Берсеневы. Часть 2. Глава 36

Светлана Розова
   - Так вот что ты удумал? - вновь заверещала Анна Михайловна.

        - Прекрати строить из себя дурочку, из нас с Лизанькой – монстров, а из своей мамаши - жертву. - посоветовал теще Михаил.

        - Я думаю так, как считаю нужным! - заносчиво заявила теща.

        - Теща, ты прекрасно знаешь, что ни Лиза, ни я не способны ни унижать людей, ни требовать от них покаяния. - раздраженно заявил Миша.

        - Ой, ли? - отозвалась Анна Михайловна.

        - Теща, где твоя объективность? - поинтересовался зять. - Куда она делась? И куда делась твоя материнская любовь? Бесследно испарилась при первом же появлении "светлого образа" твоей мамаши? Что же будет, когда "ее светлость" появится в этом доме сама?

- Она – моя мать! Будьте любезны с этим считаться! - рявкнула теща.

- А Лиза – твоя дочь! - в том же тоне напомнил ей зять. - Между прочим, очень хорошая дочь, заслуживающая уважения гораздо больше, чем твоя драгоценная мамаша! Ты об этом уже забыла?

        Анна Михайловна промолчала...

        - Ты забыла, как девочка вместе с тобой горе мыкала, пока твоя мамаша жила в свое удовольствие, не вспоминая о вас? - продолжил Миша. - Ты уже все забыла ради удовлетворения своей прихоти?

        - А если и так? - нагло, с вызовом, заявила Анна Михайловна.

        - Значит, ты ничем не отличаешься от своей матери... - заявил зять. - Очень жаль...

- Если бы я была такая же, как она, я бы вела себя с Лизой иначе! - гаркнула теща.
 
        - Ты уже ведешь себя так же, как Вера Егоровна вела себя с тобой! - раздраженно заявил зять. - Ты уже пытаешься ломать свою дочь через колено и достаточно прозрачно намекаешь на то, что, если она не прогнется и не станет жить по твоим правилам, вернее, по правилам, навязанным Лизаньке твоей мамашей, с тебя станется выставить ее из дома!

        - Имею полное право! - рявкнула Анна Михайловна.

        - Любой суд объяснит тебе, как сильно ты неправа... - вздохнул Миша.

        - Ты решил судиться со мной из-за площади, на которую не имеешь никаких прав? - надменно поинтересовалась теща.

        - Не собираемся мы с тобой судиться... - устало сказал Миша. - Обойдемся мы без твоей площади... Но  над Лизой я тебе издеваться не позволю...

        Анна Михайловна вновь промолчала...

        - Не забывай о том, что у Лизы, кроме тебя, есть я! - на повышенных тонах посоветовал теще Миша. - Учти, я не допущу, чтобы в угоду своей матери ты ставила Лизаньку в зависимость от ее мнения, требований, привычек, прихотей, капризов и так далее. Я не допущу того, чтобы ты позволяла Вере Егоровне издеваться над моей женой!

        - Как много треска, но мало прав... - спесиво заявила Анна Михайловна.

        - Верно... - ответил Михаил. - Я не могу выгнать бабку из твоего дома...

        - Вот именно... - с торжеством в голосе заявила теща.

        - Но зато я в состоянии, если возникнет необходимость, увезти Лизу на дачу и поселиться там насовсем, а вы с мамашей тут хоть обосритесь... - сообщил Михаил.

        Последние Мишины слова немного отрезвили Анну Михайловну...

        Она снова заплакала...

        - Зачем ты со мной так жестоко? - "жалистным" тоном спросила теща. - Я ведь не хочу ничего плохого... Мне не досталось такой матери, какой я расстаралась стать для Лизы...

        - Расстаралась?! - охнула побледневшая Елизавета Николаевна.
 
        - Теща! Думай, что говоришь! - рявкнул Михаил.

        - Что я такого сказала?

        - Ты только что поведала нам, что стать Лизаньке нормальной матерью тебя подвигла отнюдь не святая материнская любовь...

        - А что?

        - Скорее всего, холодный расчет...

        Анна Михайловна смутилась...

        - Возможно, я неправильно выразилась...

        - Возможно... - согласился зять, но по тону его было понятно, что он говорит одно, а думает совсем другое.

        - А, возможно, и нет... - с горечью заметила Лиза.

        - Выбирай слова, когда говоришь с матерью! - рявкнула Анна Михайловна.

        - Начни с себя! - не осталась в долгу Лиза.

        - Теща! Угомонись! - рявкнул Михаил. - Что сказано - то сказано, но впредь, когда опять соберешься что-нибудь ляпнуть, будь любезна помнить, что ты разговариваешь с дочерью, и выбирать слова!

        - Лиза меня неправильно поняла!

        - Значит, нужно говорить так, чтобы она понимала правильно! - раздраженно ответил Михаил. - Ты ведь учила ее, разговаривая с людьми, тщательно выбирать слова, чтобы ненароком не обидеть?
 
        - Да. Разумеется...
 
        - Сколько раз можно повторять, что в том случае, если ты требуешь чего-то от Лизы, то просто обязана предъявлять те же самые требования, в первую очередь, к себе самой? - раздраженно поинтересовался Михаил.

        - Чтооооо??? - возмущенно заверещала теща.

        - Будь добра, разговаривая с людьми, тщательно выбирать слова... - повторил Миша.

        Анна Михайловна недовольно поджала губы, но предпочла промолчать.


Продолжение следует...