13. Бдения на День Поминовения

Оксана Самоенко
 Написанное в Заветах отчаянно нуждается в переводчике. Как и Пушкин, не понятный ученикам. В его удалой кибитке, взрывающей пушистые бразды,  нынешним детям понятны только два слова. «Пушистые» и «взрывая».

 Есть интернет- журнал  «Фома». В нём - рубрика «Райсовет». Несколько батюшек разного сана пытаются найти объяснение притчам Заветов. Как они не стараются оставаться в русле православной церкви, бывает «круто».

Сама собой вспоминается характеристика переводчика, знающего, наверное, все языки, поучаствовавшие в создании священных текстов. Кроме шумерского, я думаю.

 Первые тексты шумер старше 18 века до нашей эры. К нему относят начало создания Эпоса о Гильгмеше, ещё не знавшего письменности. Но о Потопе  ему уже сообщили.
Первые записи Ветхого Завета относят к 12 веку до нашей эры. Разброс во времени представили?  Добавим разность в культуре и  понятиях,  сложности геополитические, но дошло. Обыкновенное чудо.

 Характеристика библейских историй, как героического эпоса понятна, если постоянно держать в голове начало всей литературы этого региона.  И литературы всего человечества.

Попробую воссоздать начало «Героического эпоса». По возможности, не углубляясь  в вопросы веры. Бог создаёт Рай, первую супружескую пару, даёт Адаму права соавтора. Он может «нарекать» имена животным, птицам, зверям, то есть, определять их судьбы.
 Первая женщина имени не имеет,  Бог с девушкой разговоров не ведёт,  Адаму запрещает, есть плоды определённого дерева, Адам жене о запрете не говорит.
Может быть, юный мир и человек, имели другие физические возможности. Человек понимает других божьих тварей. Они - его.
Бог не сидит рядом со своими созданиями денно и нощно,  не запрещает  размножаться. Адам имеет право плодиться, создавая себе подобных. 

 Предполагается, единственным другом будущей Евы становится Змей, ещё чистый от Сатаны. Ева доверяет Змею, делиться с ним непониманием запрета есть определённые фрукты. 

Здесь можно забраться на возвышение и произнести пламенную речь о пользе знания и о вреде умолчаний. Ведь, именно непонятками и замалчиванием пользуется Сатана, занявшийся просвещением Евы.

 Сирийские мистики (от общения с божественным сверхразумом),  считали, что Создатель изначально сделал человека порочным. Только пройдя через изгнание из Рая, трудности жизни на опаскудевшей Земле, он поймёт   истинную ценность жизни под богом, искренне будет стремиться к возвращению в райскую жизнь.

 Героический эпос, как путь домой получается.  Первая «Одиссея».

 В таком случае Сатана мог сразу присутствовать в жизни женщины, её незнание заложено умышленно.
 Это, если допустить, что Падший Демон - только исполнитель воли Господа. Но у него предполагается наличие собственной воли.

 Картинка усложняется, предположение, что бог знал всё заранее… равнозначно гордым заверениям о, данной богом, свободе воли. Во что это вылилось?
В предательство.
Не людьми Бога.
Мужским предательством.

Ева о запрете не знает. Единственный друг не соблазняет, не уговаривает. Яблоко и без Сатаны наливное, «играет» на солнышке  спелыми соками, пахнет радугой и дождём.
 А запрета нет. Муж сказал. И чё?
 Он тебе даже имени не дал. Всем дал, а тебе - нет. ТОТ и не разговаривает с тобой.

Вот здесь  очередной раз  появляется «освобождённая женщина Востока» и всех последующих времён.
А муж, между, прочим, не оказывает сопротивление и жрёть протянутое яблочко с треском за ушами. А Бог- тут, как тут.
И сразу с подозрениями.
 «Не ел ли ты»?
 Что говорит Адам?
 «Жена, которую дал мне ТЫ…».
То есть, виноват, кто угодно, жена, Создатель, подсунувший ему злыдню - жену, но не он. 
 Можно долго разбирать ситуацию с точки зрения этики и педагогики. Что сказал Бог, что это значило.

После изгнания из Рая первая супружеская пара разбегается в разные стороны.
Предположим,  что человеки стыдились содеянного, по этой причине не могли видеть друг друга, но напрашивается первая ситуация, которую Бог не смог  «просчитать».

Первые боги не были машинами. Они создавались людьми, привыкшими решать проблемы, тогда, когда медлить уже нельзя. По этой причине, боги шумер «не торопились  с выводами», делали ошибки, вслед за ним ошибались люди, а наши философы кормят нас Свободой выбора».
 Принципы  той свободы записаны в простой песенке:»
Что сбудется- то сбудется.
Не сбудется- забудется…»
 Леонид Утёсов пел.

Авторы  Завета не обладали талантами шумер, но имели много времени и  большой дофилософский багаж  для создания «нетленки».
  В старых текстах осталась обида Евы, сожительство людей с демонами. Были там дети или нет, не знаю. Понятное дело, сей щекотливый вопрос был «забыт» и запрещён, но спрашивают.

  К примеру, на ком женились Авель и Каин? Согласились на египетском варианте. Осирис и Сет были женаты на сёстрах- близняшках. Исиде и Нефтиде. И ситуация обострилась первый раз.  Осирис приглядел себе Нефтиду. Приглядел и увёл. Видимо, это было в порядке вещей. Ра безмолствовал.
 Сет, «вдруг», выходит  из порядка, но без его «выхода» не было бы истории Египта.
Изначально заложено?

 Каин приглядел себе точную копию жены,  результат известен, но Каин успел родить каинитов.
 КОТОРЫЕ, чувствуя изначальную свою порочность, стремятся максимально проявить возможности, заложенные в них Творением. Они занимаются культурой и развивают технику, «искупая» отцовский грех.

Адам с Евой после гибели сына снова надолго расходятся, снова встречаются и рожают Сифа.  Человека набожного, правильного.
 Однако.
Сыновья неба спускаются к дочерям земли. Это понимается, как сифивиды, наскучившие  себе собственной праведностью, начинают «дружить организмами» с культурными и образованными каинитками.
Интереснее с ними.

 Они не просто яблоко вам под нос сунут, ещё пальчик оттопырят и скажут:»Райский налив-с  такого- то года.  С левого берега Евфрата. Тогда знатные разливы были, с большими аллювиальными наносами.  Вот это попробуйте-с . Там есть ананасовая нотка с кедровой горчинкой. Ну,  страсть, как хороша!»

Создатель, видя возбуждение   сыновей неба, решил, что  ребяток надо «мочить», пока они не надумали отрекаться от старого мира.  Или спасать, досрочно отправив к праотцам.

 Спешу заступиться за «Райсовет» перед православной инквизицией. Это- не самое крутое толкование. Русский лубок, явление в России позднее и осознанное,   предлагает красочную картинку из жизни Евы  в, свободный от Адама,  период.

 В начале статьи поставлена другая иллюстрация.

 Ева кормит Каина грудью и жалуется Сатане на змей, растущих  из младенческого личика.  Змеи  жалят грудь. Сатана просто пообрывал гадов.
 Сколько толкований напрашивается! Правда?
Среди них и то самое: «Не болтай! Сатана всегда рядом. Кругом- шпиёны!»

 О Потопе.
Сам  древний текст подчёркивает, что Ной строил Ковчег 100 лет.  Под  чутким  руководством Бога.  130 дней он носился по  бушующим водам. Отец Ноя мог просто не дожить до мероприятия.

 Но у нас в обсуждении такая стройная версия исчезновения отца праведника получалась, что вспомнилось, как Христос отказался выручать Иоанна Крестителя из тюрьмы.
«Новое вино не наливают в старые мехи».
  Может быть, и здесь спасение старика просто не предусматривалось.

Восточная религия характерна особым почтением к старшим,  вниманием к  связи поколений. Если мне не понятно, почему, Утнапиштим был, фактически, наказан бессмертием, то с Хамом получается следующая история. Не мной придуманная.

 Допустим, для Ноя отец оказался «старым вином», которое нет смысла брать в мир праведников. Снова «не просчитанная» ситуация. Праведник Ной напивается и засыпает, не накрывшись тряпьём.

Нет, желание напиться до беспамятства  предусмотреть не сложно.
 «Вдруг»- реакция Хама. Он рождён ещё до Потопа. Взрослый человек, выросший в праведной семье, соблюдавшей заповеди. Одна из них- уважение к старшим, забота о них.  Пренебрежение отцом вызывает ответную реакцию сына.
 Хам возмущён, удивлён, ошарашен.
«Праведник, столько лет, напрямую общавшийся с богом, проведший Ковчег через Очищение, нажрался до потери стыда! Как это совместить? И, вообще, где дедушка?»

 Максимализм. А, давайте его назовём максимализмом верующего.  Назвался праведником, так и веди себя соответствующе.  Хам, основываясь на старых правилах, оказывается строже праведника Ноя.
 
 Досадно. Проспавшийся кормчий проклинает не  Хама, а  его потомство. По сути, нас с вами. Не только негров и цветных, считавшихся  потомками сына  Хама. Их  рабство «оправдано» богом.
 Всех, кого считали людьми второго сорта. Всех, кто жил по законам канонического права.
  Подробности позже.
Хамовым отродьем нас затуркали.
 А с  толкованиями надо быть аккуратнее.

 Можно в ответ получить следующее. Отказавшись от отцов, дедов, прадедов, отдавших жизнь за независимость Отечества, вы  поступили, как Ной, которому не было дела ни до родителей, ни до потомков.
 Фактически, мы сейчас живём по правилам индейцев Огненной Земли. Бабушки- дедушки сначала нас рОстили, передавали мудрость поколений, а под конец просто пошли на корм потомков.
 Нет? Не доедаем то, что осталось? И демократия ваша, по сути, демократия питекантропов.
С антропологической точки зрения.

А для чего  потомкам Хама, детям Шарикова дано  было образование? Мы оттопырим мизинчик и, кое- что из прочитанного сбацаем.

Почистим корявости и напомним, что «Героический эпос»  евреев, по сути, драма,  столкновение идеалистических  представлений Творца о своём народе с  реальным состоянием  этого народа.

Господь постоянно борется с самыми разгульными проявлениями вседозволенности, с полным отсутствием представлений о добре и зле в этом народе, периодически отправляя их во всевозможные пленения.
Зато сейчас посмотрите ролики, которые размещает народ Израиля.
 Многочисленные конкурсы детских хоров, проливающие искренние и благостные  слёзы  во время исполнения патриотических и божественных песен.
 И ни одна западная демократия не смеет заикнуться о духе тоталитаризма, в котором воспитаны еврейские дети.
 Ни одно светское мероприятие не  обходится без приглашённых мальчиков с хорошими голосами.
Свадьбы, дни рождения, освещения новых офисов  «обильно политы » общими слезами  людей, воспитанных в определённых,  единых традициях.

Воистину, всякое государственное образование  становится чужой добычей, когда оно   перестаёт быть Единой Цепью.
 Или, пальцами, сжатыми в единый Кулак.

 Пожалуй, это- главный вывод, сделанный иудеями при изучении опыта соседей по региону.

 А тогда, евреи и иудеи оказались в ситуации, когда понадобился объединяющий текст. Ассирия уничтожила Израиль, что бы он тогда собой не представлял.
Отправила на принудительные работы.
Остатки народа собрались в Иудее и принялись рассказывать друг другу сказки о былом могуществе. 
А, что было рассказывать?

 Один царь, скорее, вождь, пахал землю, когда на страну напал враг. Царя в пахоте еле нашли. Что о нём хорошего можно было написать?
И не написали.
 Соломон был падок на женщин и роскошь.  Сколько хорошего о его мудрости не пиши, царство досталось чужакам.
 Давид долго по крупицам собирал свою мощь.  Буквально. Велел царь священникам отдавать государству жертвенное серебро, которое приносили  верующие в храм. Пожертвования собирались на новый храм.
 23 года прошло. Нет серебра. Приставил царь государевых людей к ящичкам с пожертвованиями.

 И подробное описание процедуры вскрытия ящичков. Учёт и контроль.
 Всё писали. Надо было из чего- то собирать Героический Эпос.

Нет почти археологических доказательств событий Ветхого Завета. Нашли описание войны с царством Моав. С потерпевшей  стороны. С обеих сторон многие тысячи участников грандиозного события, сокрушительная победа, текст написан на одном языке.
 К вопросу битвы при Кадеше.
И что?
События Нового Завета археологически не подтверждаются вообще.
Искали. Нашли Иерихон без стен. Древнейший город на планете, построенный из  сырцового кирпича лет 12 тыщ назад.  Еле, бедненький, дождался евреев из Египта. Стены обрушил, а башню нам оставил. Добротную такую. Вырубленную в скале.
 Можно предположить, что самое удивительное свидетельство возможностей  того человека город оставил, таки, нам.
 Там  и черепов полно, но вредные иерихонцы ритуально так обезобразили останки, что вопрос об их происхождении остался загадкой.
Как и настоящее имя города.

Искали свидетельства исхода. Рамзеса второго, наконец,  оставили в покое.  На Стелле фараона Мернептаха обнаружили утверждение, что семени народа с именем, похожим на Израиль,  больше нет в его стране.  Решают, что бы это значило.
 Может быть, отчёт комиссии по запасам зерна в стране.
 Есть  библиолог Андрей Десницкий. Он утверждает, что в Новый Завет нужно просто верить.  Как в Добро. Во Христа.  В Его искупительную жертву.

Что  мог написать поздний народ в «священных» текстах начального периода.
 Естественно. Сын отвечает за отца.
И  наоборот.
Или не отвечают наши дети за то, что произошло в августе 32 года назад?
 Но связь ещё глубже и мудрее.
 Вспомним Осириса на коленях Исиды. Она- его опора и начало. Эту связь понимали и наши с вами предки. Все народы, не забывшие, как из семени прорастает росток.
 Вы- семя и росток одновременно. В вас соединились тысячи судеб и надежд, подвигов и грехов, обычаев и протестов. Вы- продолжение рода, средоточие опыта, правил, по, которым он жил.
 Раз дожил, значит,  принципы и поведение не были из рук вон, плохи. Если бы были плохи, прибили бы.
 Наверное.
 Одновременно, на ваших руках сидит куча мала потомства. От вас зависит, кем и какими вырастут ваши дети, кого они выберут себе в жёны или мужья. С их выбором род усилится ещё одним родом.
 Или ослабнет.
 От вас зависят судьбы сотен, ещё не родившихся, людей.

 Есть ли в этом карма или предопределение?
Оно- колы як.
Не буду расписывать то, чего не в состоянии охватить.

  Я спокойно отношусь к фразе об Иване- родства не помнящем. Меня забавляют генеалогические древа любой многоколенности.
 Как это.
 Прикольно.
 Я точно знаю, что родоначальницей моего рода была Люся, навернувшаяся с дерева где- то в Африке. О ней ещё Битлы пели.
 Вообще,  подвиг женщины, озабоченной прокормом семьи, вошёл в историю. Люся и Ева одинаково, «навернулись», пытаясь накормить свои семьи.
 Адам спихнул на женщину вину.
 Под деревом, с которого  упала Люся, наверняка стоял какой- нибудь, павиан и просил самый спелый и красивый плод,  с самой верхней веточки.
Глупышка знала,чем это закончится, но мы бабы- такие дуры.
 Когда Люся упала, павиан, наступив на мёртвые пальцы, подошёл к яблоку, поднял, откусил, пожевал, сплюнул.  «Кисла».

  И докажите, что это - не так.
 Что яблони там не росли.
Что не было долгого  территориального сожительства  между шимпанзе и павианами.
 Что некоторые тексты не написаны потомками этого сожительства.
 
 И, вообще, я сейчас сижу не на постели, а на руках у прабабушки, бабушки, мамы, тётушек и сестёр. Им всем просто места на коляске уже не хватало. Вот и спихнули меня. 

 Мою иронию можно объяснить,  не всем удаётся так интересно упасть.

Но чем объяснить наше почтение к родительским гробам и к истории, вообще?

История, как наш общий гроб, из, которого мы достаём мумии и рассаживаем за праздничным столом, как индейцы Латинской Америки.
 С соответствующим  страхом и чувством ответственности.