Евгений Леонидович Любарский штрихи к портрету

Светлана Федорова-Роблес
ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЛЮБАРСКИЙ: ШТРИХИ К СЛОВЕСНОМУ ПОРТРЕТУ

(Это произведение представлено в книге "Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 2. Евгений Леонидович Любарский: биографо-библиографический комплекс / редактор С. В. Федорова. Казань: Казанский университет, 2021. 128 с.")

Коллектив авторов откликнулся на мой призыв поделиться впечатлениями о Евгении Леонидовиче Любарском. Люди сделали это к юбилею 90 лет со дня его рождения этого очень искренне. Они позволили мне разместить их слова и мысли на страницах этой книги, за что каждому Большое спасибо!

Кто-то был его студенткой, кто-то аспиранткой, кто-то аспирантом и коллегой. По-разному сложилась судьба авторов. Их профессиональная деятельность связана с разными сферами общества. У них разный возраст, разные увлечения, разные характеры. И тем интереснее впечатления, которые остались после общения у них с одним и тем же человеком. Посмотрим на человека через призму восприятия разных людей, которые были его современниками и имели возможность общения с ним.

Евгений Леонидович Любарский растроган вниманием к его персоне и благодарен каждому из авторов за их отношение и слова.

Книга, посвящённая жизни и деятельности профессора Е. Л. Любарского, получилась насыщенной самой разнообразной информацией и деталями. Многие произведения из библиографического списка, документы, фото, предметы из его личного архива объединены в форме электронных копий и сканов на сайте Казанского (Приволжского) Федерального университета в формате коллекции электронной библиотеки. Он вдохновил меня и коллектив научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского на это предприятие.

Он вдохновил меня на формировании серии книг «Наследие ботаников в Казанском университете».

Я очень благодарна за поддержку моей инициативы и реализацию проекта «Наследие ботаников в Казанском университете» сотрудникам библиотеки. Это Кузьмина Варвара Юрьевна, Усманова Анна Витальевна, Байрамова Марсела Азаматовна, Фомичева Ирина Константиновна, Струков Евгений Николаевич.

В юности я никогда не стремилась заниматься наукой о растениях, и в школе ботаника была для меня неинтересным и скучным предметом. Но, другие разделы биологии захватывали меня. Я не смогла поступить в Казанский университет с первой попытки, и отправилась получать рабочую профессию «Мастер цветовод-декоратор». После получения красного диплома и сдачи одного экзамена «биология» я была зачислена студенткой в Казанский государственный университет на кафедру ботаники. Я знала, что на кафедре есть профессор, но он казался мне небожителем и был недоступным до 3 курса. Тогда он начал вести в нашей студенческой группе занятия и пелена недоступности упала. К нему можно было подойти в любой момент и что-то обсудить. Так случилось, что с кафедрой ботаники в Казанском университете у меня связана вся взрослая жизнь. Я закончила аспирантуру и получила учёную степень кандидат биологических наук по специальностям ботаника и экология. И с 1999 г. я являюсь коллегой профессора Е. Л. Любарского. На восприимчивую душу присутствие такого коллеги оказывает сногсшибательное воздействие. Сначала в моих научно-исследовательских работах я старалась строго придерживаться методологических разработок профессора, но каждый раз у меня были какие-то загвоздки. Мир растений сложен, и понять его непросто. Сначала необходимо сделать многочисленные измерения и расчёты, т. е. получить цифровой материал, как учил профессор, а потом заняться расшифровкой языка растений. Только очень тщательная работа способствовала тому, чтобы растения начали мне рассказывать их истории, а я просто записывала их сначала на русском языке, а позже и на английском языке. Со временем у меня накопилось огромное количество таких историй. Однажды я поехала на конференцию, посвящённую памяти Ивана Григорьевича и Татьяны Ивановны Серебряковых по морфологии растений, на которой собрались все их выдающиеся ученики. Я сделала доклад по канонам Казанской геоботанической школы, но подверглась жесточайшей критике. Кроме того, на этом мероприятии каждый из докладчиков подвергался такой критике. Это было потрясением для меня. Начиная с 2013 г. моё мышление радикально изменилось. У меня начало формироваться новое мировоззрение. И с тех пор я стала похожа на моего коллегу профессора Е. Л. Любарского – стала генератором идей. Новые идеи из моей головы начали выходить как из рога изобилия. Ни один момент в методологии проведения исследования в мире растений не был мной принят априори. Всё проходило через призму моего мировоззрения. Мной были приняты безоговорочно только 2 шкалы Е. Л. Любарского (КТШ-5 и КРШ-5). И именно эти открытия идут рука об руку вместе с моими, пока ещё шестью, инновационными концепциями в будущее: 1. «3D модель экологической амплитуды местообитаний растения»; 2.  «Модель определения площади проекции листовой пластинки по линейным замерам»; 3.  «Полицентрическая модель растения»; 4. «Модель жизненного цикла растения из категории жизненных форм Кустарник»; 5. «Модель распределения растений в популяционной системе по морфо-функциональным группам»; 6. «Модель определения стадии дигрессии растительности степи».

Как неожиданно вошёл в мою жизнь проект «Наследие ботаников в Казанском университете»! Произошло это благодаря не только моему самоотверженному труду, но и потому, что я выбрала верный путь: по страницам книг Евгения Леонидовича Любарского. Этот путь открывает мне новые возможности в разработке ещё одной инновационной концепции; «Модель представления наследия выдающегося учёного на базе электронной библиотеки».

                Светлана Федорова, Казань, 27 августа 2021 г.