Легенда о сухом дожде

Сергей Свидерский
               

    Старожилы утверждали, все несчастья и беды начались после одного крайне странного и интересного события, точнее, природного явления, которое позже назвали «сухой дождь».
    Сколько ни прикладывал усилий выяснить, почему сухой, как это может быть, кто дал это определение: все мои попытки разбивались о стену непонимания спрашиваемых. Они твердили как заученное - сухой дождь потому что сухой.
    Дальше дело не продвигалось. Ходить по кругу и натыкаться на одни и те же ответы, занятие сомнительное с точки зрения логики.
    В итоге, решил прибегнуть к иному способу добычи информации – обратиться к свидетелям того памятного многим события.
    Долгожители и ветхие старики, те немногие, кому посчастливилось дожить до невообразимо почтенного возраста, только разводили руками. Что мы можем сказать, ветер жизни вымел все воспоминания из нашей памяти, и разводили руками; другие качали седыми или плешивыми головами и шепелявили беззубыми ртами, как мы может что-то поведать, если то, о чём ты спрашиваешь, было один раз. Более-менее сохранившие свежесть ума и подвижность мысли советовали не искать объяснения, не ждать предположений и принять всё, как есть.
    «Сухой дождь! Сухой дождь! Сухой дождь! – ложился спать с этой мыслью и с ею же вскакивал посреди ночи, выбегал в уличный сумрак рассвета, подставлял лицо дождевым струям, пил небесную влагу и вопрошал небеса: - Сухой дождь – что это?»
    Вспыхивали молнии. Хрипел гром. Загорались и гасли зарницы. Шли дни за днями. В моих поисках натыкался на глухую злобу или откровенное игнорирование.
    Интересный факт – сухой дождь прошёл один раз. Больше сей природный феномен не повторялся. Но, как следует из истории человеческой эволюции, единожды произошедшее событие прочно откладывается в памяти, нежели регулярно происходящие события.
    Может быть, именно единичный факт и послужил тому рвению, с каким я принялся за дело, образно выражаясь, засучив рукава. Не буду лукавить, оно настолько возбудило меня и потрясло, что я на некоторое время потерял сон, аппетит, стал рассеянно-растерян и мучительно-задумчив. Отнюдь, прежних качеств не растерял. Как раз наоборот, они стали более крепкими. Сказал бы академическими, но ими становятся знания, но никак не умения и способности.
    Рассудив и перебрав известное, решил, разумнее всего, это начать с того, что знаешь. Вот это то и служило препятствием. Не знал, с чего начинать. Вернее, не знал от какого поворотного момента начать расследование или исследование. Скупые сведения не расширяют круг знаний. Можно было до бесконечности долго топтаться на месте или переливать из пустого в порожнее, что изредка случалось, когда, идя ошибочным путём, собирал устные свидетельства от тех, кто что-либо слышал от того, кому довелось быть рядом с тем, кто… И так далее… Рассказать лопоухому недотёпе-исследователю этим, так называемым очевидцам и свидетелям было что. Иногда вечерами, устав выслушивать пространные байки, впав в прострацию, задумывался над тем, а зачем, собственно, это надо. Это знание о «сухом дожде»? оно, что, изменит мою дальнейшую жизнь, обогатит? Или узнанное об этом феномене как-то отразится на житье-бытье соотечественников? Ведь им, не единожды убеждался, на всё вокруг происходящее наплевать. А уж тем более на события заплесневелой старины.
    Утром, устыдясь собственных ретроградных рефлексий, гнал прочь вместе с ночью прострацию и с новой силой принимался за работу.
    Все мои усилия осложняло полное отсутствие письменных источников. Не зафиксированные знания быстро забываются. Поэтому, как ни прекрасно не зарекомендовал себя устный фольклор, минус его в том, что при передаче из уст в уста информация обрастает новыми подробностями, подобно корабельное дно ракушками. Зарождение письменности позволило фиксировать события от лица первого свидетеля. Ежели находились очевидцы, обладающие более подробной информацией, вносились изменения.
    С этим как раз возникли сложности.
    После странного природного феномена человечество внезапно поглупело и моментально утратило полезные навыки письма и чтения.
    Редкие единицы, носители столь необходимых навыков, сохранивших способности писать, заносили информацию в некие книги, своеобразные скрижали, однако мне пока что на моём исследовательском пути сих скрижалей, плит, стел с нужными мне историческими источниками о «сухом дожде» не повезло.
    В исторических анналах сохранились одни намёки на носителей, но при детальном рассмотрении приходил к неутешительному выводу, что любые сведения, как бы их не хотелось почерпнуть в каком-нибудь источнике, о «сухом дожде», потеряны безвозвратно. Чем дальше продолжался мой путь в темноте, тем гуще она становилась.
   
    Прошла в поисках одна весна; два долгих жарких лета отняли время, про него многие друзья и скептики твердили, мол, потеряно оно зря; три холодных и студёных плаксивых осени подряд основательно подточили моё здоровье; четыре морозных и снежных зимы загнали меня в капкан. И вот наступила пятая цветущая весна…

    Сидеть на крыльце дома непередаваемое удовольствие. Слушать новые звуки весны после зимнего затишья и могильной пустоты истинное наслаждение. Мои поиски, пришлось самолично признаться, оказались безрезультативны. Собранная из разных источников разносторонняя информация лежала на рабочем столе аккуратной стопкой исписанных листов.
    Мой труд. Мой титанический труд оказался сродни войне с комарами, по которым палишь из пушки.
    Разочарованием не оказался уничтожен я; вовсе нет, отрицательный результат тоже результат. После всего пережитого, я решил отдохнуть. Вот и сижу на деревянных ступеньках, дышу свежим воздухом, наполненным ароматом новизны. Светит ласково солнышко. Дует приятный ветерок. Высокое небо почти безоблачно и пронзительно сине.
    Всегда доверяя интуиции, я и на этот раз не поспешил отказываться от неясных предчувствий. Сплошной линией налетели прозрачно-серые мрачные тучи, низко стелясь над землёй. Порывы ветра всколошматили деревья и траву. Солнце скрылось из глаз. Приятная грозовая прохлада выстудила весенний полдень…
    Последующее трудно передать словами.
    Приятное томление в груди, тормозящее дыхание. Лёгкое головокружение, возникающее при гипоксии. Пронзительная какофония прерывисто звучащих звуков в ушах. Приятный тремор в руках и ногах. Эти невероятные симптомы чего-то очень давно ожидаемого заставили встать и сойти по ступеням на дорожку.
    То, что «сухой дождь», догадался по его следам на светлой тротуарной плитке. Он лил не спеша, словно цедился через рассекатель с редкими отверстиями. Сухо блестела влажная листва деревьев. Сухо отливала зелень травы цвет серых туч. Сухо блестели под струями дождя мокрые окна и с сухо повлажневшей крыши закапали прозрачные капли сухого дождя.
    Не получив объяснения, легенда о сухом дожде продолжилась…

                Глебовский, 8 сентября 2023 г.