Культура вчера и сегодня

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На фото - художник В.П.Кранц. "Осень" 1973 год.


Ни для кого не секрет, что современное кино-театральные постановки к искусству имеют самое малое отношение. Равно как и современное изобразительное искусство.

После просмотров кино или картин вместо духовного наполнения человека происходит расшатывание его психики, разрушение устоев нравственности, что вызывает томление души, ощущение вседозволенности.

Конечно, молодое поколение, садясь перед смартфоном с пачкой попкорна, скажет:"Распупчались старики, вспомнили былое! А жизнь сегодня другая, стремительная, и ваши прошлые устои нам ни к чему. Наш друг - смартик, там столько всего крутого и прикольного".

Нет, милые и дорогие наши потомки! Вы глубоко ошибаетесь. То, что сегодня пропагандируется на просторах интернета (да и ТВ), приведёт человечество к скорой гибели. Ни попкорна не будет, ни смартфона.

Культура и искусство без нравственного наполнения - как пук соломы для жвачного животного. Пожевал и выплюнул, никакой пользы. Пустое времяпрепровождения.

******

Как-то пришлось быть на выставке одного известного (и маститого) художника с мировым именем. Это был его так сказать "бенефис".

Вначале приглашённых гостей провели по залам галереи, где выставлялись его картины мировой известности. Портреты, пейзажи - то, благодаря чему он стал известен.

Потом все спустились вниз, в полуподвал старинного особняка со сводчатыми потолками. Где выставлялись его современные работы. Так не вяжущиеся со старинным особняком!

Эдакая мазня: то ли запятые с точками, то ли брызги шампанского. И только кое-где угадывалась тема.

Например, части от саксофона, разбросанные по картине. Или что-то, напоминающее распластанного попугая.

Моя приятельница, знакомая художника, с которой мы были приглашены на "бенефис", за тысячу долларов купила картину с "запчастями саксофона". Сказала, что глядя на картину ей слышится музыка. Правда, она и сама экстравагантна и экзальтированна, как те картины.

На выходе всем дали по проспекту с выставленными на продажу картинами и с указанием цен в долларах. Эдакое постсопровождение.

Мне было жаль того, что и этот уважаемый мной художник променял свой талант на деньги в угоду не разбирающимся в искусстве богатеям!

Даже моя приятельница, при всей своей экстравагантности, пристроила купленную картину на забытой даче. Где она бывает крайне редко!

*********

В 1970-х мне посчастливилось познакомиться с художником-пейзажистом из Ленинграда Владимиром Павловичем Кранцем. Тогда он был малоизвестен.

Наши с мужем друзья жили с ним в одной коммунальной квартире в доме возле Летнего сада. И иногда просили меня, студентку, посидеть с их маленьким сыном.

Жил он скромно. Выходил на кухню редко, в основном работал. В то время он уже овдовел, дети жили отдельно. И все 2 его комнаты служили ему и местом жительства, и мастерской.

Однажды я попросила показать его работы, холсты без рамок. Он, уже пенсионер, не мог себе позволить обрамить все холсты! Целая комната была занята картинами на стеллажах. 

Меня поразили его работы! Такие простые и близкие русскому сердцу пейзажи, радующие взор и мысленно возрождающие строки стихотворений великих русских поэтов. Особенно живыми казались работы с озерцами, лужицами, болотинками, речушками. Умиротворение для души!

В 1970-е годы Кранц приобрёл известность как мастер лирического пейзажа. Писал преимущественно живописные окрестности Ленинграда и его пригородов. Совершал творческие поездки на Урал, Байкал, много писал с натуры.

Скромный труженик стал певцом русского пейзажа. А друзья-художники в шутку называли его "лужинистом". Ему это нравилось.

Однажды наши друзья рассказали, что о творчестве Кранца в одной из известных тогда в СССР газет была напечатана статья. И опубликованы несколько фотографий с картинами. После чего в квартире не замолкал телефон, стали приходить представители различных иностранных организаций с целью купить картины для национальных галерей.
 
Особенно полюбились они японцам, за красоту среднерусского пейзажа.

Художник был человеком скромным, не мечтал о больших гонорарах. Тем более, ставить "на поток" написание картин был не намерен. Был человеком высокой культуры и морали. И никогда не путал понятий наживы и искусства.

Сегодняшние деятели искусств обмельчали. В угоду "жвачной корове" поставляют солому. А жвачные коровы не спешат себя наполнять настоящим искусством.
Попкорн и смартик.