Бухгалтерия счастья

Владимир Махниченко
         Изречение: "Человек рождён для счастья, как птица для полёта!"  Светлана Кухарик вычитала в одном из женских романов. Оно, словно семя, запало в её голову  и породило в душе  тревогу: "Мне уже за сорок, а я неуверена: была  ли я счастлива все эти годы, или нет? Да и счастлива ли я сейчас?"


Чтобы узнать это, она медитировала на пламя горящей свечи, стояла на голове, направляла взгляд в глубины подсознания...


Однако ответа на свой вопрос не получила: бессознательное хранило тайну крепко. Не очень ей помогла в этом и память, в которой она основательно  покопалась, вспоминая прожитые годы.


         ...Жизненные этапы Светланы Кухарик были обычными: появление на свет, детский сад, школа, техникум, работа, замужество, развод.


"Помнится, детсадовский период у меня был самым радостным, а значит только эти годы можно смело назвать счастливыми. И это всё?  Нет, не может быть! Я что-то в этом вопросе недопонимаю", - рассуждала, готовая впасть в отчаяние, Кухарик.


Самую быструю и эффективную моральную поддержку женщины получают от близких подруг,  - в этом плане дипломированные психоаналитики им и в подмётки не годятся.


Подруга Кухарик, Милка Тарасова, узнав о чём тужится  Светлана, в своём суждении была крайне категорична:

- Ланка, ты что, с дуба упала? Не знаешь, что такое счастье?
- И что же это такое?

- Это нечто невидимое, но очень приятное! Догадываешься?

- Мечты?

- Когда ты уже повзрослеешь?.. Оргазм!  Простофиля! Чем больше секса в нашей жизни, тем больше счастья мы получаем!

- Не согласна! Люди говорят: счастье в детях!
 
- Мало ли чего люди болтают!.. Слушай их побольше!  Вон у Таньки Зайцевой, нашей одноклассницы, сынок нигде не работает, алкашничает, деньги у неё постоянно требует на выпивку, в глаз грозится ей дать, если она начинает мораль ему читать... Вот  какое, в реале, от детей счастье!

- Ну и что? Это всего лишь частный случай, - неуверенно парировала Кухарик.

- Так вся наша жизнь из частных случаев состоит.


"Милка выглядит уверенной и вполне счастливой. Что это: бравада?  А вдруг - нет! Ведь у неё есть любовник, а у меня нет", - терялась в догадках Кухарик.

 
Чтобы прекратить острую полемику, которая могла перейти в перепалку, она сотворила на лице подобие улыбки, приобняла Милку и выдохнула:

- Ладно, подруга, намёк поняла: я подумаю.


        Думать Светлана Кухарчук и не собиралась: внебрачных отношений она не признавала. Да и Милкин взгляд на "счастье" у неё не вызывал доверия: какой-то важной детали в нём не хватало. Но какой? Кто мне растолкует?


"Толкователь" не заставил себя ждать. Он явился из ниоткуда, а точнее - проявился, словно "терминаторский трансформер",   из "стены" проливного дождя.


        ...Кухарчук возвращалась с работы домой. Вдруг набежала тучка и начался настоящий ливень. Она спряталась под карниз какого-то подъезда, и стала пережидать непогоду. Вдруг, из ниспадающих с небес потоков воды, проявилась фигура  промокшего насквозь мужчины, и пристроилась  рядом с ней, на сухом пятачке.


Кухарчук скосила глаза на незнакомца и... узнала в нём однокурсника по техникуму Ростислава Гуровского.
 
- Гуровский, ты ли это? - спросила она неуверенно.


Тот какое-то время подслеповато пялился на Кухарчук, а затем его лицо расплылось в улыбке.

- Кого я вижу! Светка! Сколько лет, сколько зим?

- Я тоже рада тебя видеть, Ростик!


        Последний раз они пересекались лет пять назад, хотя жили в одном городе. Насколько ей было известно, Гуровский после техникума подался в институт народного хозяйства, на бухгалтерский учёт, и по его окончанию, служил финансистом в торговом центре.


- Светлана, увидел тебя и ужасно захотелось вспомнить молодость, наши студенческие годы...  Я приглашаю тебя на чашечку кофе: посидим, погутарим за жизнь. Конечно, если ты не против?


- Как я могу отказать такому экстравагантному джентльмену, - игривым тоном ответила Кухарик, незаметно рассматривая увеличившиеся залысины на голове Гуровского.


Дождь к тому времени утих и они ускоренным шагом направились в сторону ближайшего кафе.


В уютной обстановке, за столиком у окна они добрых полчаса воскрешали в памяти развесёлые студенческие годы. Затем плавно перешли на текущую обстановку.


Гурковский сообщил, что год назад он развёлся с женой.
   
- Знаешь, Света, - никак не могу свыкнуться с ролью холостяка: столько лет были вместе, и на тебе!..  -  с досадой в голосе сказал Гурковский.

- Не переживай, Ростик, - может это к лучшему, - ляпнула, не подумав Кухарик.

- Что ты имеешь ввиду? - не понял Гурковский.

- В народе говорят: не знаешь где потеряешь, а где найдёшь! Или наоборот... Неважно! - совсем запуталась Кухарик, и чтобы выйти из положения, решила перевести стрелку на себя.

-  Ростислав, я безумно рада, что встретила тебя! У меня возникла проблема! Я из-за неё ночами плохо сплю! А ты ведь финансист? Так?


Гуровский сразу погрустнел, и опустив глаза, проборматал:

- Я всего лишь бухгалтер, и свободной наличностью на данный момент не располагаю...  Света, а сколько тебе нужно?
 
- Не сколько, а что?  Совет мне от тебя нужен! Раз ты ворочаешь финансами, значит обладаешь аналитическим умом. Так?


Лицо Гуровского снова расплылось в благодушной улыбке.

- Ну, в общем, - да! Чего-чего, а этого добра в моей черепушке в избытке: девать некуда. Я ведь помимо работы, пишу диссертацию, на тему: "Эффективное управление неэффективными предприятиями". Представляешь?

- Ого!.. Далеко пойдёшь! Уважаю!..  Ростик, скажи, как узнать, счастлив человек или нет?  Можно ли это как-то просчитать?

- О каком человеке ты говоришь?
 
- Это я о себе.
 
- Мда.. Озадачила! - наморщил лоб Гурковский, и выдержав паузу, продолжил: - Думаю, что просчитать можно, но делать это должен тот, кого сей вопрос волнует, то есть - ты сама.

- Я не знаю: как?  Пробовала, но у меня ничего не выходит. Дебит с кредитом не сходится. А мне это очень важно знать! Ведь человек рождён для счастья, как птица для полёта... Так?

- Кто бы сомневался! - сказал Гурковский, и прикрыв глаза, застыл в позе мыслителя.

- Готово! - встрепенулся он спустя несколько секунд, и достав из кармана авторучку, стал что-то быстро писать на салфетке. Закончив, он протянул её Кухарик и наигранно напыщенным тоном произнёс:

- Мадам, получите и распишитесь: ваш заказ выполнен!

- Ростислав, издеваешься над слабой женщиной? Я тебе открылась, а ты...


Гуровский перестал лыбиться.

- Светлана, я не паясничаю!  На салфетке краткий план  действий, для достижения цели, которую ты только что озвучила.

 
Кухарик повертела в руках "план действий", и не сумев прочесть ни слова, вернула салфетку автору.

- Не могу разобрать твой почерк... Теперь скажешь, что чем талантливее человек, тем хуже у него почерк. Так?


- Извини, Света, - просто разучился владеть пером: всё на компьютере, да на компьютере. Тогда слушай и запоминай.  Тебе нужно завести толстую тетрадь, вроде амбарной книги  и в конце каждого дня делать там отметку: довольна ли ты была прожитым днём или нет. В конце недели подводишь итог: если "довольных дней" (ДД) у тебя было четыре и более, смело ставь "плюс", что будет означать: неделю ты была счастлива. Если  (ДД) было  три и менее, то ставь "минус", что переводится как: неделя прожита по инерции.  Продолжай вести учёт весь год, а в конце его сделаешь  сводный баланс: Если (ДД) было более семидесяти процентов - считай, что за отчётный период жизнь у тебя удалась. Вот и вся бухгалтерия.


         ...От метода, предложенного Гурковским, веяло канцелярщиной, но как говорится, на безрыбье и рак рыба, поэтому Кухарик не долго думая, взяла его на вооружение. И тут же упростила: вместо громоздкой амбарной книги завела небольшой календарик, на котором все "довольные дни", которые выдавались у неё, закрашивала красным фломастером.

 
Но спустя три месяца она бросила заниматься дуристикой! Так как сама догадалась, что это за деталь, которой ей не хватало для понимания: откуда у счастья ноги растут?
"Просто я не ухаживала за своим "садом счастья", - вот он и захирел, и не радовал меня своими плодами. Надо: не пассивно ждать радостей от жизни, а самой создавать их и культивировать собственными усилиями. Так?.."