Бизнес с любовью к земле

Лилия Гадель
Человек, далекий от предпринимательства и лишенный этой особенной «жилки» в характере, с трудом представляет процесс построения большого дела. Не мелкого стартапа или инфо-школы, а серьезного бизнеса, в котором люди, машины, производство, мощная техника, наука и государственные органы. И от этой неосведомленности часто возникает предвзятое мнение о тех, кто идет на такие масштабы риска и ответственности. Такое счастье, что среди настоящих предпринимателей, на которых держится одна из самых сложных сфер промышленности, есть душевные, щедрые, добрые люди, и о них надо обязательно рассказывать.

Герой моего интервью оказался настолько скромным человеком, что информацию о нем я собирала буквально по крупицам. Знакомьтесь, Булат Гумарович Ахмадуллин, родился и вырос в селе Верхнее Яхшеево Актанышского района Республики Татарстан. У жителей этого села 1 июля этого года появилась красивая светлая мечеть Даужия. До строительства новой мечети жители Верхнего Яхшеево посещали мечеть в соседнем Такмаково. Главным спонсором строительства является Ахмадуллин Булат Гумарович, человек исключительной скромности, умеющий любить и заботиться о месте, где родился и вырос.

Л.Г.: Булат Гумарович, слово «Родина» - что первым приходит в голову, что вспоминаете, когда вы слышите это слово?
Б.А.:  Я сын колхозника, родился и вырос в деревне, так что родина для меня начинается с земли. Родина – это родная земля, родная деревня.
Л.Г.: Вы получили аттестат и уехали в Казань получать высшее образование. Как оказались в Удмуртии?
Б.А.: Да, поступил на геологический факультет, а потом меня распределили в Удмуртию. Из Ижевска направили в Игру, где я проработал 9 лет. Затем меня перевели в научно-техническое предприятие Удмуртгеологии, там я работал уже главным геологом. То есть главным специалистом по поиску нефти и газа. Когда в 90-х финансирование геолого-разведочных работ закончилось, мы создали нефтяную компанию «Удмуртская национальная нефтяная компания», она принадлежала правительству Удмуртской республики. Там я начинал главным геологом, а потом стал генеральным директором.

Л.Г.: Вы получили большой опыт, поднимаясь по карьерной лестнице, стали руководителем. Как стали предпринимателем?
Б.А. – Когда эту компанию продали, я сначала создал буровую компанию, которая и сегодня благополучно работает, у нас 5 бригад, а это около 400 человек. Затем я открыл месторождение и создал уже свою нефте-добывающую компанию.
Л.Г.: Чтобы нефть добывать, ее нужно найти. Это, кстати, одно из волшебных желаний обычного обывателя – открыть собственный «фонтан»!
Б.Г.: Я геолог-поисковик, я 20 лет учился и работал в этом направлении, поэтому знаю, где есть нефть. За 20 лет с моим участием в Удмуртии было открыто около 40 месторождений. А для себя уже в последнее время я открыл пять месторождений, добываем там 200 000 тонн нефти в год.

Л.Г.: Когда вы, вчерашний выпускник геологического факультета, получили первую зарплату, вем вы себя видели, о чем мечтали?
Б.Г.: Всегда думал, что я буду директором! Когда меня за что-то отчитывали или ругали, я всегда думал про себя, что однажды сам стану директором и научу всех работать. Даже шутил с коллегами на эту тему.
Л.Г.: Откуда такое в характере советского молодого человека? Как психолог, я понимаю, что в семье таких целеустремленных и по-настоящему успешных, сильных людей явно что-то делали правильно. Как вас воспитывали?
Б.Г.: Мой отец был руководителем в колхозе, в его подчинении было три деревни. Около 50 лет он работал на этом поприще, я его похоронил в прошлом году, ему было 97 лет. Колхоз хозяйство большое, люди очень разные, много забот и ответственности было на его плечах.
Л.Г.: Значит, в семье была серьезная трудовая дисциплина, я полагаю.
Б.Г.: Все было хорошо, все учились, помогали друг другу и нашим родителям. Нас пятеро детей, мама нас всех вырастила, воспитала, все получили высшее образование и, как говорится, вышли в люди. Двое из нас получили диплом геолога, остальные кончили биологический, географический и исторический.

Л.Г.: Как вы воспитывали своих детей. У вас уже была возможность баловать, вы были на высоких должностях, потом и вовсе стали директором. У многих, добившихся таких высот людей, дети растут ленивыми и несамостоятельными.
Б.Г.: Нет, у нас в семье такого не было, моя жена тоже геолог, она человек серьезный, строгий. Так что наши сыновья сейчас командуют предприятиями и отлично справляются. Один руководит бурением, другой занимается добывающим направлением.

Л.Г.: Есть такой профессиональный журнал «Генеральный директор». Там у вас второе место в рейтинге среди руководителей сырьевой и топливно-энергетической отрасли Удмуртии. Вы тщеславный человек, вам важны места, регалии, звания, рейтинги?
Б.Г.: Нет, никогда это не имело для меня значения, я скромный. Нас учили хорошо и ответственно делать свою работу. У нас же не сфера «купи-продай», а производство, дело всей жизни, можно сказать. Я уже 45 лет работаю в одной отрасли.
Л.Г.: Думаю, благодаря таким преданным своему делу людям как вы, у нас и держится производственная и промышленная часть экономики. Сейчас принято часто менять сферы и направления деятельности. Итак, вы не тщеславны. Тем не менее, одно месторождение названо в вашу честь.
Б.Г.: Это не я его назвал! В Удмуртгеологии был отдел, который я превратил в отраслевой институт. Работницы этого института посидели и решили так назвать новое месторождение, разрешения не спросили. Получилось, что я узнал об этом практически последним.

Л.Г.: Как начинается ваше утро?
Б.Г.: Обычно, ничего особенного. Встал, пошел подтянулся несколько раз, потом в душ. Ну, и вкусный завтрак от жены.
Л.Г.: То есть зарядка и физкультура в вашей жизни присутствуют. Я видела вас в небольшом ролике в интернете, было снято в апреле этого года, вы спортивно и бодро выглядите.
Б.Г.: Как же без физкультуры? Это важно и необходимо! Разве со мной есть видео? Ах, да, мы поднимали полумесяц на новую мечеть. Как раз получилось сделать это на Ураза-Байрам, а открыли мечеть на Курбан Байрам.

Л.Г.: Вы построили новую мечеть для земляков, она получилась очень красивой. Вы практикующий мусульманин или светский человек?
Б.Г.: Светский, конечно. Бережем традиции как можем, с возрастом, наверное, приходит потребность и более глубоко узнать свою религию. Мечеть и правда получилась красивой, я назвал ее в честь мамы – Даужия. Первый камень заложили 4 июня 2022 года, а открыли 1 июля этого года. На открытии был первый заместитель муфтия Татарстана Ильфар хазрат Хасанов, он сказал, что у нас самая красивая деревенская мечеть. Кроме того, мы пригласили к нам в деревню очень хорошего муллу, Расиха хазрата Салихова, жена у него с юридическим и теологическим образованием. Так что сейчас будем строить для этой семьи дом. В нашей деревне не было подходящих людей, раньше обязанности имама в селе с 1980-х годов исполнял ветеран Великой Отечественной войны, имам-хатыйб села Такмаково Тафкиль хазрат Валиев.
Л.Г.: Значит, благодаря вам сейчас в вашем селе есть люди, которые будут заниматься духовным образованием жителей и особенно молодежи.
Б.Г.: Да, это важно. Понимаете, я никогда не отрывался от земли, а с землей можно работать только с чистой душой, тогда она даст тебе все необходимое. Тем более занимаясь поиском нефти и бурением. Когда ищешь новое месторождение очень нужна удача, нельзя копать землю с грязной душой, надо по-доброму к земле и людям относится. Мы работаем с природой, в ответ на ее дары надо и к ней бережно, с любовью относится.

Л.Г.: Кто оказал на вас большое влияние, кого бы завали своими учителями в жизни?
Б.Г.: На каждом этапе жизни появляются свои учителя, здесь лучше рассуждать поэтапно, я думаю: новая задача или трудность приводит нас к тем, кто дает необходимые знания. В молодости, во время учебы это были одни люди, а сейчас я у молодежи иногда большему учусь.
Л.Г.: Да, сейчас впервые сложилась уникальная ситуация, когда знания идут не только от старшего поколения к младшему, а и наоборот, такой получается межпоколенческий кросс-обмен опытом. У вас много молодежи в компании?
Б.Г.: Я уважаю сегодняшнюю молодежь, они и думают шустрее, и действуют рациональнее, а в определенных вещах даже мудрее нас, у них можно многому поучится. Молодежи много, конечно, у нас тяжелый физический труд.

Л.Г.: Чем вы увлекаетесь, как отдыхаете?
Б.Г.: Рыбалка, природа, очень люблю путешествовать по России, много где побывал.
Л.Г.: Есть какая-то детская мечта, которую вы еще не реализовали?
Б.Г.: О чем может мечтать деревенский парень? Учеба, профессия, и, конечно, семья: чтобы были здоровые умные дети, и чтобы они занимались любимым делом. Все сбылось!
Л.Г.: Есть у вас девиз жизни?
Б.Г.: Мама моя говорила, что в Коране написано «Таш атканга аш ат» и учила нас жить, делая людям добро. Вот это я бы и назвал своим девизом.

Л.Г.: У вас есть две компании, связанные с сельским хозяйством. Какой бизнес сложнее вести?
Б.Г.: Пока это ничего серьезного, только начинаем, можно сказать. Когда-то у нас были сильные колхозы, а сейчас дела идут не очень хорошо, хотелось бы помочь родному селу и жителям. Начало положено, землю и технику закупили, впереди работа.
Л.Г.: Наверняка вы четко планируете свои действия и жизнь в целом. Насколько далеко вы строите планы: пять, десять лет?
Б.Г.: Геологам нельзя не планировать. Особенно когда вся компания и сотрудники зависят от твоих действий. Да, приходится обстоятельно думать и планировать на годы вперед. И раньше, и сейчас месторождения открываются не одним днем, иногда пять лет длится подготовительный период. Вероятность открытия 50/50, при этом стоимость подготовительных работ очень высокая, поэтому четкий план работы обязателен. Геолог такая профессия – можно разориться, а можно обеспечить себя и сотни людей работой на долгие годы. Иногда, заключая контракт, я предупреждаю: «Если будете недобросовестными и в чем-то обманете, то месторождение будет неудачным». Если работаем с православными, то приглашаю на место работы батюшку, если с мусульманами, то обязательно мулла приезжает. Я считаю это правильным.

Л.Г.: Говоря с вами, я вспоминаю много случаев, когда алчные предприниматели и владельцы бизнесов беспощадно и жадно уничтожают природу, наживаясь и оставляя после себя голые истерзанные территории. Наш с вами разговор греет душу, мне хотелось бы, чтобы с вас брали пример.
Слава Аллаху, есть люди, умеющие быть благодарными природе и земле за все, чем мы тысячелетиями пользуемся. Пусть таких предпринимателей будет намного больше, чем тех, кто опустошает и уничтожает все вокруг ради собственной выгоды.