибером закрыл выход из бункера и сбежал вниз к насосу, и выключив его. На последней трафарете лежал самородок правильной овальной формы, похожий на плоский огурец. Он не задержался в передней части шлюза и не провалился к резиновым матам, так как был шире, чем  полоски железной трафареты, лежащей на резиновых матах. Напор воды и удары камней продвинули его на самый конец шлюза. Я схватил его, не дав упасть в хвосты и подбросил высоко вверх. Поймал, подставив ладони и ощутил приятную тяжесть. Самородок был чистый, без всяких кварцевых вкраплений.
    Тут подъехал бульдозер и остановился. Я встал на бортик шлюза и высоко поднял руку с самородком. Но бульдозерист, не глядя на меня, спрыгнул вниз и побежал к задней части бульдозера, чтобы подрегулировать тросовую лебедку.
    Дневная смена и часть нашей стояли у костра, где на сковородке сушилось золото. До них было примерно 40 метров. Я крикнул им: - Ребята, внимание! Ловите! – и кинул самородок в их сторону. Все оглянулись, но когда самородок упал, не долетев до них, никто не пошел и не подобрал его. Все отвернулись и продолжили разговоры, смотря на сохнущее золото. Только один покрутил пальцем у виска: «мол, надумал ещё кидаться камнями».
    Я подбежал, поднял самородок, донес его до костра и положил на сковородку. Уже не помню, как это восприняли все, стоящие там. Но один  посмотрел удивленным взглядом. Позже спросил: - Почему ты не оставил самородок себе, ведь никто не видел? Я промолчал. Внимательно посмотрев на меня, он только качнул головой.
    Потом мне с улыбкой сказали, что самородок весил чуть меньше 700 грамм. Точнее – вес состоял из трех шестерок - числа сатанинской атрибутики!
    Я подумал – не знак ли это Неба и проверка меня «на вшивость»! Но успокоился, вспомнив, что число 13 – символ золота у индейцев майя. Возможно, у 666 и золота – тоже есть сакральная связь! Когда нам не дано распоряжаться событиями и мы зависим от случая - оптимизм остается щитом!
    Ребята в подробностях рассказали про этот случай. Председатель артели запомнил мое имя. Как я ни отнекивался - на следующий год он перетянул меня в контору горным мастером, так как у меня было и горное образование. После 7-го класса я окончил техникум по специальности - горный электромеханик. Когда я упомянул университет, сказали: тьфу - это пустяк!