Сколько рая у Бога?

Игорь Устичев
               Для многих, включая современных батюшек, понятия: рай, Царство Небесное, обители Бога, Небеса, Небо, Горний Иерусалим – синонимы. Нам необходимо разобраться со всеми этими представлениями о посмертной участи души, чтобы понять, какое практическое значение они имеют в повседневной жизни христианина. Как известно, Ветхий Завет и Евангелие (Новый Завет) связаны между собой неразрывной нитью преемственности; они даны Богом для спасения человека и возвращение его в лоно Отца. Как писал Апостол Павел: «Закон (Ветхий Завет – авт.) был для нас детоводителем ко Христу» (Гал.3:24). Это значит, что Бог дал Моисею на горе Синай Закон, который способствовал выживанию избранного Богом Израиля среди бесчисленных языческих племен и народов. Нормы Закона (Пятикнижья и остальных книг Ветхого Завета) удерживали склонный к поползновению в язычество и идолослужение народ Израиля посредством строгой регламентации жизни, быта, богослужения и введением норм дисциплинарной и уголовной ответственности за малейшие провинности. Такие жесткие предписания Закона были необходимым условием выживания небольшого народа в экстремальной среде обитания, среди чуждых и агрессивных языческих племен. Закон Моисея можно сравнить с Уставом караульной службы в армии, где каждая буква написана кровью. Помимо этих требований, Закон содержал целый ряд норм, воспитывающих морально-нравственный облик Израиля, который в переводе свт. Афанасия Великого означает: «Ум, зрящий Бога». Среди них есть понятия рая и ада или шеола, преисподней (евр.) Закон не обещал человеку вернуться в рай, из которого он изгнан, а только рассказывал о нем, давая как-бы скрытую надежду на возвращение падшего Адама в обитель Отца. Не зря, по изгнании с Неба, Адам поселился на Западе, т.е. напротив Востока или рая (Быт.2:8), куда первоначально Бог поместил человека. В толковании на Книгу Бытия св. Иоанн Златоуст говорит: «Адам устремился к западу, погрузился в гроб», об этом же свидетельствует Тора или Пятикнижье Моисея у иудеев. Как свидетельствует Предание, он жил недалеко от горы Голгофа, на которой потом был распят Христос. Там же возле Голгофы Адам и был погребен, что не может не наводить на глубокие размышление, исключающие такие совпадения. До конца своих дней он со слезами на глазах смотрел на Восток и стенал о потерянном рае. Может быть поэтому в нашем представлении, особенно с учетом сегодняшних реалий, Восток – это Бог, правда, Свет, чистота и спасение, а Запад – олицетворение ада, тьмы и мерзости. Может быть поэтому, есть Церковь Западная, т.е. Римско-католическая, а есть Восточная или Православная? Но, вернемся к раю. Как известно, Бог насадил его на земле, причем не в переносном, а в прямом смысле. Его точное месторасположение указано в Книге Бытия (Быт.2:10-14). Соответственно, из этого земного рая, а не кого-нибудь небесного, виртуального человек и был изгнан. В подтверждение этого следует указать, что Земля, ее флора и фауна, а равно солнечная система и Вселенная были созданы для человека и ради него. Поэтому, если бы рай был бы не на земле, то и землю вместе со всей видимой Вселенной создавать не имело смысла. Итак, мы определились, что рай был на земле, как место блаженства и служения человека Богу, и что именно из этого места наши прародители были изгнаны. Это эпохальное событие вселенского масштаба было отражено в Библии с двумя целями: показать, что человек имел, когда слушал Бога, и что он потерял, когда ослушался Его. Поэтому все чаяния людей от Адама и до наших дней были направлены на возвращение в место утраченной радости и живого общения с Богом. Нет ни одного человека, который не мечтал бы об этом, ибо память о потерянном рае является генетической для всех живших, живущих и имеющих прийти в мир. При этом, не имеет значение кто это: абориген островов Океании или Папа Римский. О рае знает каждая душа, если не в прямом смысле, то на генетическом уровне, хотя названия этого места могут быть самые разные, в зависимости от верований и представлений дикого племени или просвещенных народов. Памятование о рае необходимы, чтобы с одной стороны – дать надежду на возвращение к утраченному блаженству, а с другой – побуждать к действиям, которые необходимы для осуществления вековой мечты человечества. В противоположность рая, Священное Писание говорит об аде, или шеоле (евр.), который 66 раз упоминается в Танахе (Священное Писание иудеев). Для нас это привычнее звучит, как «преисподняя». Традиционно место преисподней – это области мучений, тьмы, страданий, скрытые глубоко под землей, в противопоставление Небу. Упоминание об аде, как подземном месте мучений, часто встречается в Писании. Так, например, Патриарх Иаков в горе о погибшем Иосифе произносит: «Сойду к сыну моему в преисподнюю [в оригинале – шеол]» (Быт.37:35), а Праведный Иов Многострадальный вопиет: «Преисподняя [в оригинале – шеол] – дом мой; во тьме постелю я постель мою» (Иов. 17:13). О преисподней и ее особенностях мы говорим как-нибудь в другой раз. Нас сейчас интересуют более светлые и радостные темы рая и блаженства праведников. Переходя к Новому Завету и Евангельскому учению Христа, мы находим некоторые новые места радости, покинувшей тело души, чего ранее не встречали в Ветхозаветной истории. Так, например в Евангелие от Луки мы слышим притчу Христа «О богаче и Лазаре». В ней Он говорит, что по смерти Лазаря, за терпение в земных страданиях Ангелы отнесли его душу: «на лоно Авраамово» (Лк.16:22). Возникает закономерный вопрос: а где это лоно находится и почему душа Лазаря оказалась не в раю? Для ответа на него нужно понимать, что все притчи Христа – это не аллегории и не выдумки, ради удобства изложения богословских истин непросвещенному народу. Всякая притча – это история, имевшая или имеющая место быть сейчас или в будущем. История Лазаря относится к прошлому и свидетельствует о том, что у Бога всякий суд справедлив и невиновные не осуждаются, т.е. не подвергаются мучениям и страданиям. Невиновные – это те, кто прожил жизнь в ладах со своей совестью, в терпении и страдании, не ропща на Бога и судьбу. Такие были во все времена и во всяком народе, о чем мы находим свидетельство в Писании: «Во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».
(Деян. 10:35). И по Закону справедливости, души таких людей достойны лучшего места упокоения, чем души грешников. Лоно Авраамово – это и есть такое место блаженства. Господь называет его именем Авраама, подчеркивая, что Его обетование, данное Патриарху непреложно и милость Бога пребывает на Аврааме и по его кончине. Лоно Авраамово символизирует место, где достойные обретают радость о Господе вместе с тем, кто исполнил волю Создателя, породил многочисленные народы, «как песок морской» и сподобился упокоения в «месте тихе, в месте злачне, в месте покойне» (Пс.22:2). Почему же душа Лазаря не попала в рай? Это было невозможно, потому что двери рая были еще закрыты, и откроются только после прославления Христа, т.е. после его крестной смерти и воскрешения. Вместе с разрушением оков и врат ада или смерти, Он одновременно открывает царские врата рая. Лоно Авраамово – это место, в котором в ожидании Второго Пришествия Христа и окончательного Суда над миром, находятся души праведников, не просвещенных Святым Крещением во имя Святой Троицы. К ним относятся все поступавшие по правде и боящиеся Господа. Это не обязательно только иудеи или христиане. Речь идет о любом человеке, любой конфессиональной принадлежности и даже язычниках от времен Адама и до скончания века. О месте нахождения Лона Авраамово ничего не известно. Оно сокрыто до времени Промыслом Божиим. Но, исходя из экзегезы Священного Писания, можно предположить, что это некая особая область, не относящаяся ни к раю, потому что врата его еще закрыты, ни к аду, потому что это место не мучений, а блаженства. Условно можно предположить, что насельники Лона Авраамова вверху видят Царствие Небесное, а внизу преисподнюю, если можно так выразиться. Таким образом, с одной стороны, они радуются, что не погибают в геенне, как сказал Лазарь душе страдающего богача: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26), а с другой – мечтают о несравненном блаженстве Царствия Небесного, которое им пока недоступно по следующим причинам. Понятие о Царствии Божиим мы находим в беседе Христа с Никодимом и в других местах Нового Завета. И здесь, в отличие от Лона Авраамова, Христос прямо указывает на место его расположения: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Конечно, это не географическая точка и не координаты. Это состояние сердца и души, которое доступно каждому. Любое место пребывания человека, с точки зрения Евангельского учения, имеет значение только в том случае, если оно несет для него те или иные духовные последствия, ибо Бог везде. Для одних место в аду – мучения, а для других в раю – блаженство. И то, и другое вполне конкретные места, а последствия пребывания в них – совершенно разные. Помимо Царствия Небесного внутри человека, что означает устроение его ума и сердца, есть вполне конкретное еще одно место, которое называется «Горний Иерусалим» или «Небесный Иерусалим». Это тоже синоним Царствия Небесного, но уже в некотором ином контексте. Это город славы и пребывания Бога на земле и Христа на небе, откуда Он придет судить мир; не клянитесь: "Иерусалимом, потому что он город великого Царя" - говорит Христос иудеям(Мф.5:35). Сейчас врата Горнего Иерусалима закрыты и охраняют души сподобившихся оправдания на частном Суде Божьем благочестивых православных христиан, и прославленных в лике святых угодников Божиих. Всем остальным Царство Небесное остается недоступным вплоть до скончания века. Это особое место упокоения и радости, о котором Апостол Павел писал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9), т.е. даже Павел не смог подобрать слова, чтобы описать блаженство этого места. Однако, войти в Царствие Небесное могут только принявшие Святое Крещение и пребывающие в неповрежденной злочестивыми учениями христианской вере. Другими словами, для обретения Царствия Небесного должны быть соблюдены ряд условий: Крещение во имя Святой Троицы, принадлежность к истинной христианской вере, т.е. к Православию и ведение благочестивого образа жизни, главным признаком которого является покаяние и любовь к ближнему. Судьбы душ, пребывающих на Лоне Авраамовом и в раю (после прославления Христа) будут окончательны решены на Всеобщем Страшном Суде во время Второго пришествия Христа. Тогда врата Горнего Иерусалима откроются и достойные войдут в него под торжественные песни Ангелов и святых Божиих угодников. Но места блаженства для праведников в нем будут разные, в зависимости от заслуг каждого. Нельзя исключать, что и не крещенные сподобятся этой радости, потому что отпадет надобность в раю и Лоне Авраамовом. Останутся только преисподняя с осужденным сатаной и аггелами его и Царствие Небесное для любящих Бога. Размышляя об этом, мы рискуем навлечь на себя гнев ортодоксальных толкователей Писания и маститых богословов, потому что такие утверждения внешне противоречат словам Христа: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие» (Ин.3:5). Однако, пути Господни неисповедимы и: «Ин суд человеческий, а ин Божий», – говорят св. отцы (прп. Агофон и др.). Библия знает примеры, когда Господь отменяет Свои ранее данные определения, исходя из Домостроительства Вселенной и человека: проповедь Ионы и спасение Ниневии, принесение в жертву Исаака Аврамом и отмены жертвоприношения Богом, пророчество Илии о смерти царю Ахаву, которое не сбылось и другие. Более того, Сам Христос говорит о вхождении избранных и не крещенных рабов Своих в Царствие Небесное: "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф.8:11), а они, как известно, крещены не были, ибо отошли ко Господу задолго до Христа. Поэтому, исключать восхождение в Горний Иерусалим всех оправданных и призванных Богом в день оный нельзя. К тому же, в беседе с Никодимом, Христос говорит по «Царствие Божьем». Это словосочетание употребляется чаще всего в Евангелие, а «Царство Небесное» мы находим только у Матфея: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф.26:29).  Отличия и не только вербальные, но и глубоко сакральные в этих понятиях есть несомненно, но мы не можем в рамках настоящей работы касаться их более подробно. Это тема будущей статьи. А что же стало с раем после воскрешения Христа и Его прославления? Как мы уже говорили, врата рая открыл Христос Своим подвигом, и первым, даже раньше апостолов, в него вошел благочестивый разбойник. Не трудно понять, что он, не мог войти со Христом в Царство Божие, поскольку не был крещен, но врата рая ему открыл Господь. Соответственно, можно предположить, что с наступлением эпохи Нового Завета, рай становится местом пребывания некрещенных, но праведных, включая младенцев и детей не успевших принять Таинство Крещения, как не сподобился этого распятый со Христом разбойник. А вот, где место рая – большой вопрос? В начале мы говорили, что рай был насажден Богом на земле. А где он сейчас? Встречаются некоторые предположения отцов и богословов, что рай и сейчас находится на земле, но сокрыт от глаз человеческих. Косвенно это подтверждается тем, что Второе пришествие Христа и Всеобщий Суд будут на земле среди живущих на то время людей. Соответственно, и рай станет видимым всем, и души там пребывающих явятся на Суд, чтобы стяжать еще большую славу.
                В заключение необходимо сказать, что подлинное местонахождение души и ее участь после смерти и Суда Божьего остаются для нас непостижимой тайной. Мы можем лишь делать косвенные, бледные как тень, предположения, основываясь на доступных нам сведениях из Священного Писания и Предания. Однако, понимание общих законов спасения и посмертной участи души, необходимы на пути ко Христу и борьбы человека с самим собой здесь на земле, а блаженства рая, Лона Авраамова, Небес, Горнего Иерусалима, Царствия Божьего и Царства Небесного, равно как и ужасы ада – служат нам и стимулирующим, и предостерегающим напоминанием.