Серафим Саровский о борьбе с унынием

Максим Владимирович Чепиков
Читая книгу о Серафиме Саровском, я встретил описание того, как преподобный Серафим боролся с унынием. Не все имеют возможность прочитать эту большую книгу, а тема уныния, депрессий волнует, я думаю, многих, и я решил выделить этот отрывок из книги в небольшую статью, снабдив её моими небольшими комментариями в надежде, что эта статья окажется кому-то полезной. На эту тему  также рекомендую мою статью «Как бороться с отчаянием» . Итак, вот отрывок из книги с моими комментариями:

«В особенности же для мира душевного должно отделять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха: «печаль бо многих уби, и несть пользы в ней» (М. Ч.: Видимо, в переводе на современный русский язык: «потому что печаль многих убила, и нет пользы в ней») (30, 25).

На этом «радостном духе» подобает остановиться с особым вниманием в жизни преподобного: он был отличительным свойством его, особенно впоследствии. Но не без борьбы достался даже ему сей благодатный дар, столь спасительный для притекавших потом к нему страждущих душ. Есть основание думать, что бес уныния нападал в начале монашества и на него самого.

«Трудно, - говорит преподобный, - избежать этой болезни начинающему жизнь монашескую, ибо она первая нападает на него. Потому прежде всего и должно остерегаться ее».

«Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче бы ему было уничтожиться, или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчётно-мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния; ибо от сего рождается всякое зло», «происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселение из места в место». «Несносным становится и место жительства, и живущие с ним братия». Тогда «демон скуки внушает монаху помыслы выйти из келии и с кем-нибудь поговорить». «И монах становится подобным безводному облаку, гонимому ветром». А иногда, наоборот, «злой дух печали», «овладев душою», «лишает ее кротости и благодушия в обращении с братиями и рождает отвращение от всякого собеседования», «она убегает людей, как виновник ея смущения: и не понимает, что причина болезни внутри ея», «душа, исполненная печали, делаясь как бы безумной и исступленною, не может спокойно принимать благого совета ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы».

Можно думать, что «нападал» этот злой дух уныния и на преподобного. Но он сразу и решительно находил выход из него. Первое «врачевание», «при помощи которого человек скоро находит утешение в душе своей», - есть «смиренномудрие сердца», как учит Святой Исаак Сирин. (М. Ч.: В православной литературе иногда встречается это понятие «смиренномудрие». Я думаю, что оно означает то, что нужно с осторожностью брать на себя решение слишком сложных философских и богословских вопросов, чтобы их трудноразрешимость не повергла нас в уныние и отчаяние). Другое врачевство видел он в труде и подвигах: «Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, потому что и рождается она от малодушия, и праздности, и празднословия»

(М. Ч.: Здесь, во-первых, говорится о силе молитвы, которая, по моему опыту, действительно может помочь  в минуты и часы уныния. Когда бывают тяжёлые ситуации, вдруг вспоминаешь о Боге и начинаешь про себя повторять: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, милостив буди мне грешному", и как-то всегда получается, что становится легче. Это очень сильная молитва. Или же бывает, что просто говоришь: «Господи, помоги – пропадаю!», - и как-то так получается, что помощь всегда приходит…

Во-вторых, здесь говорится о пользе труда. И действительно, в борьбе с унынием (или депрессией) может помочь занятие каким-то хорошим делом, иногда даже не очень нужным. Психолог Галина Белозуб писала о том, что у жителей деревни депрессий не бывает, т. к. они постоянно заняты работой. Кроме того, результат от успешно сделанной работы улучшает положение наших дел и заряжает душу энергией).

Оба же эти пути сводятся прежде всего к простому безропотному исполнению послушания: здесь и смирение и подвиг. «Прежде всего, - говорил преподобный, - должно бороться против уныния «посредством строгого и беспрекословного исполнения всех возлагаемых на послушника обязанностей. Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем. Скучают только те, у кого дела не в порядке. Итак, послушание есть лучшее врачевство от сей опасной болезни».

(М. Ч.: Действительно, если все наши дела находятся в порядке, то унынию или депрессии труднее появиться в нашей душе.

Бывает часто, что депрессию может рассеять какая-то спасительная мысль, поражающая одну из наших проблем. Наши проблемы могут казаться нам неразрешимыми, но мы, находясь в депрессии, всё же начинаем бороться понемногу против одной из проблем, и она рушится, и тогда остальные трудности тоже отступают, что выводит нас из этого тягостного состояния. Причиной же всему – улучшение положения наших дел. Надо стараться не сдаваться, бороться даже в тяжёлой ситуации, и эта посильная борьба может стать для нас спасительной).
/…/
А умея преодолевать искушения в самом себе, подвижник мог уже по опыту помогать и другим, вливая в них дух радости Божией.

Один саровский инок поддался подобному искушению. Желая найти себе облегчение, он поделился своей скорбию с другим братом. После вечерни они вышли из монастыря и, гуляя вокруг ограды, дошли до конного двора. Вдруг они видят преподобного. Глубоко почитая его, они упали ему в ноги. Угодник Божий с необычайной ласкою благословил их и, прозрев уныние брата, запел: «Радости мое сердце исполни, Дево, яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющая» (М. Ч.: В переводе на современный русский язык, видимо: «Радостью моё сердце наполни, Дева, радости принявшая исполнение, греховную печаль уничтожающая») (Тропарь из канона Богородице). Потом, топнув ножкою, святой старец с силою и восторгом сказал:

- Нет нам дороги унывать; ибо Христос все победил, Адама воскресил, Еву освободил, смерть умертвил!

Радость его передалась унывающему брату; искушение мгновенно исчезло, и иноки в мирном и веселом духе возвратились в монастырь.

(М. Ч.: Здесь мы видим, как, во-первых, передался свет души и радость от одного человека к другим, а, во-вторых, то, как верное христианское мировоззрение создаёт  в душе гармонию и счастье, которыми мы можем делиться и с другими людьми. Ведь и само слово «Евангелие» переводится как «Благая Весть», а Благая Весть, конечно, приносит людям радость. «Называются эти книги Евангелием потому, что для человека не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении» (Любовь Л.  )).

А монахиня Капитолина (Ксения Васильевна) в записях своих оставила нам свидетельство о воззрении преподобного на уныние и радость вообще: «Веселость – не грех, матушка: она отгоняет усталость; а от усталости ведь уныние бывает; и хуже его нет. Оно всё приводит с собою. Вот и я как поступил в монастырь – то, матушка, на клиросе тоже бывал; и такой веселый-то был, радость моя! Бывало, как ни приду на клирос-то, братия устанут; ну и уныние нападет на них, и поют уже не так, а иные и вовсе не поют. Все соберутся, а я веселю их; они усталости и не чувствуют! Ведь дурное что говорить ли, делать ли – нехорошо, и в Храме Божием не подобает. А сказать слово ласковое, приветливое, да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был – вовсе не грешно, матушка».
И этот дух Христова мира и радости все более возрастал в преподобном, дойдя потом до постоянной пасхальной радости; отчего он часто и называл своих собеседников: «радость моя» или встречая приветом: «Христос воскресе»».

Отрывок из жизнеописания «Всемирный светильник преподобный Серафим Саровский», написанного митрополитом Вениамином (Федченковым) (в книге «Преподобный Серафим Саровский» из серии «Российские судьбы» (издатель К. В. Кренов) (М. : «Новатор», 1998), с. 32 – 34).

Помолись о нас, пожалуйста, преподобный Серафим, чтобы шли мы путями Бога, любили Бога и людей, исполняли Божьи заповеди (Втор. 10:12), и чтобы у нас в душах были Свет, Любовь, Радость и Счастье, чтобы всё у нас было хорошо.
Чепиков Максим Владимирович
20.08.2020 г.