Шагреневая кожа еврейского кладбища в Виннице - I

Нил Крас
   Особое значение выражения «шагреневая кожа» стало популярным после выхода в свет одноименного творения (1830-1831) французского писателя Оноре де Бальзака (1799 -1850). Французское название сего философского романа - «La Peau de Chagrin» («Ля по дэ шагра») дословно переводится на русский язык как «Кожа печали (горя)», потому что  «сhagrin» означает и сорт кожи (шагрень), и «печаль» или «горе». 
   Иносказательно же говорят так о том, что необратимо и постоянно уменьшается, исчезает. В нашем случае — лакомая территория с целью её застройки дельцами всех национальностей, для которых не существует ничего святого, кроме денег. Надеемся, что это уже' — в невозвратном прошлом …

   Два предварительных замечания.
   Я понимаю, что никто из вас - читателей этой статьи (за единичными исключениями) не помнит ни всех моих статей и упоминаний о старом еврейском кладбище в Виннице, ни подробного содержания других статей о нём же в винницкой (всеукраинской) интернетовской прессе, ни даже главных вех еврейской истории города, а также — еврейских традиций, касающихся кладбищ, прочего, что помогло бы уяснить смысл появления этой статьи.
   Поэтому я постарался, в пределах возможного, многократно проиллюстрировать текст, для чего мне пришлось разбить статью на несколько частей (к каждой в Прозе.ру допускается только одна иллюстрация — в связи с этим я вынужден был использовать коллажи). Чтобы читателям не приходилось «прыгать» от одной части к другой (из предыдущих), я намеренно допустил в тексте ряд повторений уже упомянутого, в том числе - ссылок.

   И ещё одно: не ищите скрытый смысл в моих редких и кратких переходах с русского на украинский язык. Просто в повествовании о фактах последнего времени невольно хотелось мне как-то нагляднее подчеркнуть, что это происходило (происходит) уже в Независимой Украине, а не в СССР или ещё при царе Горохе.   

***

  Чтобы вам понять ход моих дальнейших размышлений, повторяю ещё раз то, о чём уже сообщал ранее. На этом кладбище я бывал всего три раза. Первый — в конце лета 1948-го года, когда там хоронили моего дедушку по материнской линии. Второй — летом 1949-го года, когда я вместе с мамой и отчимом ходил посмотреть установленный на могиле деда памятник. Третий — в августе 2015-го года; это посещение кладбища описано мною тут: Позор всем и насовсем! (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Там же — попытка объяснения моего визита «к дедушке» только во время третьего приезда в Винницу из Германии.
Другие три винницких кладбища, где захоронены мои родственники, я посещал ранее. А вот тут как-то сплоховал. Оправдываясь ещё раз, сообщу, что даже побывал около братской могилы на станции Лог под Волгоградом, где, по моим предположениям, мог быть захоронен мой отец. И, к тому же, добился - через волгоградского облвоенкома - приведения в порядок небольшого памятника на сей братской могиле.
   А вот в случае с теперь уже неведомо на каком месте находившейся могилой очень любимого мною дедушки я оплошал — и потому, вероятно, судьба этого кладбища не отпускает меня уже более десятилетия.
Стараюсь загладить свою вину, что ли: сам уже прадед прошу прощения у своего деда …

***

   Важно также знать, что 15-го октября 1949-го года (почти три четверти столетия тому назад!) кладбище было закрыто (то есть, новые захоронения там были запрещены), но все надгробия, оставшиеся после тамошнего варварства в период оккупации, как и положено на еврейских кладбищах, находились на прежних местах. Во всяком случае, в пределах территории кладбища. Ещё действовал традиционный еврейский принцип «ненарушения могил»: прах усопших должен навсегда остаться в том месте, где они были преданы земле: Еврейское кладбище — Википедия (wikipedia.org), причём некоторые из поваленных маццев были даже подняты (еврейский могильный памятник должен иметь вид  с т о я ч е г о  камня).
   Оставались, однако, и вдавленные в землю памятники: расстрелянные нацистами родственники погребённых под этими поверженными памятниками находились в наскоро засыпанных ямах и траншеях, расположенных в разных местах города, включая и это кладбище. Они, мёртвые, уже ничем не могли помочь восстановлению поруганных варварами памятников над могилами своих родных, погребённых ещё в довоенное время.

   За жертв Холокоста должны были сделать это, в первую очередь, другие винницкие евреи — их в послевоенной Виннице насчитывались многие тысячи. Ведь под расколотыми, повергнутыми, затоптанными сапогами оккупантов памятниками находились останки их бывших соседей, сослуживцев, знакомых.
По некоторым заявлениям - Старое еврейское кладбище в Виннице (mitzvatemet.com) — на кладбище (в какое время: после освобождения города или непосредственно к моменту закрытия кладбища?) находилось около 500 маццев. Эти данные полного доверия не заслуживают (акта состояния кладбища перед последним поворотом ключа на воротах большей частью отсутствующей ограды кладбища, по всей видимости, не существует), но в 1948-1949 г. г.  я видел на этом кладбище ещё немало сохранившихся или даже новых (послевоенных) памятников, число которых не могу назвать даже приблизительно, так как по всей территории кладбища я не ходил. Да и фото с воздуха 1949-го года  (см. коллаж - 1 и в последующих частях статьи) подтверждает наличие большого числа памятников на порушенном месте, отведенном ещё в давние времена для погребения умерших и погибших евреев Винницы (na cmentarzu zydowskim - польск. или на єврейському кладовищі - укр.).
 
   Но кладбище фактически оказалось бесхозным: еврейскую общину партия и её охранка - чекисты разогнали, синагогу, открытую в 1946-м году, закрыли [её, правда, после смерти тирана, в 1953-м году снова открыли, но кто в городе о ней, расположенной полулегально в частном домике около Замостянского рынка, ведал?]. Даже возвратившиеся из армии и эвакуации родственники  погребённых на приходящем в упадок кладбище не могли там ничего изменить (боялись протестовать?). Ограждения (во всяком случае, полного, со всех сторон) кладбище, как уже указывалось, не имело. Немалые отрезки «границы»  представляли собою что-то вроде пропаханной плугом борозды и холмиком возвышающейся рядом земли. И тогда - что было заметно лишь для редких посетителей и рядом  с кладбищем проживающих - начался процесс уничтожения этого кладбища. При полном попустительстве (и, как мы узнаем далее, соучастии в сим злодеянии) городских властей …
   Условия для сего отношения к кладбищу были подходящими: последние годы властвования «гения всего человечества» - изувера, не уступающего в жестокости главарю нацистов - отмечались фанатическим антисемитизмом: пытками и расстрелами выдающихся еврейских учёных и деятелей культуры, повальным лишением евреев занимаемых руководящих должностей, надуманными обвинениями и издевательствами всякого рода. Антисемитам из «простого народа» развязали руки — и те распоясались на всю железку. Кто мог в такое время вспоминать об еврейском кладбище?!

***

   Для меня эта история началась после 24 мая 2012-го года, дня публикации «Вінниця інкогніта. Єврейський цвинтар (livejournal.com) блогером «posterrr»ом (Вадимом Постернаком). Автор - «простой» краевед (имеет ещё ряд увлечений), но как мастерски, можно сказать, профессионально, опять же, «простой» любитель описывает и как глубоко анализирует объекты своего внимания! Никак не научатся у него винницкие журналисты, скользящие по поверхности и упускающие из вида многое, вроде бы, в привлекшем их внимание!
   [Я рекомендую всем, начавшим чтение, переключиться на означенную выше страницу ЖЖ, а уже после этого, если пожелаете, возвратиться к моей статье.]

   До этого я весной 2008-го года читал сообщение о скандальном начале строительства многоэтажного дома на территории старого еврейского кладбища, когда при «экспертизе» как бы следов кладбища на месте будущего строительства не выявили, а при рытье котлована обнаружились останки захороненных и рядом — могильные плиты: Власти Винницы официально запретили строить жилой дом на месте еврейского кладбища // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр. Но я должного внимания к этому инциденту поначалу не проявил: видел не раз, объезжая на велосипеде окру'ги Тернополя, подобные картины, относящиеся к небольшим еврейским кладбищам; один раз даже сфотографировал проход роторного экскаватора через такое кладбище (прокладывалась газовая труба). То было в советское время, в 70-е годы — и искать правду было негде и не у кого. Лишь после статьи В. Постернака до меня «дошла» глубинная суть происходящего и его значение для понимания морали страны, ставшей Независимой.

   Вадим Постернак описывал каменную (кирпичную) стену, «яка напевно огороджувала раніше територію цвинтаря», и прилагает две соответствующие фотографии, сделанные цветущим летом и снежной зимой. [Интересно, набрели ли на остатки «мурованной стены» при разметке нынешних границ кладбища?] А ещё он увидел огороды (картошка, фасоль и прочие овощи), кучи бытового и хозяйственного мусора. И, конечно, - остатки еврейских могильных памятников (маццев): разбросанные среди растущей картошки глыбы из песчаника и гранита с высеченными узорами и надписями на них!
«Чесно кажучи, не розумію я такого варварського ставлення до цвинтаря. Причому, не з боку простого населення, що влаштувало серед колишніх могил свої присадибні ділянки (мертві не повинні заважати існуванню живих), а з боку чиновників, які дозволили зробити із кладовища полігон. І справа не лише в моральних чи етичних почуттях. Якщо навіть підходити до питання із суто прагматичного боку, то із єврейського цвинтаря можна було зробити туристичний об'єкт, аніж тупо зрівнювати його із землею й лишати пустищем.»
К этому резюме В. Постернака и добавить нечего.
   В конце — более сорока комментариев читателей, недоумевающих и возмущающихся! Но никакой реакции в прессе от местных властей, не то чтобы безграмотных, но просто по-хамски бессовестных …

***

   И через полгода я откликнулся на рассказ блогера «posterrr», на позор, которым «украсили» себя городские власти, Институт археологии АН Украины, Государственная инспекция архитектурно-строительного контроля в Винницкой области, Строительно-монтажное управление №2: никто из них не обнаружил при «экспертизе» того, что достаточно хорошо - при простом взгляде - могло быть заметно даже людям с бельмом на глазу. У меня нет никаких доказательств — и я этого не имею никакого права утверждать, но всё же, зная нравы, царившие тогда в Независимой, с полным правом волен подозревать, что вся эта СКД (симуляция кипучей деятельности) оплачивалась заказчиком строительства с добавлением хороших «чаевых».

   Потом мэр города вынужден был выкручиваться из засасывающего его на дно грязного водоворота (в котором и он, вероятно, решил половить рыбку), глупыми ссылками на то, что истинные границы кладбища (они - утверждаю в который раз - не могли исчезнуть из архивов всех организаций!) установлены, наконец, …  представителями международной еврейской организации из Нью-Йорка. И, навешивая очередную лапшу на уши винницких обывателей — созданием комиссии по кладбищу, которая, по всей видимости, никогда не заседала.

  Тогда отчётливо проявилась одна из отвратительных черт - моральное двуличие - мэра-лицемера, которая уже в то время «окрашивала» его карьеру.  Достигнув вершины, он продолжал оставаться таковым (не полинял) и после того, как его  вместе с бывшим подельником [вспомним покрытое «Облаком» - „Cloud“ дезинформации появление фирменного магазина «Roshen»: Винница. misinfo (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru)] избиратели опустили. Цитирую самого себя: «Я уже писал о попытке экс-премьера, нагло улыбаясь, уверить журналистов, задержавших его у входа в элитное жильё, что это он был просто скромно одарен его любимой (подчеркнул сие интонацией!) тёщей-пенсионеркой: какими-то всего-навсего двумя квартирами (стоимостью - всего-навсего - три четверти миллиона зелени) в полузакрытом районе Киева.»:  Всё течёт, всё меняется (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Верить в искренность его слов — опасно заблуждаться. Ибо у таких людей, как говорил Раши (рабби Шломо Ицхаки, 1040-1105) - крупнейший комментатор Талмуда, «уста и сердце в рознь».

***

   Итак, первая моя статья появилась в ноябре 2012-го года: Писать об этом стыдно. Но надо! (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Эта было как бы обзорное сообщение о ситуации с еврейскими кладбищами в Германии прошлого и настоящего, в Украине, в частности, в Виннице. Вторая статья (в сентябре 2015-го года) — после личного посещения кладбища незадолго до этого: повторяю ссылку - Позор всем и насовсем! (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru).

   [В сей публикации я много раз обращался к винницкому историку, специалисту по иудаизму Анатолию Кержнеру (2): У Вінниці помер відомий історик – новини Вінниці (depo.ua). Обращался именно к нему, потому что в статье упоминал его сообщение в информационном издании «Еврейская Винница» и лично познакомился с ним осенью 2014-го года в Кёльне; подробно об этом: В итоге - не только о винницкой синагоге (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru). Но А. Кержнер, увы, ничего не решал.

   А. Кержнер умер 41-летним в апреле 2021-го года: Помер український дослідник юдаїки Анатолій Кержнер | Українська асоціація юдаїки (uajs.org.ua).  В статье, за шесть лет до этого, я обращался к нему как бы 45-летнему, так как при нашей встрече в 2014-м я неверно прикинул его возраст. Он, как оказалось, тогда был на десяток лет моложе, чем мне показалось. Но болезни, которыми он страдал и мною были замечены профессиональным взглядом, внешне его состарили, а я этого почему-то не учёл. Да и предполагать его недалёкую кончину мне в голову не пришло. Хотел поговорить с ним о его здоровье после прогулки по интересующим его местам Кёльна, но, как я писал, общение наше не сложилось — и мы расстались после, так сказать, официальной части. Сейчас я полагаю, что и та несостоявшаяся «неофициальная» беседа не могла бы принести плодов: у Анатолия Кержнера, по моим впечатлениям о нём, были свои философия и не совсем здоровый образ жизни, особое отношение к рекомендациям врачей, да и возможностей современного лечения ему недоставало.
   Из статьи 2015-го года я ни единого слова не поменял или изъял, хотя сейчас понимаю ещё в большей степени, что А. Кержнер ничего изменить, даже продвинуть чуточку был не в состоянии: и по чину - занимаемому им служебному положению, и по особенностям его личности, и, наверное, уже тогда, за несколько лет до внезапной гибели, по состоянию его здоровья. Очень жаль, что Винница лишилась такого специалиста по иудаизму. Да будет благословенна его память!]   

   27-го октября 2015-го года о моей сентябрьской статье, помнится, было рассказано здесь: На старому єврейському кладовищі вінничани облаштували городи (vinnitsa.info). Позднее эту часть сообщения убрали, но главное - десятки фотографий - можно увидеть и сейчас. Это — самый убедительный репортаж (более 60 фотографий!) о состоянии кладбища в конце 2015-го года. Потом эта же моя статья упоминалась не раз в других изданиях, дополняющих приведенные мною сведения. Но лишь после статьи «Огороды на еврейском кладбище в Виннице (jewishheritage.org.ua)» от 10.01.2017-го года мне стало ведомо, кому удалось пресечь это моральное падение властей, утвердивших фиктивные «экспертизы»: «… члены Винницкой религиозной общины "Бейс Менахем Любавич Винница", которую возглавляет раввин Шауль Хоровиц, прибыли на место, чтобы остановить работы по подготовке к строительству будущего жилого дома. … им это удалось.»
И, забегая вперёд: всё, что на кладбище с той весны 2008-го года происходило, состоялось, как утверждают, по инициативе раввина Ш. Хоровица и с его непосредственным участием.
   [Добавлю, что Шауль Хоровиц (Горовиц) прибыл с супругой в Винницу в 2002-м году — и вот уже третье десятилетие возглавляет религиозную службу в организованной им общине.]
   Представляю, какие трудности ему приходилось преодолевать, но в последние годы произошли на кладбище два события, о которых писали  некоторые  винницкие и украинские сайты.
Первое — установление на кладбище мемориала жертвам Холокоста: Меморіал жертвам Голокосту відкрили у Вінниці. — Вінницька обласна військова адміністрація (vin.gov.ua), У Вінниці відкрили меморіал жертвам Голокосту (vitatv.com.ua) (3, 4).
Второе — собраны более или менее сохранившиеся памятники (маццевы) и выставлены в отдельном месте (5, 6). Подходит к завершению огораживание территории кладбища, о чём шла речь, как минимум, последние 10 - 15 лет (7, 8).
   Я вернусь к этим обоим достижениям после того, как опишу вам процесс, в котором никто не хочет разобраться. А мне кажется это немаловажным. И не только для живших ещё в СССР, но и для более молодых поколений Независимой Украины.

   Продолжение следует: http://proza.ru/2023/09/09/1559.