Плач по Рубцову

Лысенко Светлана
Я в потрясении. Что делать? Я не знаю.
Погружена в стихи Николая Рубцова (3 января 1936 – 19 января 1971 гг.), воспоминания о нём и рассказы о его судьбе. Но, главное, – в его стихи.  Осенью проходят Рубцовские чтения – ну, это так, запараллелено, случайно. А, может, нет? В жизни Поэта много было мистики, но сейчас я не об этом. Я погружена в стихи Рубцова.
 Начинаю их читать, привычно, с разбега, как давно уже читаю все стихи, но споткнувшись о слова огромного смыслового значения, тут же торможу и начинаю читать с начала, но уже медленно, вчитываясь в каждое слово. И попадаю под гипноз его стихов. Я в оцепенении. Что с этим делать?
Хочется крикнуть всем и, в первую очередь, себе:
- Ребята, бросайте писать свои стихи! Когда есть такой Поэт.
Невероятно. А кто ему равный? Он как-то писал, что Есенин, Блок, Пушкин где-то рядом, в сумраке возникают.
К Есенину он ближе. Но Николай не подражает ему. Есенин – как бы отец, из другой эпохи. А Рубцов – из нашей. Относительно  недавно о нем не так уж хорошо знали. Да и сейчас – не уверена, что все знают. Но это ни о чём не говорит. Разве он хуже от этого? Почему же не знали? А потому что сам не хотел, не стремился к славе.
 Как-то Николая Рубцова, без его ведома, внесли в списки выступающих вместе с известными эстрадно-плакатными поэтами, но когда он узнал, что ему надо выходить на широкую публику, то категорически отказался. Как организаторы не поняли? – у него задушевные стихи, не приспособленные для грохота в микрофоне на площади или в огромном шумном зале. 
У него тихие стихи, пронзающие насквозь, доходящие до самого скелета, щекочущие до душевного трепета и столбняка каким-то магическим холодом. Невозможно, невозможно это описать.
Почему это меня так трогает? Может быть, потому что мы ходим по одним и тем же следам? По его следам.
В Архангельской области, где родился Николай Рубцов, мы не раз бывали в байдарочных походах. Вологодчина – родина моей мамы, значит, и моя. Никола, Тотьма…  В деревне Никольской никогда не была, увы, но в г.Тотьме, что в 70 км от Николы, была, когда ездили летом к друзьям. И в Вологде, конечно же, не раз бывала по пути в Тотьму и в свою родную Вытегру.  Рядом, рядом всё. Мурманск, Кировск – там я, конечно, бывала, особенно в Мурманске, Мурманский край – это моя малая родина (Оленегорск). Рига, где Николай поступал в мореходку, мы жили два года. Ленинград  – кто же не был в Ленинграде? И, наконец, Москва – где я сейчас живу. Николай ещё путешествовал в Сибири, а я нет, не довелось. Много, где он побывал в свои недолгие 35 лет. Так стремился уехать туда  – «за холм»! Но, отметим,  основные места кружения души Рубцова – Север, Русский Север, что на карте выше Москвы.
Так кто же такой Рубцов? Спрашиваешь о нём в Яндексе, узнаёшь биографию, читаешь стихи Рубцова, попутно вникаешь в подробности жизни и потрясаешься. Нет, всё пугающее и ужасающее про этого поэта читайте сами, если хотите. Я же – про его душу и стихи.
А душа его парит над нами. Над русской землёй. С каждым годом я всё ниже и ниже склоняюсь к земле, а он – всё выше и выше поднимается в небо и всё ближе и ближе – к звёздам.

Первое сильное потрясение от Рубцова – «Я буду долго гнать велосипед» – как выстрел в голову.
Как это созвучно было нашему времени! Скромность (никаких Мерседесов – это про других, «обиженных» властью), романтика поездок по северным милым русским местам. Я в велосипедные походы ездила 3 раза и до сих пор по утрам езжу на велосипеде в парк.

Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке, которую люблю… (это отрывок из известного стихотворение Николая Рубцова «БУКЕТ»).

Ну, это всё! На разрыв души.
Я не зря упомянула все свои родные места – потому что это моё, наше, понятное  до боли, до слёз. И, обратите внимание, такое душевное, близкое, без этих «примадонн» и  прочих красивостей. «Эпоха Брежнева», «эпоха Пугачевой»… Шутки прочь, товарищи, эта эпоха будет, или стала уже, эпохой Николая Рубцова. Потому что рядом с нами жил великий Поэт. А мы все долго и не знали, какой величины был его талант. Что ж, время было такое. Трудно было о себе Поэту заявить. Интернета-то не было. Прозы.ру, к примеру.

Нет, ему даже повезло – его, молодого поэта, приняли в Союз писателей, настоящий, книжки три небольшие выпустили, и в альманах разных печатали и даже, за пару лет до смерти, в Вологде дали отдельную  квартиру. Ведь Поэту нужен покой для творческого сосредоточенного труда. Просил комнатку какую-нибудь в коммуналке, а тут умные руководители города отвалили целую квартиру – правда, в хрущобе на пятом этаже без лифта, но лучших-то не было.
Эта квартира была предметом зависти озабоченных квартирным вопросом волгожан и стала местом сбора невесть откуда взявшихся друзей, а также приютом для приезжей из Москвы подзабытой литинститутской любви, решившей выйти замуж за пошедшего в гору Поэта. Да чтоб сначала прописал – её и нажитую где-то дочку. Тихий ропот Поэта, выше всего ценящего свободу: «Не люблю я жениться», – девушка, видать, слышать не желала. Убираться в квартире? – не её это, поэтессы, дело. И пусть скорее напишет предисловие к её книжке, а то тянет всё с ним.
 
Впрочем, я не хотела лезть в эту область. Ох, лучше бы уж и не было бы у него отдельной квартиры, пусть бы и дальше скитался он по общагам и чужим углам!

Возвращаюсь к стихам.
Я не могла поверить, что на свете ещё может появиться поэт такого высокого уровня, как Есенин.
Но появился.
Потихоньку, медленной, но твёрдой, уверенной поступью творчество Николая Рубцова стало проникать в моё сознание.

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…
Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.
Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!
Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Красные цветы, похоже, связаны у поэта с образом рано ушедшей матери, умершей, когда ему было 6 лет.

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОК
Домик моих родителей
Часто лишал я сна.
- Где он опять, не видели?
Мать без того больна. –

В зарослях сада нашего
Прятался я, как мог.
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок.

Этот цветочек аленький
Как я любил и прятал!
Нежил его, - вот маменька
Будет подарку рада!

Кстати его, некстати ли,
Вырастить всё же смог ...
Нёс я за гробом матери
Аленький свой цветок.

Любимые же цветы Николая Рубцова, считают, были анютины глазки. На Вологодчине на лугах и лесных полянах множество растёт маленьких разноцветных виол. Думаю, их Николай имел в виду.

ЦВЕТЫ
По утрам умываясь росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой,
И спросил я: — А как назывались? —
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались — «анютины глазки».

Вот его рассказ в стихах о своём детстве.

ПРО ДЕТСТВО
Мать умерла.
Отец ушел на фронт.
Соседка злая
Не дает проходу.
Я смутно помню
Утро похорон
И за окошком
Скудную природу.
Откуда только —
Как из-под земли! —
Взялись в жилье
И сумерки, и сырость…
Но вот однажды
Все переменилось,
За мной пришли,
Куда-то повезли.
Я смутно помню
Позднюю реку,
Огни на ней,
И скрип, и плеск парома,
И крик «Скорей!»,
Потом раскаты грома
И дождь… Потом
Детдом на берегу.
Вот говорят,
Что скуден был паек,
Что были ночи
С холодом, с тоскою, —
Я лучше помню
Ивы над рекою
И запоздалый
В поле огонек.
До слез теперь
Любимые места!
И там, в глуши,
Под крышею детдома
Для нас звучало,
Как-то незнакомо,
Нас оскорбляло
Слово «сирота».
Хотя старушки
Местных деревень
И впрямь на нас
Так жалобно глядели,
Как на сирот несчастных,
В самом деле,
Но время шло,
И приближался день,
Когда раздался
Праведный салют,
Когда прошла
Военная морока,
И нам подъем
Объявлен был до срока,
И все кричали:
— Гитлеру капут!
Еще прошло
Немного быстрых лет,
И стало грустно вновь:
Мы уезжали!
Тогда нас всей
Деревней провожали,
Туман покрыл
Разлуки нашей след…

Конечно, он знал, что он гений, здесь скромность не уместна. Приезжал в свою родную Николу, угощал мужиков вином-папиросами. Сам курил Беломор, а спиртное, любое, называл «вином». Бродил по лугам и лесам, вдохновлялся, сочинял стихи. Объяснял местным крестьянам, что он не бездельник, а поэт, и не какой-нибудь графоман, а настоящий поэт, состоящий в Союзе писателей. И показывал соответствующую книжицу. Не болтлив был. Больше любил внимательно слушать.
Посмотрите на него, на его лицо. Глаза – в таких глазах можно пропасть, глубокие затягивающиеся в себя бездны. Был смугл и черняв (а Пушкин в тех местах не бывал?). Лёгкая улыбка блуждала на лице – грустная, мечтательная, лиричная, немного отрешённая, защитная какая-то.  Среднего роста (165 см), хрупкий. Вечный шарф вокруг шеи. Периодически, уезжая куда-то, менялся им с друзьями – на память. На тощих, сдвинутых, как у целомудренной девчонки, коленях – гармошка. Говорят, он пел хорошо, подыгрывая себе на гармони или гитаре, – частушки и другое, в том числе свои стихи на сочинённую экспромтом музыку.

Улетели листья с тополей —
Повторилась в мире неизбежность…
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность!
Пусть деревья голые стоят,
Не кляни ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели?

Николай обладал всесторонними талантами, отлично учился в школе. Очень рано почувствовал себя Поэтом. Писал свои стихи ночами, под утро, вышагивая их, накинув пальто, по коридорам общежитий или где ещё, и сразу набело, черновиков не было. Почерк у него был красивый, изящный – как и его тонкая, светлая душа. Один из его друзей сказал, что Рубцов был как огромный неосвещённый корабль, проплывший мимо нас в темноте. А другой сказал хозяйке, отказавшей ему в приюте, что она не пустила на порог Есенина.
 
Вот отрывки из стихотворения «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»:

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

О, как! «Речка за мною туманная будет бежать и бежать».  Как же я сама раньше не догадывалась, не понимала, что речка может за тобой «бежать», провожая тебя с родины, скучать по тебе!
«…Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь».
Да, пусть так и будет – «самая смертная казнь». А кто-то выбрасывает эти строки из этой песни.

Вот отрывок из стихотворения «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ»:

…Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
— Я тоже отсюда уеду!

Или другое – о возврате на родину:

Я уплыву на пароходе,
Потом поеду на подводе,
Потом еще на чем-то вроде,
Потом верхом, потом пешком
Пройду по волоку с мешком -
И буду жить в своем народе!
 
Или ещё строки о родине, о несостоявшейся семье, о дочери:

…Но однажды я вспомню про клюкву,
Про любовь твою в сером краю
И пришлю вам чудесную куклу,
Как последнюю сказку свою.
 
Чтобы девочка, куклу качая,
Никогда не сидела одна.
- Мама, мамочка! Кукла какая!
И мигает, и плачет она.
 
Я уеду из этой деревни...
Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь на дворе глубока.

А вот пронзительные строки Поэта о своей Николе и разрушенном храме, которые не дают покоя многим. Стихотворение называется «ПО ВЕЧЕРАМ»:

С моста идет дорога в гору.
А на горе – какая грусть! –
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь.
Былая Русь! Не в те ли годы
Наш день, как будто у груди,
Был вскормлен образом свободы,
Всегда мелькавшей впереди!
Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И все ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила.
Все так же весело и властно
Здесь парни ладят стремена,
По вечерам тепло и ясно,
Как в те былые времена…
1970 г.

Я очень рада, что теперь восстанавливают церковь на духовной родине Николая Рубцова, в его Николе. Жаль, медленно получается.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
 
Перед этой
Жёлтой, захолустной
Стороной берёзовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста!
Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!

Или это, незабываемое:

Взбегу на холм
и упаду
в траву,
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву.
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг
В крови и жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя!..

Россия, Русь – куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы –
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов
в окрестностях
России...
Кресты, кресты...

Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они – и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной –
бессмертных звёзд Руси,
Высоких звезд покойное мерцанье...

Вот, пожалуй, и всё, самое главное, что я хотела сказать о великом Поэте нашей современности – Николае Рубцове. От души сказала.  О нём иначе нельзя.