Эраст Павлович Гарин вторая часть - окончание

Борис Пономарев 3
Эраст Павлович Гарин (вторая часть — окончание)

Жизнь продолжала идти своим чередом, и в 30-е годы Э.П.Гарин и Х.А.Локшина стали интенсивно работать на ниве кинематографа. В первый раз Эраст Павлович снялся в роли адъютанта Каблукова в исторической кинокомедии режиссера Александра Михайловича Файнциммера «Поручик Киже», созданной по рассказу Юрия Николаевича Тынянова в 1934 году на студии «Белгоскино». В 1937 году Э.П.Гарин и его жена Х.А.Локшина решили попробовать себя в качестве кинорежиссеров в процессе съемок фильма «Женитьба» по пьесе Николая Васильевича Гоголя, которые осуществлялись на киностудии «Ленфильм». Данный фильм появился в кинопрокате 28 июля 1937 года, но уже в августе того же года был запрещен к показу и изъят из проката в связи с разгромной критикой «сверху» в ходе развернувшейся кампании борьбы с «мейерхольдовщиной».  

Эраст Павлович продолжал сниматься, и к нему пришел успех. В 1938 году на экраны страны вышел добротный фильм «На границе», который я упомянул в самом начале данного повествования, а в 1940 году в кинопрокате появился замечательный фильм «Музыкальная история» с его участием, о котором хочу рассказать чуть подробнее. Эта кинокартина была снята на студии «Ленфильм» режиссерами Александром Викторовичем Ивановским и Гербертом Морицевичем Раппапортом по сценарию Евгения Петровича Петрова и Георгия Николаевича Мунблита. Роли в фильме исполнили Сергей Яковлевич Лемешев, Зоя Алексеевна Федорова, Сергей Николаевич Филиппов, а также Эраст Павлович Гарин, который сыграл роль таксиста с мещанскими воззрениями Федора Терентьевича Тараканова («Альфреда»). Несмотря на то, что это была роль второго плана, Эраст Павлович за блистательное ее исполнение получил Сталинскую премию II степени. Кинозрители были в восхищении от его изречений в этом фильме, которые вызывают и сегодня восторг у телезрителей, когда по телевидению изредка показывают эту замечательную музыкальную комедию:
- Один интересный шатен исключительно влюблен в одну интересную девушку... Интересная девушка - это Вы, а шатен... пожелал остаться неизвестным. И ещё - шатен мечтает, чтобы Вы с ним расписались.
- А что передать шатену? "А шатену передайте, что я люблю блондинов". Я знаю этих блондинов! Эти блондины - Петька Говорков.
- Шатен предлагает Вам отдельную комнату... в малонаселенной квартире, личный телефон... в коридоре, центральное отопление, ванну, где можно... белье стирать...
-Ноль внимания, кило презрения.
- Выражение чувств - есть обязательное условие. Согласно теории сохранения личности, одеколон - не роскошь, а предмет ширпотреба и культурной жизни.
- Изверг рода человеческого... Петлюра...
- Я ежедневно работаю над собой: от 5 до 6 я обедаю, от 6 до 8 я работаю над собой, а потом я свободен... ик, и культурно развлекаюсь.

В 1944 году, во время Великой Отечественной войны, Тбилисская киностудия осуществила съемки (на базе «Мосфильма» в Москве) комедийного художественного фильма «Свадьба» по произведениям Антона Павловича Чехова. Режиссером данного фильма был Исидор Маркович Анненский, главную роль жениха Эпаминонда Максимовича Апломбова сыграл Эраст Павлович Гарин. Эта кинолента стала несомненной удачей советского кинематографа, поскольку впоследствии она вошла в перечень ста великих советских фильмов, ставших легендами. Удачей стало и исполнение Э.П.Гариным роли жениха. Его изречения в данном фильме вызывали (и вызывают до сих пор!) не меньший восторг у зрителей, чем те, которые произносил Эраст Павлович в фильме «Музыкальная история»:
- Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами разные кренделя!
- Я — человек положительный и с характером… Кроме предметов домашней необходимости, вы обещали мне дать за вашей дочерью два выигрышных билета — где они? Вы мне зубов не заговаривайте! Я ведь это не из эгоистицизма! Мне ваши билеты не нужны, но я из принципа!
- Позвольте вам выйти вон!
- Я не субъект какой-нибудь! Я обманывать себя не позволю! Я одушевленное имя существительное! И у меня в душе свой жанр есть!

После окончания Великой Отечественной войны Эраст Павлович получил предложение от кинорежиссера Надежды Николаевны Кошеверовой сыграть роль короля в фильме-сказке «Золушка», создаваемом ею на «Ленфильме» по сценарию Евгения Шварца, в основу которого было положено одноименное произведение французского писателя Шарля Перро. Э.П.Гарин дал свое согласие и никогда не пожалел об этом, поскольку ему чрезвычайно понравилось работать с режиссером, которой удалось собрать и сплотить великолепный съемочный коллектив, а также создать превосходную рабочую атмосферу на съемках. А советским кинозрителям, которые на ура встретили появление на наших экранах в мае 1947 года этой прекрасной сказки, невероятно сильно пришлась по душе великолепная игра Янины Болеславовны Жеймо в роли Золушки, Алексея Анатольевича Консовского в роли Принца, Фаины Георгиевны Раневской в роли Мачехи, Василия Васильевича Меркурьева в роли Лесничего и, конечно же, Эраста Павловича Гарина в роли Короля. Естественно, зрители пришли в восхищение и от изречений Короля в исполнении Э.П.Гарина, которых в фильме оказалось немало:  
- Ухожу! К черту, к дьяволу, в монастырь, живите сами, как знаете.
- Зачем мне нужно смотреть на ножку, когда я и по лицу вижу, что это не она!
- Связи связями, но надо же, в конце концов, и совесть иметь! 
- Когда-нибудь спросят: А что вы, собственно, можете предъявить? И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
 
Э.П.Гарин потом считал роль Короля в «Золушке» самой лучшей своей ролью в кинематографе, он с нежностью вспоминал период съемок этой киноленты, несмотря на то, что у него тогда произошел чрезвычайно неприятный инцидент с Ф.Г.Раневской. Однажды он зашел в гримерку Фаины Георгиевны в кальсонах, и это произошло то ли по причине его громадной усталости от работы, то ли в связи с его рассеянностью. Ф.Г.Раневская мгновенно воспылала гневом, тут же влепила ему пощёчину, сопровождая ее, вдобавок, совсем нелицеприятными эпитетами в его адрес. Эраст Павлович страшно на нее обиделся, выскочил из ее гримерки как ошпаренный, забежал в свою, оделся и покинул  съемочную площадку. Когда выяснилось, что Э.П.Гарина нигде нет, все бросились на его поиски.  Вскоре беглеца нашли в одной из пивных в компании с Василием Васильевичем Меркурьевым. Оба они были уже пьяны после «братания» с завсегдатаями этого злачного заведения. Как тут не вспомнить фразу из комедии «Самоистязатель» древнеримского писателя Публия Теренция Афра: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»?

Изречения героев Э.П.Гарина продолжались и в последующих кинолентах. Эраста Павловича обожали зрители, поэтому его афоризмы врезались в их память на всю жизнь. Данные изречения уже давно живут своей жизнью, став поистине народными. И этому не приходится удивляться, вспоминая, как заливались смехом зрительные залы кинотеатров при просмотре, например, фильма «Каин XVIII» (1963 год, «Ленфильм»), услышав то, что Эраст Павлович в роли короля Каина XVIII отвечал своему придворному на его слова о том, что в него влюбилась принцесса Милада: «Так тащите скорее ее сюда, у меня как-раз есть немного свободного времени!».

А потом пришли «Веселые расплюевские дни». Так назывался художественный фильм, который в 1966 году на киностудии имени М.Горького создали режиссеры Э.П.Гарин и Х.А.Локшина по своему сценарию, написанному по сатирической комедии А.В.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Для создателей этого фильма он оказался совсем не веселым. К величайшему сожалению, в жизни многих людей внезапно наступает период, когда их существование резко меняется в негативную сторону, все начинает идти наперекосяк. Именно это и произошло с Э.П.Гариным и Х.А.Локшиной. Во время съемок самой последней сцены данного фильма актеры играли в снежки, и один из них, крепко спрессованный, попал Гарину в глаз, причем травмировал его настолько сильно, что этот глаз пришлось удалить, а второй глаз стал видеть настолько плохо, что Эраст Павлович утратил возможность читать и писать. Сниматься в кино ему тоже стало очень сложно. Режиссеры перестали приглашать его на съемки фильмов и в спектакли. Эраст Павлович был большим любителем чтения книг, у него была великолепная домашняя библиотека, и он всегда точно знал, на какой полке и в каком месте находится интересующая его в определенный момент книга, поэтому очень сильно переживал невозможность чтения любимой литературы. Но самым страшным ударом для Эраста Павловича стала потеря работы, без которой он вообще не представлял себе дальнейшей жизни. 

Именно поэтому, огромным счастьем для него стало полученное в 1971 году от киностудии «Мосфильм» предложение сыграть роль руководителя археологической экспедиции профессора Николая Георгиевича Мальцева в фильме «Джентльмены удачи», который начал сниматься режиссером Александром Ивановичем Серым по сценарию Георгия Николаевича Данелия и Виктории Самуиловны Токаревой. Эраст Павлович принял данное предложение, и великолепно справился с этой ролью. Стало ясно, что другие кинорежиссеры совершенно напрасно перестали снимать его в своих фильмах, у него в то время было еще достаточно пороха в пороховницах. Премьера картины состоялась в декабре 1971 года. Лента имела феноменальный успех, в 1972 году она стала лидером кинопроката, ее посмотрело тогда более 65 миллионов зрителей, и одной из причин такого триумфа стало участие в ней корифея советского кинематографа Эраста Павловича Гарина.  

Желание трудиться и необходимость в улучшении материального благополучия заставили его работать на радио, где он осуществил ряд радиопостановок, а также на студии «Союзмультфильм», где он озвучивал мультфильмы. Но из-за усиливающейся немощи Эраст Павлович постепенно утрачивал интерес к жизни, от которой он уже не ждал ничего хорошего.  

Рядом с ним Была его любимая жена Хеся Александровна Локшина, обожавшая своего мужа. Она всеми силами пыталась ему помочь, убеждая его в том, что они обязательно переживут эти временные трудности, но Гарин все сильнее замыкался в себе. Из друзей практически никого не осталось, его постепенно забывали. Он тяжело переживал свое забвение, впал в депрессивное состояние. Немногие бывшие коллеги, изредка навещавшие его, утверждали, что Эраст Павлович в последние месяцы даже не мог говорить, жестами отвечая на обращенные к нему вопросы. Его не стало 4 сентября 1980 года в возрасте 78 лет. Хеся Александровна скончалась 1 июня 1982 года. Супруги, прожившие вместе около 60 лет, похоронены в Москве на Ваганьковском кладбище.

В заключение хочу привести здесь цитату об этой замечательной семейной паре из книги «Записки артиста», написанной их другом Евгением Яковлевичем Весником, участником Великой Отечественной войны, актером театра и кино, режиссером, сценаристом, Народным артистом СССР:
«Эраст Гарин и Хеся Локшина — святая пара. Друг без друга они жить не могли. Детей у них не было. Она относилась к нему, как к сыну, к брату, а Эраст ее заботы принимал с важной и гордой безропотностью, как само собой разумеющееся. Она часто болела, лежала в больницах, и в эти дни можно было ощутить, кем была Хеся для Эраста. Он сникал, худел, мрачнел, старел, обрастал бородой, делался мятым, неуютным и даже злюкой с глазами, полными тревоги, печали и растерянности.
Когда он ушел из жизни, Хеся Александровна сгорела очень быстро. Без Эраста Павловича она стала потерянной, вскоре ушла к нему. Такие пары не забываются. Голубки!».

Светлая память этим достойным и порядочным людям!

Борис Пономарев