Инструменталка

Алекс Хантер
Более-менее я познакомился с «инструменталкой», когда меня назначили инженером по оборудованию. Но об этом подробно, то в рассказе «Гроссмейстер?!» Не хочется повторяться, что по моему предварительному списку этот рассказ как раз следующим и будет. Если короче, то я проектировал штампы и ресформы, которые устанавливались на пресса-ХХХ. При моей ошибке или ошибке слесаря-инструментальщика могло произойти все, что угодно.
В том числе пресс могло заклинить, могло штамп или пресформу разнести в куски и посечь этими кусками всех и всё вокруг. Прямо получался не штамп, а противопехотная мина-лягушка со шрапнельной начинкой. Тут уже ни до шуток. Дело могло обернуться и большой кровью и новым сроком.
Вот поэтому мне часто приходилось бывать в инструментальном участке. То я был не прав, то они. Если честно, то чаще не прав был я. Дело в том, что начальником И.У. был мужик лет сорока, из которых он уже отсидел к тому времени десять лет и что оставшуюся «пятерку» ему сидеть до звонка. Таким специалистам, как Март Тооде, менты дозволяли практически все, кроме досрочного освобождения. У Марта было абсолютно волчье чутье на любую ошибку. Даже еще не развернув чертёж, он чувствовал, что там какая-то ошибка. Зря не верите, я сам несколько раз «попадался» с таким чертежом, от изумления чуть в Бога не поверил. С металлом Март мог абсолютно все и в людях разбирался, как пять психоаналитиков вместе взятых.
Помню, раз пришел к нему мент из батальона охраны. Да, поясняю, цирик – это тот, кто служит внутри зоны. На вышках и на периметре – мент. Ну вот, приходит к Марту мент и просит расточить цилиндр на его «Урале» (это я о том «Урале», что мотоцикл, а не грузовик-дизель). Обещает за работу слишком много и слишком легко. Сделал выводы и страханулся. Приходит мент принимать работу и говорит: «А желаю я пробную поездку совершить!»
Да на, совершай. Тот и совершил. Маршрут его был от И.У. и до ХХХ – ворот на волю. Ручкой помахал, только Март его и видел. Ну и никакой платы. Вечером мент вернулся. Злой, как собака и мокрый от пота, хоть выжимай, как половую тряпку. Оказалось, что какая-то деталь (не знаю точно, а врать не хочу) была не стальная, а из алюминиевого сплава. Километров через 5-10 она и расплавилась. Дальше сцена называлась «Бурлаки на Волге». У Марта было 8 классов образования и целая куча талантов. Видимо, все от Бога! И человек он был отличный, ведь это он спасал ХХХ. Он так устал от людей, что мечтал после зоны пойти в лесники. Куда он подался после зоны я не знаю, но в зоне я научился от него многому. Март очень легко и охотно делился своими знаниями. Специалистов он подбирал и обучал только сам и в этих вопросах мнения начальства для него ничего не значило. Март говорил, что за работу и за дисциплину он отвечает сам, и за имущество отвечает сам, вплоть до раскрутки (до нового срока за что-либо во время нахождения в зоне).
Для ясности расскажу о двух его рабочих-зеках. Один из них знаменит. Это Мярт Рингма – «паэский бомбист». Я не верю, что Мярт подкладывал эти бомбы, потому не верю, что просто не могу себе представить, что Мярт своими руками может изготовить техническое устройство, которое и будет работать.  Такие в И.У. и недели не отрабатывали, а Мярт Рингма там отработал много лет и я помню, как качественно он выполнял заказ ОГМ (отдела главного механика) по моим чертежам. То, что я не верю в его преступления, это не вопрос этики или политики. Это мнение инженера. Второго, о ком я еще помню, звали Тойц (не сто проценто) Древинг. Мужик сидел за сейфы и лучше его в сейфах и замках разбирался только Юра Лилевяли. Но у Юры это наследственный талант, а Тойц был основателем династии, то есть он первый в семье имел эту «специальность».
Да, о ремонте мотоцикла с гордым именем «Урал» и не очень гордым хозяином по кличке «Полтора пи…са». Мужик был двухметрового роста и вес его соответствовал весу откормленной особи такого роста. Да, я назвал его мужиком, но это не его социальный статут «по жизни». Это я просто обозначил его половую принадлежность. Извинялся он перед Мартом долго и громогласно. И платил за фуфло (за обман) долго и много. Примерно через месяц согласовали новую цену за новый ремонт и «Полтора пи…са» эту цену полностью авансировал. После получения платы ремонт был закончен меньше, чем за неделю. Ровно за такой срок времени Март «разобрался» с заклинившим движком. Но своего «коня» хитроседалетный «Полтора пи…са» получил только через месяц. Тоде ежедневно совершал «пробные поездки» по рабочей зоне. Прекрасный наглядный урок для всех остальных «заказчиков». Да, был и у меня конфликт с «Полтора пи…са» (дальше буду называть его П2), где он полностью показал кто он и что. А дело было так. Иду я по рабочей зоне чай покупать у барыги (торговца) и в кармане у меня 25 рублей. Пачка чая в то время на воле стоила 40 копеек, а у нас в зоне 2,5 рубля. Хорошо жили барыги, но не всегда долго. И тут меня останавливает П2 и начинает шмонать (обыскивать), лезет рукой в тот самый карман, а карман узкий и очень глубокий. У П2 кулак размером о мою голову, и я надеялся, что он просто не достанет рукой до денег. Это был мой первый срок, и я был очень наивный зек. Это Мент. До денег. Не достанет?! Придет же такая бредятина в голову. Вытащил он руку из моего кармана и говорит: «Иди на работу, не шляйся тут». Я обрадовался: «Не нашел». Завернул за угол, сунул руку в карман, а там ветер гуляет. А в то время была незыблемая договоренность: если мент нашел деньги и оставил их себе, не оставив рапорт, то идет в дежурку и он дает тебе чая или курва ровно на половину той суммы, на которую он разбогател. Пришел, а он смотрит на меня наивными глазками и «понять не может, что этому зеку надо». А дело в том, что у ментовской смены тоже был порядок, что все отметенное (отобранное), но не учтенное, они делили после смены поровну на всех. Я это знал и грубо рявкнул: «Гони мои пять пачек чая». Конечно, риск большой, но я знал, что П2 в большой неуважухе у ментов и то, не смотря на рост и вес, при посиделках на «огородах» в поселке ему часто перепадало от соседей.
Чёрт возьми, из-за П2 забыл о хорошем человеке. Так вот о Древинге. Тойц был «сувенирщик», и не просто «сувенирщик», а «сувенирщик оружейник». Он делал сабли, кинжалы, арбалеты, рыцарские доспехи «под старину». Сталь была отличная, качества и внешний вид прекрасные. При мне саблей его работы рубили четырёхмиллиметровый прут (материал прута см 20). На сабле даже зарубки не осталось. Клинок был с «травленым» рисунком, рукоятка сабли из кости и плетенной кожи. Ножны и рукоятка были украшены чеканкой, зернью и «самоцветами» из шлифованных цветных стекол. Такую саблю можно было турецкому султану дарить и быть уверенным, что подарок будет принят и доставит радость. Вот мастер, как мастер. Тойцу всегда заказывали подарки на юбилей большого начальства.
Да, чуть не забыл. От Тойца я получил знания интересные, правда, мною не проверенные. В зону пришел зек. Пришел за сейф. Но это была история – всем историям история. Он украл в Кадриорге сейф из торгового павильона и долго тащил сейф «на горбу» по парку, так как не мог открыть сейф без ключа. Приколов в его деле было два. Первый состоял в том, что рядом с сейфом был на вешалке халат работницы павильона. А в кармане был ключ от сейфа. Нет, это надо же! На деле карманы не проверить. Бедолага устал таскать этот несгораемый ящик фирмы «Терас» и бросил его возле бетонной урны. Главный прикол как раз рассказал Тойц. Оказывается, если такой сейф поставить «на угол», а по верхнему углу ударить как раз бетонной урной, то сварочные швы не выдерживают и сейф раскрывается, как цветок.
Да, как говорится, «дурака и в церкви бьют».