Герман Селдерхейс. Кальвин и сокрытие Бога

Инквизитор Эйзенхорн 2
КАЛЬВИН И СОКРЫТИЕ БОГА
Герман Селдерхейс

Сокрытый Бог

В Божественности Бога, насколько она была нам открыта, подразумевается то, что и Его сущность и его действия частично скрыты от нас. Эта сокрытость может повергнуть
вера верующего в величайшее затруднение, сомнения в заботе Божией и даже
сильный страх перед Богом, переживаемый как яростное нападение на самую суть религиозной жизни, может отяготить его.
В исследованиях Кальвина было уделено мало внимания трактовке Кальвином сокрытости Бога.; Возможная причина этого в том, что Бог, который сокрыт и хранит Себя скрытым, не соответствует нашему представлению об образе Бога Кальвина. Правдоподобность этого тезиса подтверждается, например, в английском переводе Комментария Кальвина к псалмам, опубликованным в 1846 году издательством Общества перевода Кальвина.. Переводчик, преподобный Джеймс Андерсон, неоднократно воспроизводит Кальвина в этой связи, как если бы Кальвин говорил о видимости сокрытия Бога, тогда как сам Кальвин никогда не употребляет глагол «казаться», а, наоборот, имеет в виду реальность этой сокрытости.2 Однако предполагаемое различие между Кальвином и Лютером, который, как говорят, гораздо больше говорил о сокрытии Бога, не доказано как реальное, хотя многочисленные исследования, посвященные идеям Лютера по этому поводу,  и крайне немногие подобные исследования, посвященные работам Кальвина, заставят нас подозревать в обратном. В «Комментариях к псалмам» Кальвин ясно дает понять, что он был учеником Лютера в этом вопросе, хотя и с небольшими различиями в акцентах и с гораздо большей экономией выражения.
Рассмотрев этот предмет более подробно, отметим, что Кальвин говорит о сокрытии Бога тремя способами. Во-первых, возможно, что Бог частично скрыт от нас, потому что, будучи людьми, мы просто не можем видеть все, что происходит вокруг и исходит от. Бога. Здесь сокрытость Бога связана с нашей человечностью. Во-вторых, может быть и так, что мы скрываем Бога [от себя], потому что, например, своими грехами мы ставим своего рода дымовую завесу между Богом и собой. Здесь сокрытие Бога происходит из-за нашей греховности. Последняя и самая важная причина сокрытости Бога может заключаться в том, что она является результатом действия Бога, намеренно скрывающего Себя от нас. Здесь мы имеем дело с сокрытостью, исходящей от Самого Бога. Именно эта сокрытость вызывает наибольшую трудность и, соответственно, также получает наибольшее внимание у Кальвина.
В связи с каждым из этих трёх «видов» сокрытости Кальвин обсуждает причины и указывает способ относиться к сокрытости Бога. Каждый вид имеет свою причину и требует особого подхода.Поскольку два «вида» сокрытости, присущие нашему человечеству и греховности, тесно связаны между собой, и, хотя они и различаются, их едва можно отделить друг от друга у Кальвина, здесь они рассматриваются вместе. Сначала мы  взглянем на пассивную сокрытость Бога (Бога, сокрытого нами); дальше мы будем обратите внимание на Его активную сокрытость (Бог скрывается от нас).

Бог скрыт от нас

В разделе об антропологии Кальвина уже стало ясно, что как тварь человек ограничен в знаниях и понимании. Это ограничение особенно очевидно когда дело касается оценки действий Бога. Большая часть деятельности и сущности Бога остается сокрытым от людей просто потому, что Он не виден нам.4 Так, Пс.9:18,  говорит о скрытом деле руки Божией, которая может незаметно сражаться с противниками народа Божьего. Сокрытие Бога здесь происходит не из-за греха или намеренного сокрытия Богом, а просто потому, что мы, люди, не можем видеть действия Бога.5
Кальвину удается убедительно описать эту реальность в Пс. 39:11 он ситает, что Бога можно сравнить с мотыльком. Кальвин отмечает, что поначалу краснел от этого.сравнения, которое кажется довольно абсурдным, ибо какая связь может быть между крошечной бабочкой и бесконечным величием Бога? Тем не менее, говорит Кальвин, Дэвид очень правильно воспользовался этим сравнением, поскольку, как и мотылек, хотя и незамеченный, своим тайным грызением портит предметы одежды, так проклятие Божие невидимо действует на безбожников. Сокрытость Бога здесь явно относится к нашей человечности. Божья работа – это очевидно, но мы, будучи людьми, не можем видеть это ясно. Однако это ошибочное понимание может привести к ошибочным и необоснованным чувствам и идеям. Поэтому иногда нам кажется, что Бог глух, и это впечатление возникает потому, что мы, люди, судим ситуации по нашим собственным стандартам. Бог приспосабливается к людям, но люди в своем общении с Богом не приспосабливаются к Нему. Наши выводы основаны на «плотских» соображения, в результате чего мы теряем правильный взгляд на Бога. Логика плоть ведь такова: поскольку Бог не отвечает прямо на нашу молитву, Он глух к нашим молитвам. Другая типично человеческая форма рассуждения такова: я испытываю невзгоды, поэтому Бог должен быть далеко ( Пс. 6:4). Или так: Поскольку Бог не пришел мне на помощь, должно быть, Он забыл меня (ср. Пс. 13:2). Во время невзгод я не вижу никаких признаков помощи Божией, поэтому Он, вероятно, не делает различий между праведниками и неверующими. Ошибка, которую совершают люди, заключается в том, что мы измеряем помощь Божию нашими критериями; в результате мы вскоре теряем смелость и даже начинаем отчаяние, когда мы взываем к Богу, и Бог не сразу отвечает актом вмешательства. Из этого делаем вывод, что Он нас не слушает. Мы судим о вещах с земной точки зрения и таким образом приходите к неправильным выводам.
Насколько этот опыт порождает ошибочные выводы, которые мы делаем, по мнению Кальвина, из них ясно видно влияние нашего общения с Богом. В качестве доказательства он приводит молитву, в которой Давид просит Бога, чтобы его лицо сияло на нем. Человек может произнести такую молитву только в том случае, если переживания определяют его образ Бога. Комментарий гласит следующее: "Мы уже говорили в другом месте и увидим в дальнейшем в других местах, что такой способ высказывания проистекает из общего мнения людей, которые думают, что Бог не беспокоится о них, если не покажет ясно, что заботится о них. Невзгоды ведь скрывают лицо Божие, как облака затмевают сияние солнца. Давид, соответственно, просит, чтобы Бог, немедленно помогая ему, сделал это. для него очевидно, что он примирился с Богом и пользуется Его благосклонностью, и это реальность, которая не так-то легко различить среди мрака невзгод. Теперь говорят, что Бог поднимает свет Своего лица падает на нас двояким образом: либо Он открывает глаза, чтобы позаботиться о нас, или  показывает нам Свою благосклонность. Однако эти две вещи тесно связаны; действительно, одно даже зависит от другого. Однако, если говорить первым образом, мы можем приписать Богу перемену, которая, собственно говоря, ему не подходит. Второй тип указывает на то, что наши глаза, а не Его, закрыты и тусклы, пока Он удалился, и мы думаем, что Его не беспокоит наше несчастье.10
Еще одна причина возникновения впечатления, что Бог скрывает Себя - это наша забывчивость. Так народ Израиля во время своего пребывания в пустыне начали так серьезно сомневаться в присутствии Бога среди него. Это было, как будто до этого Он уже много лет скрывал себя от евреев. Они верили, что Бог сокрыт, потому что они забыли Его откровение в освобождении из Египта - вывод, который Кальвин называет «обвинением Богу».11
Мы также можем позволить впечатлению об отсутствии Бога расшириться в нас, раздувая таким образом наши чувства. заботы и хлопоты, что Бог совершенно исчезает за ними. Чтобы проиллюстрировать это, Кальвин использует пример мухи, которая становится слоном. С того момента, как на нас надвигается хотя бы одна атака, мы немедленно обращаемся в бегство.. Действительно, мы все сразу представляем себе такие высокие горы, что начинаем думать, что рука Божья больше не может дотянуться до нас.12 И все же существует явная связь между тем, что Бог сокрыт от нас, и что Лн активно скрывается от нас. Так, Кальвин комментирует Пс. 42:2: что наши невзгоды подобны облакам, которые скрывают от нас лицо Божие. Однако, несколькими строками ниже Кальвин тут же добавляет, что все наши невзгоды возникают потому что Бог лишает нас знаков Своей отеческой любви, а это то же самое, что Бог скрывает от нас свое лицо. 13 Последствием невзгод является то, что Бог сокрыт от нас, но причина несчастья в том, что Бог скрывает Себя от нас. С этим мы пришли к активной сокрытости Бога.

Бог скрывает Себя

Этот другой вид Божественной сокрытости проистекает не из того, что мы человечны и грешны, но от сущности Бога. Бог иногда скрывается. Хорошо известно, что Лютер много говорил об этой сокрытости Бога; менее известно то, что он сделал в своих ранних произведенияхгораздо больше, чем в более поздних. Кальвин также использует тему сокрытости, хотя ей и уделяется мало внимания. Хотя сокрытость никогда не проявляется в заметной и обширной форме, она все еще реальна.

Настоящее сокрытие Бога

Кальвин часто ссылается на реальность сокрытия Бога. Бог может скрыть Свое лицо таким образом, что Он начинает выглядеть как наш враг. 14 Постоянно возвращается образ облака, скрывающие лицо Божие. В Библии, соответственно, есть упоминание о «свете его лицо», «потому что в каком-то смысле он окружает свое лицо облаками, когда
посылает нам страдания».15 В этом случае невзгоды явно являются одновременно выражением и причиной Божье сокрытие. Бог также закрывает свое лицо облаками, когда лишает нас наслаждения Его Словом. По мнению Кальвина, даже часто случается, что Бог
скрывается от нас, заботясь о том, чтобы Его Слово больше не было «приятно» нам.16
Иногда Бог задерживает исполнение Своих обетований и тогда Он кажется Своим людям ушедшим на какое-то время. 17 Это упоминание об уходе» напоминает об овцах,
именно так Кальвин относится к верующим. Верующие - это овцы, которые на какое-то время без пастыря. Они также овцы, которые, учитывая враждебность, которая приходит
на них, обречены на бойню. 18 Тем не менее, столь же реальна  сокрытость Бога когда они бродят как овцы, настолько реальной, но не менее скрытой является Божья защита перед лицом враждебности. В таких ситуациях кажется, что Бог не делает различия между верующими и неверующими, обращаясь со всеми одинаково. Кальвин выступает против этой идеи и утверждает, что Бог скрыл Свою справедливость. Поскольку он не сразу предлагает помощь, облако материализуется между Богом и нами, между Божьей заботой и опытом этой заботы, и свет Божьей правды затемняется тучами, так что Его правление
в некотором смысле отделено от справедливости 19. Однако наступит день, когда Бог устранит эту сокрытость, а это значит, что что Божья справедливость и праведность снова будут ясно видны и что, таким образом, все будет восстановлено в должном порядке.20  Следовательно, для нас важно подумать о цели, ибо в конце станет очевидным, что, хотя Бог ставит  добро и зло рядом и их разница под угрозой, исход для этих двух групп людей будет разным.21 Здесь Кальвин использует такие термины, как «беспорядочностб» и «замешательство», чтобы указать, как это действие Бога представляется нам, и в то же время дает понять, что Сам Бог покажет, что реальность на самом деле другая.
У Кальвина сокрытость Бога и путаница связана так же, как присутствие и порядок Бога. Это также причина, по которой Кальвину так трудно осознать реальность сокрытости Бога. Эта трудность неудивительна для человека, который так любит «порядок». и боится хаоса. Для Кальвина, как указано выше, противоположные понятия порядка и путаницы напрямую связаны с различием между присутствием Бога и Его скрытность. Когда Бог скрывается, этот мир сразу погружается в сбивающую с толку тьму, но он восстанавливает порядок в тот момент, когда снова показывает Свое лицо.22
Кальвин скрывает свои затруднения по поводу сокрытости Бога, указывая на то, что скрытый Бог - это в каком-то смысле не настоящий Бог. В своих комментариях к Псалму 90:16 Кальвин отмечает: что Бог принимает на Себя чужую роль, притворяясь кем-то другим, чем Он есть на самом деле, когда Он отходит от Церкви, ибо Его настоящая работа превыше всего ставит защиту Церкви.23 Чтобы выразить эту нереальность Бога, Кальвин делает частое употребление термина «на время» (ad tempus).24 Бог лишь временно скрывает Себя, поскольку Его дело на самом деле заключается в том, чтобы присутствовать перед Своим народом, помогая и защищая его.
Бог может скрываться и в обычных вещах, т. е. в средствах. У Кальвина об этом говорится в комментариях к Пс. 98:1, где поэт говорит о «правой руке» Бога, добившейся победы народа. По мнению Кальвина, поэт здесь противопоставляет руку Бога Его обычным средствам помощи. Эти обычные средства никоим образом не умаляют силы Божией, но в то же время скрывают эту силу в некотором роде. В этой связи Кальвин говорит об одеждах, в которых проявляется сила Божья. Он завернут и поэтому скрыт. Иногда Бог лично появляется на сцене и следовательно, лично и, следовательно, подчеркнуто узнаваем, но, как правило, Он скрывает Свою силу в средствах, которые Он использует.25

Сокрытие как выражение гнева

Кальвин указывает, что Бог также может скрывать Себя от Своего народа, выражая Свой гнев. Этот гнев может коснуться не только Его народа, но и всего мира. Когда Бог чувствует, что благочестие в этом мире падает, Он отдергивает руку или уже не являет Себя так ясно, как прежде.26 Именно здесь очевидно, что это сущность и служение Бога -. быть милостивым, потому что, по мнению Кальвина, лицо Бога тождественно Божьей благодати. Эта ассоциация очевидна, например, из его комментария к Пс. 74:9. Кальвин предполагает, что этот псалом возник во времена вавилонского изгнания. В нем поэт признает, что изгнание было справедливым наказанием за грехи народа. Тем не менее,  в то же время он сетует, что это наказание длится так долго. Народ живет в великой тьме, ибо Бог сокрыл лицо Свое и лишает его всех знамений Его милости.
То, как Кальвин связывает сокрытость лица Божьего с наказанием и гневом,  показывают, что лицо Бога является синонимом Его благодати.27 По своей сущности Бог милостив; поэтому, если Он хочет показать свой гнев, у Него есть возможность сделать это, временно спрятавшись. Однако в то же время Божье наказание – это выражение его любви и заботы, сам факте Его наказания подразумевает, что Его люди дороги Ему и что Он  все еще связан с ними. Поэтому гораздо более шокирует, когда Бог замолкает. Когда Бог скрывается от нас и молчит до такой степени, что уже даже не назначает лекарство наказания, то это худший вид наказания,  которое может поразить нас, ибо это является признаком ужасающе безвыходной ситуации. Дело в том, что пока Он нас увещевает и призывает явиться перед Своим судилищем, и  пугает нас Своим судом, Он одновременно приглашает нас совершить покаяние. Но когда Он видит, что все эти усилия бесполезны и Его увещевания никоим образом не помогают, тогда своим молчанием Он заявляет, что Он оставил заботу о нашем спасении.28 Это сокрытие Бога, по мнению Кальвина, фактически приводит к тому, что Бог оставляет нас и предает руководству сатаны.

Мы скрыты от Бога?

То, что Бог скрывается от нас, в любом случае не означает, что мы по этой причине скрыты от Него. То, что мы не можем Его видеть, не означает обратный вывод: он нас не видит, хотя мы и можем так иногда подумать. Однако в Пс. 10:1 Давид жалуется, что Бог далеко: и что Бог, похоже, не обращает внимания на страдания Своего народа. Так ли это, что  Бог так далек от нас, что не может видеть наших страданий? Кальвин разрешает эту трудность, объясняя жалобу Давида в свете антропоморфного языка Библии.29 Таким образом, на кону стоит образный способ речи, когда говорится, что Бог далеко и поэтому не может видеть наших бед, ибо Он всегда присутствует и ничто от Него не сокрыто. Однако Бог позволяет нам говорить с Ним на том же языке, на котором мы говорим друг с другом, с оговоркой, что мы должны помнить, что такая манера разговора не может нам помочь сделать какие-либо выводы о сущности Бога. Мы говорим с точки зрения того, что мы испытываем в данной ситуации и в этой ситуации может показаться, что Бог далеко от нас.
Кальвин, таким образом, не отрицает сокрытости Бога и не заявляет, что сокрытость - это просто видимость, но он отвергает вывод, что мы тогда являемся скрытыми от Бога. Идея о том, что от Бога можно что-то скрыть, противоречит Его  природе. В любом случае, как проницательно замечает Кальвин, сам Давид, должно быть, тоже имел осознавал, что его слова не соответствуют фактам, ибо хотя он и жалуется, что Бог далеко, тем не менее он совершенно уверен, что Бог близко, поскольку в противном случае Он, конечно, не призвал бы Его.30 Мы также обнаруживаем этот дуализм между тем, что переживается, и тем, во что верят, в Пс. 59:4, где Давид призывает Бога прийти и посмотреть. Кальвин отмечает здесь, «что чувство плоти смешано с учением веры». 31 Когда мы, верующие, терпим всякую несправедливость, мы переживаем это так, как будто Бог держит глаза закрытыми. Но в то же время, поскольку Давид в этих словах признает, что Бог может видеть, то ясно, что вера сознает, что ничто не сокрыто от Бога.32
Кальвин постоянно предостерегает от суждения о небесной ситуации с точки  зрения взгляда на наш земной опыт. Он не хочет иметь ничего общего с богословием из
ниже, с изображением Бога, основанным на нашем собственном опыте или на истории. Мы также учимся тому, как опасно принимать за критерий собственный опыт, когда после того, как Господь дал ему победу, Давид восклицает, что Бог жив. Кальвину кажется, что лучше так не делать,  связывая с этим фактом любые выводы о существовании Бога, а скорее рассматривать это утверждение как выражение того, как Давид познал Бога. На самом деле мы часто говорим, что Бог жив, когда ясно являет нам свою силу, но «в тот момент, когда Он скрывает от нас Свою силу, не только чувство, но и знание того, что Он живет исчезает из нашего сознания»33.

Теология креста (theologia Crusis).

Как в описании Кальвином христианской жизни, так и в его разговорах о сокрытии
Боже, становится ясно, что его богословие - это theologia Crusis. Характеристика богословиz креста заключается в том, что реальность проявляется в своей противоположности, как победа Христа, например, таится в Tго смерти. Бог скрывает цель Cвоих действий, совершая вроде бы противоположное тому, что Он намеревается. Таким образом, Бог может забрать все Его дары по порядку, чтобы тем самым вернуть нам наше доверие к нему. Бог дает, отнимая. Кальвин называет это ...чудесным и невероятным способом делать что-то, где несомненно, что Бог, скрывая свою лицо и как бы покрывая нас тьмой, должено озарить глаза Его слуги, которые вообще ничего не видели при полном свете дня.34 Поскольку мы часто слепы к Богу, когда Его лицо светится на нас дружески, мы не должны удивляться тому, что Бог иногда скрывает от нас Свое лицо, когда Он хочет, чтобы мы увидели Его снова.
Различие между coram Deo («пред Богом») и coram mundo («в глазах  мира») соответствует богословию креста. Итак, когда Бог скрывает Свою помощь и откладывает спасительное вмешательство, заставляя мир рассматривать верующих как убогих и несчастных 35, с точки зрения Бога они чрезвычайно счастливы, потому что по отцовской милости они получили величайшее возможное благословение. Аналогично, как Кальвин заключает на основании Пс. 9:10, что можно иметь более ясное представление о Божьем суждении глазами, полными слез. Когда Бог «молчит»36 во времена скорби, это вызывает серьезные искушения среди Его народа. Бог, однако, откладывает Свою помощь, желая упражнять Свой народ слезами и воздыханиями. Таким образом, Он зажигает свет, чтобы дать возможность людям увидеть Его суды более ясно.37
Цель скрытой деятельности Бога может заключаться в том, чтобы дать понять Его детям, что Бог помогает им, а другие даже не замечают этого. Часто бывает, говорит Кальвин, что Бог в ходе Своих спасительных действий скрывается и притворяется слабым
хотя на самом деле Он действует сильной рукой.38 Такое кажущееся противоречие также
встречается в 96-м псалме. Кальвин считает самым примечательным то, что поэт в конце концов не сдерживаемый никакими угрызениями совести, призывает весь мир воспевать хвалу Господу в ситуации, когда Израилю приходится упорно бороться с многочисленными существовавшими идолами в мире того времени. Азия, Европа и Африка поклоняются Юпитеру, но поэт плачет что Бога Израиля следует бояться больше всех богов, и что, хотя этот Бог скрыл себя в Иудее, глухом уголке мира!39

Педагогическое сокрытие

Как правило, когда Кальвин говорит о сокрытии Бога, как мы видели выше, он сразу же добавляет пояснение: Бог не действует случайно, но имеет цель во всем, что Он
делает. Добавляя объяснение, Кальвин понимает, что он соотносит Бога и человека с каждым из аспектов. Таким образом, Бог может скрыться, чтобы научить нас чему-то. Он может скрыться в гнее, чтобы привести нас к покаянию. Когда вобъяснениях Кальвина предлагает сокровенность Бога, он постоянно позволяет благости Божией прийти через нее. Например, Бог иногда скрывает от нас Свою благодать, а значит, и Самого Себя, ибо если бы он всегда тотчас же вмешивался и приходил на помощь, мы бы не знали невзгод и следовательно, слишком сильно цеплялись за эту жизнь.40
В своем комментарии к 9-му псалму Кальвин предлагает еще одну возможную причину Божьего молчания. Иногда может показаться, что Бог ни в малейшей степени не заинтересован в нашем угнетении, тогда как на самом деле Он хочет побудить нас к молитве. Он только хочет отпустить свою «руку» и принять меры, когда мы попросим его об этом. Тогда может показаться, что он помнит  нас, только когда мы молимся Ему.41
Еще одна причина заключается в том, что Бог иногда хочет испытать нас, чтобы увидеть, останемся ли мы послушными Ему, когда он, кажется, позволяет своему народу быть преследуемым и имя Его презираемым. Чтобы проверить это послушание, он скрывает Свое судебное вмешательство, достигая уровня, который намного выше нашего понимания.42 Кальвин также поднимает вопрос об идея испытания в комментариях к Пс. 115:7, где поэт призывает себя вернуться к доверию к Богу. В этой связи Кальвин отмечает, что здесь мало осталось бы места для веры и силы Божьих обетований, если бы верующие имели мир только как до тех пор, пока Бог действительно проявил себя как их Избавитель. Истинное свидетельство веры появляется, однако, когда человек спокойно продолжает ожидать доказательства благосклонности Бога в ситуации, в которой Бог все еще скрывает эту благосклонность.43
Еще одна цель Божьего ссокрытия может быть направлено на то, чтобы смирить Свой народ. Следовательно, Он может какое-то время скрывать свою помощь, пока он не увидит, что мы достаточно смирились перед Ним. В то время он ясно проявит Свою помощь.44  Нигде мы не находим, чтобы Кальвин заканчивал непостижимостью Бога, поскольку Он никогда не затруднении найти объяснение Своему сокрытию. Объяснения Кальвина несут в себе резко апологетический характер. Он явно пытается защитить Божественность Бога, Его существо.

Пастырство Кальвина

Вопрос, который занимает Кальвина как пастыря, заключается в том, как людям следует относиться к Божьему сокрытию. В своем толковании Псалма 73:10-11 Кальвин уделяет много внимания внутреннему смятению, которым страдают люди, когда Бог какое-то время воздерживается от раскрытия Себя. Верующим тогда приходится иметь дело с искушением, присущим вопросу о том, действительно ом существует Бог. Хотя в своих вопросах и жалобах они, возможно, не заходят так далеко, как неверующие, им действительно приходится много переваривать! Здесь Давид сообщает нам, что даже верующие начинают колебаться в такое богохульство, но правда, что они не могут всегда сдержаться, когда кажется, что Бог перестал выполнять свою задачу.45
Частично Кальвин уже показывает выход из таких ситуаций, подчеркивая, что
Бог стремится к положительному эффекту, когда Он скрывается, способом, описанным выше как педагогический характер сокровенности Бога. Кальвин показывает своим читателям другой путь, напоминая им о Божьем промысле. Задача Бога 0 заботиться и защищать Свой народ,  и Его Божественность подразумевает, что Он никогда не оставит эту задачу. Бог никогда не молчит и по этой причине никогда не перестанет проявлять свое предусмотрительность, даже когда Он прячется. Следствием этого, пишет Кальвин, является то, что...мы можем быть уверены в этом, хотя Он и не бросается немедленно на помощь тем, кто несправедливо угнетен, Он никогда не оставляет своей заботы о них. А это особенно достоверно: когда он скрывается, Он не пренебрегает Своими обязанностями, а  выявляет терпение своего народа, чтобы мы могли с уверенностью ожидать благоприятного результата.46
Степень, в которой «божественность» Бога помогает нам пережить период Его сокрытия, особенно видна из Пс.24:6, в молитве Давида о том, чтобы Бог вспомнил его. В в своих комментариях к этому псалму Кальвин отмечает, что Бог по природе милостив и что: поэтому, хотя Он и может временно отдернуть руку и скрыться от нас, Он никогда не сможет отречься от себя. Он просто не может лишить Себя Своей милосердной сути. Суровая истина заключается в том, говорит Кальвин, что Бог не больше может отделяться от его чувства милосердия, чем от вечности Его существа.47 Только если мы познаем этого Бога и Его провидение - можем ли мы «терпеливо нести крест наш, когда Бог на некоторое время скрывается в ту пору, когда наши враги приходят в дикую ярость. Ибо Бог знает когда придет время и наступит подходящий момент для возмездия 48
В искушениях, возникающих, когда Бог скрывается, молитва является средством,
в котором человек может стоять и в то же время призывать Бога явить Свой лик  снова. И здесь Дэвид снова может быть нашим примером: Далее мы можем узнать здесь, что, хотя на время Бог может удалить от нас всякое проявление Его доброты и закрыть глаза на все зло, которое нас поражает (как будто Он покидает нас, как многих чужих), мы, тем не менее, должны энергично бороться до тех пор, пока, освободившись от искушения, мы не сможем молиться и осмелиться излить свое сердце перед Ним. Тогда с нами будет так, как если бы Бог вернулся к Своему прежнему обычаю, и Он снова стал относиться к нам более милостиво. Есть только одно место для такого рода молитвы, и оно возникает, когда Бог впервые скрывает от нас Свое лицо и это кажется, он вообще нами не интересуется.49 Мы можем лишь оказать сопротивление искушению, возникающему из-за Божьей сокрытости, когда наша молитва основана на верной надежде на благодать, ибо тогда Бог также реагирует на это в милости.50 Здесь мы также отмечаем, как сами люди должны поступать и что на их уровне лучше всего оставаться в борьбе веры. Всеохватывающая деятельность Бога не предполагает ограничения действия веры человека.
В предыдущем разделе мы видели, что сокрытость Бога связана с расстоянием.
между небом и землей. Упоминается даже о пропасти между небом и землей, между тьмой и светом, между опытом и фактом, между тем, что мы видим и что есть на самом деле. Перед лицом моего опыта веры в расстояние между Богом и для меня, единственный способ преодолеть эту пропасть — это подняться на небесные высоты и с этой точки зрения, увидеть, как обстоят дела на самом деле. В связи с этим Кальвин говорит о нашем «проникновении на небеса».51
Вера, позволяющая определять себя не опытом, а знанием Бога, знает, как преодолеть пропасть, прорваться сквозь облака и увидеть скрытую праведность Божью. 52 Глазами веры мы можем прорваться к благодати Божией, хотя она и сокрыта,53 ибо вера позволяет нам превзойти мышление  плоти.54 Вера действует как крылья, на которых человек может летать мимо облаков. которые скрывают от нас Бога, в область покоя. На этой высоте снова лицо Бога становится видимым, и мы можем видеть, как на самом деле все устроено.55 Конечно,  трудно доверять Богу, когда Он скрывается, но возможно, это единственный способ преодолеть это искушение.
Временами, когда Бог скрывается и задерживает Свою помощь, нет ничего труднее
чем все же отдать Ему должное в доверии. Именно по этой причине Давид стремится собраться с силами, как бы говоря: когда страх подкрадется к тебе, когда искушение бросает вызов вашей вере, когда чувства плоти отбрасывают вас назад и далее, будьте настороже, чтобы не сдаться, но работайте над этим с неутомимой силой духа.56 Поскольку люди постоянно позволяют на себя влиянию переживаний, из-за этих «чувств плоти» эта вера всегда подвержена напряжению. С одной стороны, вера умудряется взбираться на высоты, где она уверена в присутствии Бога; но с другой стороны, существуют искушения, возникающие из нашего опыта, на основе которого «плотское» суждение определяет, существует Бог или нет.57 Вера живет благодаря парадоксу опыта и реальности, когда мы ощущаем Бога так далеко и все же говорим с Ним. Жизнь, основанная на этом парадоксе, может поддерживаться, если вера сосредотачивается на Божьих обетованиях, ибо в этом случае вера может видеть невидимое. Таким образом, по крайней мере, Кальвин комментирует Пс. 102:16: Хотя среди невзгод сила Божия скрыта от верующих, они тем не менее смотрят на это глазами веры и в зеркале Божьих обетований.58
Соответственно, вера не предоставлена сама себе, а может держаться Божьих обетований. «Вот каким образом мы должны искать Его, ибо, хотя Он и скрывает от нас Свою силу, мы должны найти покой в Его обещаниях, и они не сокрыты».59 Что касается этого, верующие Нового завета более твердо держатся реальности, чем те, кто придерживался Ветхого. В Ветхом Завете пророками были люди, которые, когда Бог удалился из-за грехов народа, и поэтому народ жил во тьме Божьего отсутствия. Пророки приходили, чтобы указать народу на Божьи обетования благодати и спасение. Эти вестники утешения всегда были нужны. По этой причине плач настолько силен, когда в Пс. 74:9 говорится, что нет больше пророка. Однако для Церкви Нового Завета истина состоит в том, что теперь, когда пришел Христос, раз и навсегда ясно, что Бог заботится о Своем народе и милостив к нему. Теперь верующим больше не нужно напоминать об обетовании избавления, ибо это обетование исполнилось во Христе, так что сокровенность Божию можно теперь легче переносить.60

Бог скрывает нас

Активное сокрытие Бога может принять и совсем другой оборот. Ттогда не Бог скрывает себя, а скрывает верующих. В комментарии на Пс.82:3. Кальвин решительно отвергает толкование тех, кто мог сказать, что «сокровенные Божии» здесь означает, что мы не можем видеть или ощущать Божью заботу, как это описано в Кол. 3:3. Кальвин называет эту интерпретацию вынужденной и не соответствующей контексту и смыслу текста. Суть текста в том, чтобы сказать что Бог скрывает нас в тени Своих крыл.61 Он скрывает Себя не от глаз верующих, но верующих от глаз их врага. Кальвин подчеркивает
реальность этого в своих комментариях к Пс. 90:1, где он говорит плеонастически, что они принадлежали к «сокрытым, сокрытым под защитой Бога».62 Это не соответствует
девизу краткости и ясности Кальвина — использование плеоназмов. И он тем не менее делает здесь то, что подчеркивает его пастырское намерение говорить о сокрытии Бога.

1Заметным исключением здесь является исследование Брайана Джерриша под названием «Неизвестному Богу».Лютер и Кальвин о сокрытии Бога», в: Старый протестантизм и новый: ОчеркиНаследие Реформации (Эдинбург: T&T Clark, 1982), 131–149.
2 Например: «... хотя может показаться, что Бог проглядел и покинул нас» (т. V, 178), как
перевод «...который скрывает открытое на время...» (Пс. 135:13; 361). Сходным образом:
«...хотя на какое-то время может показаться, что Бог лукавит...» (Том V, 124), как перевод «Quamuis Бог сокроет это на время...» (Пс. 129:3; 331).
3 «Однако, как ни удивительно, не существует такого массива литературы о том, что думал Кальвин о Божьей сокрытость», Джерриш, Старый протестантизм и новый..., 141.
4 «Если мы имеем дело с его сущностью, то он, несомненно, живет в неприступном свете», 104:1, 85.5 106.
6 «...своим тайным проклятием...» 403.
7 «...по чувству плоти пророк говорит, что он глух к молитвам» в 80:5, 755.
8 На Пс. 125:4: «И, конечно, потому, что во тьме скорбей не видна помощь Божия, но
кажется, что перед Богом нет различия между праведными и нечестивыми», 315.
9 Пс. 9:13, 103.
10 пс. 31:16, 308.
11 «...где они сомневаются в его присутствии, как если бы он был спрятан раньше, извращенно не обращая внимания на растущеек преступление», 95:9, 34.
12 СО 31:661.13 Пс. 43:2; 434.
14 «...если даже Бог и сокроет лице Свое на время, то представит видимость отчуждения...» Пс.
80:15; 757.
15 Пс. 44:4; 438.
16 «Но часто случается с ними, что лик Божий омрачается в этой части, тогда как поистине Он лишает их вкуса Своего…» Пс. 119:135, 276.
17 Пс. 13:3; 133.
18  «...будьте верны... овцы, предназначенные на заклание, но спасение их, сокрытое, близко».
Божья стража охраняет...» Пс. 119:155; 284.
19 Пс. 94:15; 26.
20 «Но Ты возвращаешь вещи в их истинный порядок...»
21 «Ибо, когда он беспорядочно различает хорошее и плохое, в конце концов он доказывает себя другим исходом: не смешивай плевелы с пшеницей, потому что свое он собирает отдельно» (Пс. 17:7; 162).
22 «Ибо здесь впервые происходит молчаливое сравнение между благоустроенным государством, где Бог в Своем суде Он восстановит то, что сейчас запутано, и бушующую тьму, которая заставила замолчать Бога и Его лицо.сокрытие его занимает мир», 167.
23 «Потому что Бог, оставляя Свою церковь, некоторым образом облекается в чужого человека, знай Моисея Он называет свою работу благодатью защиты...» 840.
на время он опустит лицо свое...»
все
24 Примеры: «... какое-то время побегу» Пс. 13:3; 133;Пс. 18:15; 167; «…удалиться на время…», Пс. 25:6; 252; на время скрывается…», Пс. 80:15;757; «...он скрывается на время», Пс. 110:5; 165; «...на время он переодевается...» Пс. 129:3; 331;
на время скрывается...», Пс. 135:13; 361....
25 48.
26 Пс. 99:8; 53.
27 «А верные жалуются, что знамения благодати были отняты у них, потому что Бог — лицо Его».
как-нибудь скроет» (Пс. 74:9; 695).
28 Пс. 81:14; 764-765.
29 «Однако неправильно и через антропопатию он говорит, что Бог стоит на расстоянии в loCO...», Пс. 10:1
30 вверх. цит.
31 «Тогда, когда он скажет: смотрите, он смешает чувство плоти с учением веры».
32 «...верою признает, что ничто не сокрыто от Его промысла», op. город
33 «Там же 566.
34 даже смысл и знание Его жизни исчезают из их разума» (Пс. 18:47, 192.34 30:8, 297.
35 «... считаться бедным и несчастным перед миром», 100.
36 «Корам Део...», 100.
37 то же самое.
38 «Ибо часто тайно и под видом немощи Бог спасает верных Своих, чтобы они действительно почувствовали
что они сами были спасены его рукой, но не должно быть так же известно другим...» Пс. 118:15, 206
39 «Ибо истинный Бог сокрыт в Иудее, как бы в темном убежище», Пс. 96:4; 38.
40 пс. 9:13; 103.
41 106.
42 «потому что Бог, чтобы испытать наше послушание, возносит Свои тайные суды далеко над пленником. Пс. 92:6; 12.
43 194.
44 <<
Пусть Бог смирит Свой народ крестом и страданиями и на время отвратит от него лицо Свое
18:15; 167.
45 680.
46 100; там же бидж 12:8: «Если Божья стража скрыта, то пусть верные терпеливо ждут, пока
да воскреснет Бог», 131.
47 253.
49 Пс. 25:6; 252-253.
50 Пс. 80:15; 757.
51 «проникнуть на небеса».
52 «Вера, воистину, в запутанных вещах справедливость Божия, хотя и сокрытая, способна овладеть нами...»
Пс. 94:15; 26. 110:5, 165
53 «При этом читайте со светом веры, пока благодать Божия (хотя бы она и была сокрыта) ума
он проникал глазами», 132.
54 «...Я вознесся верою, чтобы вынести суд плоти», 1.в.
55 «крыло уверенности поднимается в безмятежное спокойствие, где все находится в своем законном порядке, который увидят все». , Пс. 18:15; 167.
56 Пс. 27:14; 31/280.
57 «...мы измеряем присутствие или отсутствие Бога по результатам», 69:19, 645.
58 69.
59 Пс. 119:123, 269.
60 пс. 74:9; 696.
61 774.
62 «те, кто сокрыты, сокрыты под защитой Бог

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn