"Социальный вирус может унести больше жизней, чем его биологический брат"
Ван Ли-чжун, иммунолог-парапсихолог при дворе Фу Си.
С праздником, товарищи пацифисты! Поднимем за праздничным столом томики главного миротворца (http://proza.ru/2023/09/08/1385).
И право, хватит о царе. Как бы сказал мой друг, неча бисер метать перед венценосными. Идеализм чистой воды. Никогда в России не будет стыковки нравственности и власти. Лишь революционная искра между концами разомкнутого кольца. Разрушение, приводящее к гибели и то, и другое.
Именно о разомкнутом кольце и писал своему другу Черткову Лев Николаевич в мае 1886 года. Мятущиеся и такие правдивые, для дальнейшей истории России строки.
Тогда в Ясной Поляне гостила большая группа молодежи.
Толстой,тот ещё крепкий перец, в такую пору работает больше руками, чем головой. Вспашка, посев, боронование. Хоть и барин, но чудит не по-детски. Любит, знаете, побаловаться перекованным на орало мечом.
А вечерами на веранде долгие беседы с многочисленными гостями. На сей раз с горячими парнями и эмансипированной дамой:
"Был Озмидов, Грибовский,Марья Александровна Шмит и Сосновский и теперь тут".
Ощущение, не только молодежь тянется к Учителю, но и он сам искренне переживает за их революционные порывы. Пытается найти некий, никогда не достигаемый компромисс.
Вот и в этот пьянящий от цветения яблонь в саду май.
"Грибовский очень молод. ...первое пробуждение его душевной деятельности было революционное-так называемое научное. Какая это страшная чума!"
Очень знаменательное сопоставление. Революционное, от Маркса, прагматичное и эволюционное, духовное преображение, от Толстого. Опять незамкнутое кольцо. Конденсатор, до поры-до времени, накапливающий противоположные заряды.
"Мы часто обманываемся тем, что встречаясь с революционерами,думаем, что мы стоим близко рядом. Нет государства-нет государства, нет собственности-нет собственности, нет неравенства-нет неравенства и многое другое"
Многое другое? Интересно, что вложил Лев Николаевич в это размытое сочетание.
Вернемся к пока триединству прагматиков и "духоборов". Пути-то решения поставленных задач у них диаметрально противоположны.
"...нет более далеких от нас людей. Для христианина нет государства, для них нужно уничтожить государство, для христианина нет собственности, а они уничтожают собственность. Для христианина все равны; а они хотят уничтожить неравенство"
Короче, разные способы достижения триединой цели. Насилие с одной стороны несомкнутого кольца и непротивление -с другой.
Естественно, Толстой подразумевает истинных, а не включенных в систему насилия, христианах.
Но революционеры не отделяют "козлищ от агнцов". Весь мир насилья мы разрушим! Лес рубят-щепки летят!
За год до встречи на веранде Толстой пишет Грибовскому почти аналогичное:
"Не противиться злу насилием не значит не противиться злу, а значит не противиться злу насилием".
Излишний, нудный повтор? Или же закрепление главной мысли? О сходстве, при отдаче зла за зло, человека с животными и ухода от встречной агрессии высоконравственной личности.
Толстой пытается внушить эту мысль молодому другу. И не понимает, что революционер, разрушающий мир до основания, не может руководствоваться в своих действиях нравственными понятиями. Впрочем, как и стоящая против него Система обратного насилия.
Кстати, сам Грибовский не принял Октябрь семнадцатого. С захватом большевиками власти уехал в Томск, а потом и в Ригу.
Скончался оппонент Толстого в один год с вождем мировой революции.
Думаю, в конце своего пути он согласился с доводами Льва Николаевича.
Миру-мир, и с днем рождения Толстого.